Удивление, огорчение, раздражение — все эти чувства если не выказывались прямо, то угадывались в подтексте отчетов о выступлении советских ватерполистов на чемпионате мира нынешнего года в Испании. Понять авторов отчетов можно. Особенно когда вспоминаешь общий, на редкость неудачный итог чемпионата по водным видам спорта для советских спортсменов. Конечно же и наши болельщики ждали, что ватерполисты сумеют добавить хоть еще одну золотую медаль к той, более скромной паре высших наград, что завоевали пловцы в Мадриде.
Разумеется, и нас, тренеров, и игроков сборной СССР также не обрадовало наше третье место после того, как добрых шесть-семь лет мы выигрывали практически все крупные международные турниры, в которых участвовали. Но не могу не напомнить, что еще в водном поло последних лет стало невозможным выделить одну, две, даже три команды, которые бы явно превосходили в мастерстве остальных. По крайней мере десяток команд сейчас могут претендовать на самые высокие места в крупных международных турнирах, в том числе и чемпионате мира.
Отсюда и кажущиеся сенсации, которых было хоть отбавляй. Сборная Франции вчистую обыгрывает сборную Голландии. А ведь это бронзовый олимпийский призер 1984 года, четвертая команда на прошлом чемпионате мира, представитель страны, где сложилась своя школа водного поло, где им занимается множество людей. Сборная же проигрывает не только французам, но уступает и командам ФРГ и Канады, а в итоге занимает 14-е, предпоследнее место.
Но я начал говорить о примере обратного свойства. Успех сборной Франции только чисто внешне выглядит сенсационным. Это очень опытная команда. В Мадриде она продемонстрировала интересную игру и поистине огромное желание играть. Чего стоит хотя бы ее ничья со сборной США (по ходу матча французы даже вели 4:1). Они заняли в итоге 8-е место, но я нисколько не удивился бы, увидев их выше.
Сборная Венгрии попала в сложные условия — в одной подгруппе с нею оказались команды Италии и Испании. И та и другая прекрасно подготовились именно к этому турниру. Испанцы, понятно, уповали еще и на «родные стены». Не сумев обойти этих соперников, сборная Венгрии могла в дальнейшем бороться уже только за низкие места и оказалась на чемпионате лишь девятой! Однако мне показалось, что тренеров сборной Венгрии она не очень-то огорчила. Они явно готовят команду с прицелом на Олимпиаду-88. Слишком долго не решались они на полное обновление своей сборной. То выводили из нее, то вновь вводили своих звезд. И вот решились. В Мадрид поехала почти новая команда. Я говорю «почти» потому, что знаменитого Чапу с его великолепными физическими данными (рост за два метра) и умением одинаково сильно играть как в нападении, так и в обороне все-таки взяли. Словом, сейчас это команда с очень большой перспективой.
Потерь на турнире не избежал никто. В том числе и его победитель: сборная Югославии в матче с командой Кубы довольствовалась ничьей. Та же в итоговой таблице заняла лишь седьмое место (еще одно свидетельство того, что в бассейне Мадрида слабых не было).
Несколько слов о победителях. Они очень молоды. Два года назад неожиданно для всех выиграли олимпийский турнир. Неожиданно потому, что новый тренер Радко Рудич, хоть и большой спортсмен, сам многие годы выступавший в сборной, возглавил ее буквально за считанные месяцы до поездки в Лос-Анджелес. Да еще сразу же обновил ее чуть ли не полностью.
Верность своим принципам он сохранил в этом году. Стоило нескольким олимпийским чемпионам подписать контракты с итальянскими клубами, как Рудич отказался от их услуг. Буквально накануне поездки в Мадрид он всключил в сборную несколько новичков. И те не заставили его пожалеть о своем решении.
Но попробуем проанализировать итоги чемпионата с чисто спортивной точки зрения. Законодателем ватерпольной моды последних лет была сборная СССР. Понятно, соперники брали у нее все лучшее. Мы играли на центровых, так стали действовать и югославы. Даже пошли дальше. Если у нас в команде двое «столбящих» центральных нападающих, то югославы нашли троих. Причем достаточно молодых: Паскуалино — 25 лет, Петровичу — 24, а Милановичу и вовсе 21 год.
Как и у нас, играют эти нападающие «в очередь». Лишь в финальном матче чемпионата им довелось оказаться в воде всем вместе, ибо со свистком арбитра на окончание восьмого (!) дополнительного периода в запасе у югославов оставался всего один ватерполист — вратарь, уже надевший шапочку полевого игрока.
Кстати, мадридский чемпионат показал все несовершенство новой системы. Принцип игры «до результата» введен впервые. И сразу же в матче за третье место пришлось назначать дополнительное время дважды, а за первое четырежды. Финалисты играли «на износ», по времени сыграли едва ли не два матча в одном. О каком качестве и спортивной ценности таких матчей можно говорить?
В заголовок статьи я вынес тезис, что на нынешнем чемпионате в центре внимания оказались центровые. Все команды играли на них. И сборной ФРГ с ее мощным центровым Штаммом, и команде США с не менее сильными Шредером и Кэмпбеллом (о сборных СССР и Югославии я уже говорил) подобная тактика была привычной. Даже сборная Италии, этот апологет подвижного нападения, больше действовала через своего центрового, хотя тот и не блистал статями, да что там — был просто легким для этого амплуа. А ведь незадолго до чемпионата не кто иной, как итальянцы вместе с испанцами внесли предложение, суть которого сводилась едва ли не к ликвидации амплуа «столбящих» нападающих в водном поло. Был проведен даже показательный международный турнир по новым, экспериментальным правилам.
Все забылось в тяжелой воде мадридского бассейна. Даже испанцы, не имея в составе ярко выраженного центрового, постоянно выдвигали вперед кого-либо из подвижных нападающих. Если и не для завершения атак, то для розыгрыша через него мяча. Думаю, что почетным пятым местом они в немалой степени обязаны именно этой новинке.
Итальянцы же и вовсе никак не могут пожаловаться на крутую смену направления в тактике, я бы сказал, в самих взглядах на водное поло. После восьмого места на Олимпиаде-80, седьмого на Олимпиаде-84, лишь девятого на чемпионате мира в Эквадоре, «серебро» на нынешнем. Причем у сборной Италии был вполне реальный шанс повторить и свой успех, достигнутый на чемпионате мира-78.
Круто сменили курс ведущие команды мира и в обороне. Почти все отказались от прессинга. Даже американцы, которые за счет традиционно высокой плавательной подготовки добивались преимущества именно прессингом, теперь перешли на «зону».
Картина выглядела даже несколько парадоксальной. Наша сборная в матчах с командами ФРГ, США, да и Югославии, оборонялась пусть не чистым, но зонным прессингом. Соперники же применяли так называемую зонную подстраховку. Нашу «фирменную» систему, разработанную еще в конце 70-х годов.
Впрочем, все это детали чисто профессионального свойства. Читателя же интересует вопрос: почему и как наша сборная сделала шаг назад?
Досконально изучив нашу игру в нападении, соперники нашли противоядие. Во-первых, обезопасили себя от контратак, этого сильнейшего нашего оружия. Ведь функционально советские ватерполисты подготовлены лучше других, вот и уплывали они от соперников во время этих контратак.
Сейчас же, играя, как я уже сказал, практически без подвижного нападения, соперники действовали крайне осторожно, дорожили каждым мячом, разыгрывая его только «до верного», стремглав возвращались назад в случае его потери.
Во-вторых, они сумели в какой-то мере нейтрализовать наших грозных, центральных нападающих за счет очень грамотной коллективной игры в обороне. Георгия Мшвениерадзе, например, в отдельные моменты опекали сразу трое соперников.
Основа основ любой командной игры — оборона. А тут-то наша команда сыграла ниже своих возможностей, значительно хуже, чем на любом из турниров последнего шестилетия. Наша защита пропускала такие голы, какие по логике вещей никак не должна была пропускать. Не очень надежно сыграв в обороне коллективной, в индивидуальной защитники и вовсе допустили целый ряд грубейших промахов. Вдалеке от своих ворот они зарабатывали неоправданные, не вызываемые игровой обстановкой удаления. Вблизи же ворот вместо плотной опеки вдруг переходили на подстраховку. Игру на грани фола мы допускаем только в том случае, если воротам грозит непосредственная опасность. Но такого вот умения дифференцировать методы защитных действий нашим игрокам и не хватало. Даже опытнейшие Евгений Гришин и Нурлан Мендыгалиев «фолили» там, где этого совершенно не требовалось.
Возможно, итог чемпионата был бы для нас иным, не получи травму Евгений Шаронов, которого все без исключения специалисты называют лучшим голкипером мирового водного поло. Реальными же остаются новый поиск в тактике и проблема обновления состава нашей сборной. Последний процесс у нас явно задерживается: всего два новичка — Апанасенко и Шарофеев поехали на чемпионат мира. Но эта последняя проблема тесно связана с состоянием всего нашего детского и юношеского водного поло.
Мы постоянно, годами отстаем от ватерполистов Венгрии, Югославии, Италии в технической подготовке. Отставание это идет от детского водного поло. Делается тут, правда, немало. Перевели, например, юношеские соревнования с 30-метрового поля на 25-метровое. Ясно, чем меньше поле, тем больше роль техники владения мячом.
Но делать надо куда больше. Прежде всего в корне изменить саму систему оценки работы детских тренеров. Я сознаю, что тут лишь присоединяю свой голос к тому хору, что годами звучит во всех спортивных играх. До каких пор цену детским тренерам будут определять места, занятые их командами на тех или иных, часто и незначительных соревнованиях, а не количество воспитанников, которых они дают в юношескую, молодежную, национальную сборные?
Чемпионат мира по водному поло
Испания (Мадрид). 13—23 августа
Группа «А»: 1. Италия. 2. Испания. 3. Венгрия. 4. Израиль.
Группа «В»: 1 Югославия. 2. Куба. 3. Австралия.
Группа «С»: 1. ФРГ. 2. Франция. 3. Канада 4 Нидерланды.
Группа «D»: 1. США. 2. СССР 3. Бразилия. 4. Греция.
Полуфинальные группы
Группа «А»: Италия — Куба 9:7, Югославия — Испания 10:6, Куба — Испания 12:11, Югославия — Италия 8:5, Италия — Испания 8:7, Югославия — Куба 11:11.
Группа «В»: СССР — Франция 13:4, США — ФРГ 10:9, СССР — ФРГ 9:8, Франция — США 6:6, ФРГ — Франция 10:4, США — СССР 10:8.
Полуфиналы: Югославия — СССР 8:6, Италия — США 10:9