Владимир САФРОНОВ, заслуженный тренер СССР, старший тренер сборной юниоров страны по водному поло.
Выступления наших юных ватерполистов на чемпионатах Европы в 1983 и 1984 гг. не могли нас не огорчить. 4-е и 7-е — с такими местами советские ватерполисты смириться не могли. Поэтому к последнему сезону мы готовились тщательно, как никогда. Предстоял чемпионат Европы на Мальте и чемпионат мира в Турции. Экзамены, что и говорить, ответственные, а держали их одни и те же юноши 18 лет. И выдержали с честью.
В бассейне столицы Мальты Валетта собрались 8 сильнейших команд континента. Наша сборная показала там стопроцентный результат, выиграв все семь своих матчей. А через 20 дней отправилась в Стамбул, куда съехались 12 лучших команд земного шара.
Выскажу несколько наблюдений, касающихся наших главных соперников, с ними нам еще встречаться.
Сборная Югославии на чемпионате Европы выделялась прекрасным подбором игроков — высокорослых атлетов. Высока у них и техника владения мячом. Прежде отставала плавательная подготовка, теперь и она и скоростная выносливость на должном уровне. Тем не менее югославы не попали в финал.
Казалось бы, что можно сделать за остававшиеся до чемпионата мира 20 дней. Тренеры югославов сделали, заменив пять игроков основного состава. Сам по себе такой ход напрашивался. Весь вопрос в том, кем заменили. Оказалось, ребятами, на два года моложе тех, кто выступал на чемпионате Европы. В результате, сыграв вничью с серебряным призером — сборной Венгрии, югославы заняли третье призовое место.
Секрет такого взлета — в прекрасно поставленной в этой стране селекционной работе в детских ватерпольных клубах. В Югославии есть даже специальные тренеры-селекционеры, специализирующиеся только на отборе талантливой детворы сначала в спортшколы, а потом и юношеские команды всех возрастов. Тренеры сборных могут целиком положиться на этих специалистов, отдавая свое время лишь работе над тактикой.
Словом, юные югославы остаются нашими основными конкурентами и на очередном чемпионате Европы, который состоится уже в нынешнем году. Как и венгры, выделявшиеся на обоих турнирах — и в Валетте, и в Стамбуле — своими скоростными маневрами, высокой техникой владения мячом.
Очень хорошее впечатление оставили юниоры Испании и ФРГ. Последние действуют на поле в том же ключе, что и взрослая сборная этой страны, обращая особое внимание на строгую игровую дисциплину и высокую физическую и плавательную подготовку игроков.
Первое, на что обращаешь внимание в игре всех этих команд, — высокие скорости, на которых выполняются все технические приемы. Решения принимаются мгновенно, так как продолжения наиграны заранее. Наличие подвижных нападающих с хорошей стартовой скоростью позволяет командам много контратаковать.
Позиционное нападение все они ведут через центральных нападающих. Традиционно сильны они у венгров. Выделяется Андраш Гровроски. Центральные нападающие не боятся брать завершение атак и на себя. Когда же мяч разыгрывается «на столба», в ход пускаются так называемые скрестные перемещения. Выглядит это так.
Два подвижных нападающих идут в атаку на левом (ватерполисты называют его удобным) фланге против двух защитников. Пути их пересекаются, и в этот момент один из них освобождается от своего опекуна, которому поставил заслон его партнер. Центральный нападающий делает ему высокую передачу, и он без промедления пробивает по воротам.
Особенно эффективно выглядит эта комбинация в исполнении югославских, испанских и кубинских ватерполистов. Именно с нее на чемпионате Европы югославы забили нам 3 мяча, причем с игры, то есть в равных составах.
У сборной Кубы хороши и так называемые диагональные передачи с завершающим броском по воротам от воды. Такие броски очень трудно берутся вратарями.
Наши ребята тут не уступают соперникам. Надо видеть, как здорово сыгралась пара Дмитрий Горшков из ЦСК ВМФ и Дмитрий Апанасенко из московского «Динамо». Первый имитирует бросок вратарю соперников, тот выходит на него, а он мгновенно (и это главное — мгновенный перепас!) набрасывает мяч на руку товарищу.
Эти комбинации применяются в игре против зонной обороны. Но ведущие команды мира чаще всего сочетают зонную систему защиты с прессингом. Прессинговать все время трудно, мало кто на это отваживается. Да и при прессинге по всему полю защитники неизбежно вытягиваются на своих подопечных далеко от ворот и не успевают на подстраховку партнеров, опекающих центрального нападающего противника. Поэтому чаще всего команды начинают обороняться зоной, а к прессингу переходят где-то на 25-й секунде времени, отведенного на атаку противнику, когда тот уже готов к ее завершению.
И все же наша команда в бассейне Валетты оборонялась прессингом с подстраховкой игрока, получившего так называемый свободный. На чемпионате мира мы перешли на свободную зону с хорошей взаимной подстраховкой защитников, опекающих центрального нападающего соперников. Особенно часто помогали своим опорным защитникам отбирать мячи у центральных нападающих противника львовский динамовец Вадим Рождественский и московский студент Сергей Ганеев, что позволяло команде быстро переходить в контратаку.
Контратака же как раз тот фундамент, на котором и зиждется наша тактика игры в нападении. Правда, завершение контратак оставляет желать лучшего. Виноваты все те же пробелы в технической подготовке игроков, о которых мы из года в год ведем разговор с тренерами детских спортшкол.
При контратаке пас должен быть, как никогда, точным, выверенным, я бы сказал, удобным для адресата, чтобы тот мог мгновенно обработать мяч и отправить его в ворота соперников. У наших ребят здесь слишком много брака.
Нам следовало бы взять лучшее из американской и особенно кубинской школы водного поло: резкие, мгновенные броски с переводом, практически без обработки, как бы волейбольным приемом. У них чуть освободится игрок, как ему следует передача, и он бросает без промедления, неожиданно и для защитников, и для вратаря противника. Именно так кубинцы прямо-таки закидали испанцев — 11:5.
Если контратака не получилась, сборная СССР переходит к позиционному нападению с розыгрышем мяча «на столба». Благо центральные нападающие Рождественский и Владимир Карабутов из волгоградского «Спартака» свои функции выполняют исправно.
Каждый из них может обыграть опекуна один на один и забить сам гол. Или же соперники заработают изрядное количество удалений.
Игра «на столба» сочетается у нас с проходами подвижных нападающих к центральным. При розыгрыше «лишнего» мы меняем построения 4+2 на 3+3, и наоборот, что запутывает защиту соперников.
Разнообразием атакующих действий объясняется, в частности, и тот факт, что в сборной юниоров, как и в нашей национальной сборной, результативность игроков распределяется очень равномерно. Никто не гонится за тем, чтобы увеличить собственный счет голам, каждый играет прежде всего на команду.
Обороняясь в меньшинстве, мы выстраиваем подвижную зону, если противник атакует по системе 3+3, или даже знаменитый «забор», если он ведет на наши оборонительные порядки массированное наступление в построении 4+2 и оба края у него ударные.
Против нас соперники пытались применять и плотную опеку. Но тогда простор получали наши центральные нападающие. Венгры, испанцы, итальянцы уходили во встречах с нами в глухую защиту, выстраивая так называемую глубокую зону с подстраховкой своих защитников, опекающих наших центральных нападающих.
Тут слово получали наши ударные игроки задней линии. А столь любимый ватерполистами термин «ударный» применим едва ли не ко всем игрокам сборной СССР. Если кого-то выделять, то назову Горшкова и Апанасенко, львовянина Вадима Скуратова и Олега Шведова из Душанбе.
Уступая соперникам в технике, мы добились побед в двух турнирах столь высокого уровня — чемпионатах Европы и мира за счет высокой работоспособности всех игроков, их скоростных качеств (средний результат команды в плавании вольным стилем на «сотке» — 59 секунд: наш Ганеев забирал у соперников большинство разыгрываемых на центре мячей) и высокой тактической оснащенности.
Успех юных ватерполистов должны по праву разделить тренеры, подготовившие их в своих клубах. Особенно следует отметить хорошую подготовку резервистов для сборной в ДЮСШ (Львов), «Динамо» (Алма-Ата), «Мехнате» (Ташкент), «Трудовых резервах» (Москва), ЦСК ВМФ, «Спартаке» (Волгоград).