Чемпионат СССР по водному поло пересек своеобразный экватор. Большинство матчей сыграно. Однако в непосредственном споре за призовые места командам финальной шестерки осталось провести между собой ровно столько встреч, сколько они уже провели — по пять. А об окончательном распределении призов мы узнаем только осенью, когда будет проведен заключительный тур чемпионата.
Приметы нынешнего сезона, основные направления в развитии нашего водного поло, нашедшие отражение в играх чемпионата страны среди команд высшей лиги, — таковы темы раздумий авторов этого обозрения.
Спор брони и снаряда
Муртаз Гулидани, мастер спорта.
Зонную защиту, призванную нейтрализовать центральных нападающих противника, ватерпольные команды всего мира применяют издавна. В последнее же время в игре против особо опасных нападающих, которых трудно сдержать один на один, эта система обороны трансформировалась в подвижную зону. Она преследует цель не дать центральному нападающему ни времени, ни возможности для обработки мяча.
Суть ее — вроде бы в хорошо известной подстраховке. Однако это уже не простая подстраховка, но своеобразная ловушка для нападающего. Как только партнеры подбрасывают ему мяч, два защитника устремляются к нему с двух сторон. Попробуй тут развернуться и предпринять что-либо серьезное для создания угрозы воротам!
Если защитники достаточно подвижны, этот маневр чаще всего им удается. И пока ни одна команда, ни один, так сказать, прирожденный столбящий форвард, а тем более игрок, исполняющий его обязанности, не решили до конца задачи, как бороться с такой вот зоной-ловушкой.
Георгий Мшвениерадзе и Михаил Иванов один на один способны обыграть любого защитника на пятачке перед воротами. Но что могут поделать даже они против двух игроков сразу?
Этот пример лишний раз доказывает: в современном водном поло выигрывает тот, кто способен быстрее принимать решения. Да не простые, а нестандартные, оригинальные. А это под силу только очень подвижным ватерполистам.
Сказанное не исключает наличия в тактике команд и так называемых стандартных комбинаций. Среди них есть и такие, что наигрываются сразу всей командой. Так. при контратаках чаще всего мяч отправляется одному из нападающих на самый край. Понятно: оттуда больший обзор поля, хорошо виден и центр, и другой край. Когда пойдет розыгрыш контратаки и партнеры подтянутся, с края удобнее всего дать лас на одного из них.
Потому-то у защищающихся команд и наметилась тенденция брать под плотную опеку выходящих крайних нападающих. Защитники поначалу дают свободно вести мяч игрокам задней линии команды соперников. Но в критический момент устремляются на них. оставляя своих подопечных — крайних. Ведь тех всегда можно перекрыть, не дать возможности получить мяч. Да и сами эти крайние оказываются далеко не в опасной для ворот зоне. Итак, все перекрыто, связи нападающих утрачены, обороняющаяся команда свою задачу выполнила.
Но нападающие не устают искать возможности для результативных атак. Очень скоро они обнаруживают, что. если еще одного защитника соперников увлечь за собой на край, задержать мяч, а потом быстро передать его в центр, там можно создать превосходство в силах.
Особенно остро разгорается борьба при численном неравенстве команд. Если игроки команды, защищающейся в меньшинстве, сумеют предугадать, кому из соперников будет передан пас для завершающего броска, — это уже почти стопроцентная гарантия неприкосновенности своих ворот.
Но предугадать маневры нападающих чрезвычайно трудно, они тщательно маскируют свои ходы. В нынешнем водном поло в каждом матче огромное количество атак и контратак. Нападающий в среднем делает 35—40 рывков за матч. Не только выходов для непосредственного за вершения атаки, но и таких, что преследуют чисто тактические цели: из мотать защиту, подавить волю соперника, вызвать у него моральную усталость, подчас даже отбить охоту воз вращаться к своим воротам — дескать, все равно не успею.
А значит, игрокам защищающейся команды надо при каждой потере мяча немедленно, не теряя ни секунды, плыть назад, да еще постараться «тянуть» за собой и своих малоподвижных центровых. Только тогда броня выиграет спор у снаряда.
У каждого свои аргументы
Александр Кабанов, заслуженный мастер спорта.
Может быть, наиболее примечательной чертой нынешнего сезона является увеличение группы лидеров чемпионата страны. Если обычно борьба за высшие награды сводилась к спору ЦСК ВМФ с динамовцами то Москвы, то Алма-Аты, а несколько раньше — с МГУ, теперь с тем же вырвавшимся вперед клубом военных моряков спор ведут все эти три команды. Каждая со своими, но одинаково вескими аргументами. Не могу сказать об абсолютном выравнивании класса, но нивелирование мастерства — в лучшем смысле этого слова — команд, расположившихся в верхней части таблицы, определенно произошло.
Московское «Динамо» в этом сезоне будто на несколько лет повзрослело. Подбор игроков в команде лучше. чем в любой другой. Потенциальные возможности ее велики. Но вот какая-то незрелость не позволяла динамовцам превратить свои преимущества в очки.
В том, что наконец-то это случилось. заслуга прежде всего Георгия Мшвениерадзе. Я считаю его на сегодняшний день лучшим нашим ватерполистом. В нападении он отлично играл и прежде. Теперь же, круто изменив свое отношение к защитным действиям, не уступает партнерам и в игре в обороне.
В течение двух сезонов 1981—1982 годов в нашем водном поло торжествовала алма-атинская школа. Она основана на прекрасной плавательной подготовке, высокой подвижности игроков и, что, может быть, самое главное, на строжайшей игровой дисциплине. В алма-атинском «Динамо» рационализация стиля была доведена до того, что каждый игрок отдавал все, что имел, принося на своем месте максимальную пользу команде.
Школа у алмаатинцев осталась прежней, даже наверняка выросла. Но новинкой быть перестала. Соперники, с одной стороны, брали из нее все лучшее, с другой — подбирали к ней ключи. И сейчас динамовцам столицы Казахстана сделать рывок уже трудно: идущие грудь в грудь с ними соперники не позволяют.
МГУ — команда вдохновения. Пошла игра — ее не удержишь. Не идет — и каждое очко достается с превеликим трудом Все у студентов импульсивно, все подчинено настроению. А надо бы подчинять более надежному — волевому настрою.
Опытнейший тренер Михаил Михайлович Рыжак — человек основательный, он, разумеется, отлично разбирался в этих нюансах. Но вынужден был идти от подбора игроков.
Напрашивается вопрос: почему надо зависеть от подбора игроков, почему бы самому не руководить подбором? Ответ неутешителен: все дело в дефиците классных игроков в нашем водном поло.
Под классностью я подразумеваю высокую технику и плавательную подготовку. базирующиеся на хороших физических данных ватерполиста в сочетании с тонким пониманием игры В МГУ сейчас есть неплохие игроки, но по-настоящему классными я мог бы назвать только двоих: Сергея Наумова и Нугзара Мшвениерадзе.
В сущности, это проблема почти всех наших команд. Почему оказался в самом низу турнирной таблицы ташкентский «Мехнат»? Команда имеет свой стиль игры, основанный на атаках и контратаках своих некрупных, но чрезвычайно подвижных нападающих. которых ведет за собой чемпион Московской опимпиады Эркин Шагаев. Стартовая семерка «Мех-ната» еще смотрится, «скамейка» же крайне бедна. Сражается команда до конца, но всякий раз ей не хватает пресловутого «чуть-чуть». Всего один мяч, но проигрывают узбекские ватерполисты ЦСК ВМФ и динамовцам Алма-Аты, вынуждены довольствоваться ничьими в складывающихся вроде бы благоприятно для себя матчах с «Торпедо», динамовцами Киева и Тбилиси.
О «Москвиче» в плане классности и говорить нечего. У команды одна надежда: поведет ее за собой бесспорный лидер Евгений Шаронов, другие еще сумеют его поддержать. Стоит ему чуть снизить уровень игры, как на «Москвич» и смотреть не хочется.
Слабый старт тбилисского «Динамо» многие склонны были отнести к неожиданностям чемпионата. Мы привыкли видеть тбилисцев если не на пьедестале почета, то в шестерке сильнейших. А тут в пяти играх — 0 очков. Ну а если подумать: на что могут рассчитывать ватерполисты, которые два первых периода проводят великолепно, а потом «ходят по воде пешком»? Динамовцев Москвы в первых периодах переигрывают вчистую. а концовку уступают — 0:5.
Неудачи тбилисцев — яркий пример того, как физическая подготовленность влияет на психологическую устойчивость игроков. А эта устойчивость и стабильность выступлений также относятся к показателям классности.
Об этом вспоминаешь и говоря о вошедшем в финальную шестерку киевском «Динамо», и о львовском «Динамо». Киевляне, например, матч с московским «Динамо» провели с таким подъемом, что их грозные соперники еле-еле ушли от поражения. Следующую же встречу — с ленинградской «Балтикой», натолкнувшись на гибкую, хорошо организованную оборону, о которую разбивались атаки их физически мощных нападающих, киевляне проиграли с разгромным счетом — 3:9. Картина точь-в-точь повторилась в матче с динамовцами Алма-Аты. снова поражение — 3:11. Даже «Москвич», оборону которого сумеп сцементировать Шаронов, едва не стал камнем преткновения для выхода киевлян в заветную шестерку.
Львовское «Динамо» — команда с будущим. Но и она отдельные матчи проводит безвольно. Особенно когда львовяне считают соперника себе не по силам. Уже к началу четвертого периода проигрывать 3:9, как было во встрече с ЦСК ВМФ. это в водном поло может означать только одно — отдавать матч. И это тревожит, ибо совершенно несвойственно советской школе водного поло. Львовянам, имеющим в своем составе таких лидеров, как игроки сборной СССР Николай Смирнов и Павел Прокопчук, забывать об этом нельзя.
Тут возникает и такая опасность: у игроков, мало знающих вкус побед, может развиться своеобразный комплекс неполноценности: дескать, куда нам, не потянем. Мы привыкли скороговоркой упоминать о необходимости психологической подготовки спортсменов. А тут вот она, эта насущная необходимость. И примеры перед глазами: в командах-лидерах существует только один настрой, настрой на победу. Поэтому там и самый средний игрок считает себя обязанным в каждом матче выкладываться до конца ради победы.
Хорошо смотрится нынче ленинградская «Балтика». Подбор игроков в команде отличный. Все атлеты — цепкие, как мы говорим, прекрасно держат удар: проигрывая ККФ 1:5. а ленинградскому «Динамо» даже 1:7. сумели свести оба матча к ничьим. Но и ватерполистам «Балтики» недостает веры в себя. Повели во встрече с ЦСК ВМФ 2:0 и будто испугались: «Что же мы делаем, ведь играем-то против самого чемпиона!» Итог нетрудно было предсказать.
Потенциальные возможности команды очевидны, только бы не затянулся период ее становления, прибавили бы спортивной злости игроки, и, уверен, «Балтике» вполне по сипам возродить былые славные традиции ленинградского водного поло.
Как вернувшимся после шестилетнего перерыва в высшую лигу торпедовцам Москвы по силам напомнить о не менее славных традициях своего клуба. Цвета торпедовцев защищают такие мастера, как Вадим Жмудскии, чемпион Московской олимпиады Майт Рийсман, Шалва Бреус, — есть кому повести команду вперед. Нужно лишь и тренерам и игрокам хорошо осознать. что требования, предъявляемые высшей лигой, значительно посложнее тех, к которым они привыкли, выступая в первой.