Розыгрыш Кубка СССР по водному поло сам по себе является соревнованием весьма престижным. В Кубке-83 же была еще и некая важная подоплека, делавшая завоевание его желанным вдвойне. Дело в том, что советские ватерполисты участвуют в розыгрышах Европейских кубков через год.
Так вот настал он и на этот раз, когда в бассейне спорткомплекса «Олимпийский» собрались четыре финалиста, соискатели Кубка-83: ЦСК ВМФ, МГУ, динамовские команды Москвы и Киева. Их встречи должны были определить не только обладателя почетного трофея, но и команду, которой будет предоставлено право участия в соревнованиях на Кубок обладателей кубков европейских стран.
Наконец, этот последний турнир уходившего сезона служил и важной проверкой готовности наших ведущих команд и их игроков. Тренеры стремились опробовать все, что заготовили к открывавшемуся буквально через десять дней новому чемпионату СССР. Игроки выходили на матчи с особой ответственностью: многие из них уже были включены в список кандидатов в сборную СССР, другие не потеряли надежды попасть туда в этом особенно важном сезоне — сезоне Олимпиады
Без прошлогоднего обладателя приза — алмаатинского «Динамо» розыгрыш нынешнего Кубка вылился в своеобразный домашний спор московских команд. Да простят меня киевские динамовцы, но они здесь оказались «не в своей компании». Что-то на предварительной стадии розыгрыша было не в порядке у алмаатинцев, вот и пропустили они из своей подгруппы в финал киевлян.
Резервы у киевского «Динамо» неисчерпаемы — на Украине много хороших ватерполистов. Физическая подготовка динамовцев всегда находится на высоком уровне. Применяют они и позиционное нападение, демонстрируют и контратаки. Но все это как-то недостаточно отшлифовано, потому частенько и не находит логического завершения. Да и слишком много у них тяжеловесных игроков в составе: Александр Качалов, Николай Калинин, Александр Авдеев, Константин Бохорский — с ними не очень-то ринешься в быструю контратаку.
Тренеры МГУ же по всем признакам решили подвести своих игроков к пику формы не к Кубку, а к чемпионату страны. Так и получилось, что спор за почетный трофей на решающей стадии свелся к единоборству ватерполистов ЦСК ВМФ и московского «Динамо».
Вышло, что к последнему матчу не было уже ни у одного из его участников и того дополнительного стимула, о котором говорилось выше: ЦСК ВМФ уже завоевал право участвовать в розыгрыше Кубка европейских чемпионов, как чемпион СССР 1983 года, освободив тем самым место в Кубке кубков второму финалисту Кубка нашего, то есть московскому «Динамо».
Но достаточно оказалось и желание соперников завладеть почетным трофеем как таковым: я не припомню, чтобы так бескомпромиссно, с такой полной отдачей сил сражались за победу старые соперники. Не раз даже на самой последней минуте и тот и другой могли одним броском решить исход встречи в свою пользу. Счастье оказалось на стороне ватерполистов ЦСК ВМФ. Им достаточно было ничьей, и они ее добились. Так ЦСК ВМФ сделал золотой дубль сезона, выиграв и Кубок, и золотые медали чемпионата страны.
Меня, как тренера команды-победительницы, порадовали оба наших вратаря: и ветеран Вячеслав Собчен-ко, и молодой Сергей Бычков. Их надежная игра придавала уверенности и защитникам, они действовали более раскованно, без оглядки на ворота. Мы смогли смело варьировать оборонительными построениями, переходя от прессинга к подстраховке. Позволяли себе и экспериментировать, применяя смешанную систему защиты.
В основной состав команды очень удачно вошел воспитанник нашей детской спортшколы полузащитник Сергей Кузнецов. Игрок скоростной, он прибавил подвижности и всей команде, как бы подстегивая партнеров в переходах в контратаки. Рядом с ним и другими полузащитниками, или, как их теперь называют, подвижными нападающими, быстрее заиграли и такие ватерполисты, как Вячеслав Оботков, Александр Бойко, Александр Третьяков. В этом прибавлении скорости мне видится дополнительный потенциал для усиления игры команды.
Кандидатов в сборную страны в нашей команде пока трое: Вячеслав Собченко, Александр Кабанов и Александр Клейменов. В кубковых матчах они доказали, что в почетный список включены по праву. Но не хуже выступали Александр Бойко и его тезка Третьяков. Прекрасные индивидуальные данные, богатый опыт, в том числе и международные встречи в розыгрышах кубков, дают им все основания надеяться войти в круг кандидатов в главную команду страны.
О нападении подвижном и позиционном
Анатолий Влюменталь, заслуженный тренер СССР
В игре финалистов Кубка СССР как в зеркале нашли свое яркое отражение два направления в развитии современного водного поло. Московское «Динамо» имеет в своем составе двух мощных лидеров нападения: Георгия Мшвениерадзе и Михаила Иванова. Нейтрализовать их очень сложно, обыграть один на один они могут любого защитника, не случайно же против них можно играть, только применяя подстраховку. Розыгрыш мяча в нападении динамовцы ведут больше всего через этих нападающих.
В ЦСК ВМФ сегодня таких лидеров нет. Может, это побуждает всю команду играть значительно строже, игроков быть предельно внимательными в защите, а в атаке делать ставку на подвижных нападающих.
И все же было бы неправильно пытаться непременно втиснуть игру того и другого финалиста в строго определенные рамки: есть у тебя мощные центровые, значит, ты исповедуешь только позиционное нападение, нет их —ты выразитель нападения подвижного.
Конечно, когда в воде Мшвениерадзе, то динамовцы много играют на него, и он этот акцент оправдывает. Но только ли из статичного положения забивает он голы? Вот один эпизод. Ему дали пас на выход. Георгий рванулся и, чуть пройдя с мячом, прекрасно забил гол. И тут вспоминаешь, что это вовсе не одиночный эпизод, что в такой, а вовсе не в статичной манере Мшвениерадзе забивает множество голов.
В течение целого периода у динамовцев в воде вообще не было определенного «столбящего» центрового, а отыграли они этот период неплохо.
В ЦСК ВМФ, как уже было сказано, таких «штатных» центровых нет вообще. Но и тут правильнее сказать: нет таких, которые соответствовали бы сложившемуся стереотипу — мощных, но не очень подвижных, считающих место на пятачке перед воротами своим единственным местом в нападении.
Игроков же, которые могут занимать это место периодически, когда диктует обстановка на поле, в команде предостаточно. Я уж не говорю об Александре Кабанове. Несмотря на то что он вовсе не соответствует привычным представлениям о «столбящих» центровых, в лучшие свои годы он выполнял их функции прекрасно. Сейчас «на столба» он выходит реже, но все же для него это дело привычное. А вот Александр Третьяков вроде бы прирожденный защитник. Между тем на месте позиционного нападающего он себя чувствует прекрасно, хорошо играет с воздуха, то есть пытается переправлять в ворота соперника мячи, адресованные ему верхними передачами-набросами.
Поэтому нельзя так ставить вопрос: раз пошла мода на подвижное нападение, значит, надо отказаться от нападения позиционного. Даже при хорошей линии подвижных нападающих наличие в составе команды нападающих позиционных может только усилить игру команды. Другое дело, что готовить на роль последних вовсе не обязательно высокорослых, мощных тихоходов. В сборных Испании и Италии, например, их нет, а в последней, сколько я ее помню, и никогда не было. Но значит ли это, что команды вовсе отказались от позиционного нападения? Отнюдь. Если надо, функции «столбящего» центрового могут у них взять на себя многие игроки, ибо специально к этому готовятся.
Несколько слов об игре «на столба», характерной для всех четырех финалистов Кубка СССР. Это до предела рациональный розыгрыш мяча с набросами его на игрока, занявшего место центрового. Расчет прежде всего на получение его опекуном трех фолов. Ох уж это пресловутое правило третьего фола, так тормозящее развитие всего водного поло! Вернее, не само правило, а его толкование нашими арбитрами.
В правилах-то сказано, что судьи могут удалить игрока из воды и после первого или второго фола, но все они непременно ждут третьего. Вот и видим мы одну и ту же унылую картину: наброс за набросом, ошибется опекун центрового — тот попытается сам забить гол, нет — так после третьего фола его все равно удалят из воды, и атакующая команда получит численное преимущество.
Контратаки если и удаются, то чаще всего начинаясь из-под малоподвижных центровых. К тому же они протекают в каком-то рваном ритме. Не видно массированного наступления, уверенного штурма ворот противника. Дело тут, по-моему, не столько в недостаточной наигранности таких контратак, сколько в плавательной подготовке исполнителей. Она не на высоте даже у лидеров — ЦСК ВМФ и московского «Динамо». Не могут они показать динамичной, подвижной игры на коротких отрезках, очень скоро перед воротами образуется шесть пар из нападающих и их опекунов, вся острота атаки пропадает.
Специалисты не раз сетовали на недостаточное умение наших ватерполистов в реализации численного преимущества. В острых поединках в каждой команде бывает до 10, а то и 15 удалений за игру. Это значит, что каждый раз соперник в течение 45 секунд имеет «лишнего» игрока. Статистика говорит: если команда сумеет реализовать численное преимущество в 65—70% предоставившихся ей случаев, она выйдет победителем в матче. Отсюда ясно, сколь важно работать на тренировках над розыгрышем «лишнего». Между тем кубковые матчи показали, что ни одна из команд-участниц не имеет четкого рисунка, хорошо наигранных комбинаций этих розыгрышей.
Вот характерная картина в матче финалистов. ЦСК ВМФ защищается в меньшинстве, «Динамо» пытается реализовать свое численное преимущество. И почему-то только через связку Евгений Гришин — Михаил Иванов. Да, и тот и другой великолепно владеет броском. Но ведь это же хорошо известно и игрокам ЦСКА Вот они и закрывают Гришина на его ударном краю, прерывают его набросы Иванову. Секунды бегут, динамовцы спешат, вынужденно переводят мяч на неударный край, скажем Сергею Никифорову, а вратарям ЦСК ВМФ забить оттуда невозможно.
Словом, над этим важным тактическим элементом — реализацией численного преимущества нашим ватерполистам следует еще поработать немало.