В нынешнем году волейболистам сборной СССР предстоит участие в чемпионате мира. И хотя наша команда вот уже много лет не знает поражений во всех международных турнирах, надо ли говорить, какое серьезнейшее испытание предстоит.
На расстановку сил перед таким турниром в известной мере проливают свет результаты встреч резервистов — сборных команд юниоров ведущих волейбольных стран мира. С этих позиций мне и хотелось рассказать о последнем, третьем по счету юношеском чемпионате мира, который проходил в Италии. Как и два предыдущих, его убедительно выиграла наша сборная.
Не сомневаюсь, что тех, кто выступал на площадках Неаполя и Милана, мы увидим нынешней осенью во Франции на чемпионате мира.
Вначале об юниорах Италии. Ни в США, ни в Бразилии на двух предыдущих чемпионатах они ничем особенным себя не проявили. А у себя дома выступали как бесспорные фавориты. На площадке в составе итальянской команды постоянно играли два, а то и три нападающих ростом за два метра. Это Лука Кантагалли, два Андреа — Зорей и Гордини. До финала юные итальянцы проиграли всего одну партию! Кстати, накануне чемпионата они не без успеха встречались и со взрослыми командами. Например, бронзовому призеру последнего чемпионата Европы сборной Франции уступили в напряженнейшей борьбе со счетом 2:3, а хозяев этого первенства команду Голландии и вовсе обыграли. В почерке итальянцев ощущается твердая рука их нынешнего наставника Александра Скибы. много лет тренировавшего сборную Польши.
В Милане мы довольно легко справились и с нервами, и с психологическим прессом неугомонных тиффози, выиграв в финале у хозяев — 3:1. Но совершенно очевидно, что волейбол в Италии поднят на достаточную высоту. Следует сказать, что тут примешиваются и коммерческие интересы. Сами юниоры признают, что на чемпионате мира стремились показать ««товар лицом», чтобы повыгоднее заключить контракты с клубами. Однако ж и национальную сборную итальянские юниоры могут усилить весьма значительно.
Болгарские юниоры и вовсе опередили события, выступив на ««взрослом» чемпионате Европы в Голландии. Двое из этих игроков — Любомир Ганев (рост 210 см) и Димо Тонев (204) играли на итальянских площадках
Против сборной Болгарии я играл еще в те времена, когда в ее составе выступал Димитр Златанов. Нынешние юниоры — нападающие болгар очень напоминают этого замечательного волейболиста. Только они значительно вытянулись в росте и приобрели незаурядную мощь. Но, думается, не только из-за высокого роста включают этих юношей и в национальную сборную. Они такие цепкие блокирующие, что нельзя не восхищаться.
Вот разве что некоторая робость в атаке да недостаток спортивной злости, неумение взять на себя игру в критический момент и даже решить исход ее пока не дают возможности проводить безоговорочную параллель между ними и Златановым. Но ведь эти ребята еще очень молоды, у них все впереди. Особенно радует Тонев, капитан команды, который уверенно вел ее за собой. Именно благодаря усилиям Димо юные болгары выиграли у сильных бразильских волейболистов, которым даже наша сборная, правда, в предварительной подгруппе вынуждена была уступить.
Бразильцы сильны прежде всего своим поистине необузданным темпераментом. Его проявляет даже игрок, которому надлежит ни при каких обстоятельствах не терять хладнокровие, — связующий Роберто Ногэрас. Хотя функции диспетчера он выполняет исправно, но действует на площадке подчас чересчур азартно. Роберто отличается силовой подачей в прыжке. Выполняет ее без колебаний, частенько даже с риском. И когда такая подача у него пойдет, приспособиться к ней чрезвычайно тяжело. Он посылает мяч поистине пушечными ударами. Если мяч и примут, то приходится его просто перебрасывать, а бразильцы-то уж добьют его наверняка. В состязаниях с нашей командой эта подача как раз и пошла у Ногэра-са. В каждой партии он набирал прямо с нее по 4—5 очков. Но, видно, по молодости лет еще не достаточно стабильно освоил это грозное оружие. В матче со сборной Кубы, где решалось, кому из соперников играть в финале, Роберто из доброго десятка удачно выполнил 2—3 подачи. Остальные же мячи послал в аут или в сетку.
Но. повторяю, это игрок с большим будущим. Да и из остальной стартовой шестерки хотя и не выделишь кого-либо особо, уверен, мы еще не одного из них увидим в национальной сборной Бразилии.
Не отступают от традиционно силового волейбола кубинцы. Еще когда я играл, в борьбе с ними мы даже не всегда страховали атаки их нападающих. Ибо прекрасно знали: если уж кубинец разбежался, то будет бить что есть силы. Эту прямолинейность сохраняют и нынешние юниоры. Хотя атаки эти мощнейшие, но облегчают соперникам противостоять им, ибо вся шестерка изготовляется к обороне.
Коль скоро нападающий кубинцев выпрыгивает высоко, значит, удара следует ждать на заднюю линию. А посему к трем ее игрокам можно спокойно оттянуть и четвертого от сетки. Это, понятно, повышает шансы принять даже самый сильный удар, если он прошел блок. Так поступали не только мы, но и итальянцы, и всегда с успехом.
Но это, если хотите, схема. На нее. как и на любую схему, в игре целиком уповать нельзя. Феноменальная прыгучесть кубинцев позволяет им постоянно угрожать атаками с задней линии. Эти удары, как известно, вообще очень модны нынче. Для кубинцев же они стали как нечто само собой разумеющееся. Взлетает какой-либо юный атлет метрах этак в
4—5 от сетки и бьет из любой задней зоны: 1-й, 5-й или 6-й. Да еще постоянно угрожают такими атаками не один, а сразу два-три волейболиста.
Мне бы хотелось остановиться на команде, представляющей хозяев Олимпиады-88. Я имею в виду сборную юниоров Южной Кореи. Эта команда значительно моложе всех, что были представлены на чемпионате. Явный прицел на Олимпиаду. К тому же двое игроков команды Шеи Сик и Ен И ростом за два метра.
Играют корейцы в типично азиатской манере, острокомбинационно, с надежной общей игрой, хитроумными действиями связующих. Разве что быстрее других устают, не выдерживая взятого темпа. Так, играя с нами в полуфинале, они оказали отчаянное сопротивление в двух партиях — 14:16, но потом, выдохнувшись. все же уступили.
А вот другой представитель Азии — сборная Японии выглядела слабее. Похоже, что былые фавориты сдали сейчас и в женском, и в мужском, и в юношеском волейболе.
Думаю, что основная причина — невысокий в соответствии с современными требованиями рост игроков. Правда, в составе юниорской сборной. выступающей в Италии, был один игрок двухметрового роста. Но он хоть и вытянулся вверх, но был худ и слаб. Разве что на блоке чего-то добивался.
И все же я думаю, что богатые традиции японского волейбола,огромная популярность его в стране, особенно в школах, помогут вывести команды этой страны на ведущие позиции.
Благодаря чему наши юноши побеждали сильных соперников? Прежде всего благодаря бойцовским качествам. Вот только один пример. Если зрительская аудитория болеет против нас (а таков уж один из законов спорта — болеют чаще всего за слабейших). то это только «заводит» наших ребят, они играют еще сильнее, мощнее. напористее.
Может на миг дать слабинку один-другой волейболист. Их приходится заменить. Но на площадке всегда остается дружная, боеспособная команда. Один за всех и все за одного!
Ну а если вести речь о чисто спортивных качествах, то мы традиционно превосходим всех соперников прежде всего в качестве блока. Эта школа идет от таких больших мастеров, как Юрий Чесноков. От Вячеслава Платонова, столь много внимания уделяющего в главной команде страны обороне над сеткой.
Поставь нашему юниору задачу сыграть на блоке против конкретного нападающего, пусть самого сильного, и можешь быть уверенным, что выиграет у него немало мячей именно индивидуальным блоком.
Словом, ребята с честью продолжают традиции, которые всегда были в нашем волейболе. Назовем хотя бы великолепного мастера индивидуального блокирования Александра Савина. У наших же соперников групповой блок отработан неплохо, а вот об индивидуальном этого не скажешь.
Слов нет. в организации игры, в приеме подачи азиатские команды несколько нас превосходят. Но вот в тяжелой борьбе над сеткой, когда нужно пробить тройной блок да еще в самый ответственный момент, нашим ребятам равных нет.
Поистине притчей во языцех стали жалобы на недостаток в нашем волейболе, как мужском, так и женском, связующих игроков высокого класса. Не хочу загадывать, но, похоже. у юниоров они появились. Я говорю о московском армейце Александре Гордиенко и Евгении Красильникове из подмосковного «Динамо». Оба высокого роста (194—195 см), с хорошим блоком. Первый имеет на вооружении еще и стабильную подачу крюком. В свое время такая подача пользовалась успехом. Помню, как прекрасно выполнял ее Юрий Поярков. Радостно, что появились достойные наследники.