Широким кругам любителей волейбола имя Александра Сорокалета стало известно, когда он уже прошел солидный спортивный путь.
Посмотрев на экранах своих телевизоров фильм, мы все чаще читаем в титрах, что снят он на пленке Шосткин-ского комбината. Вот в этой самой Шостке, что находится в Сумской области Украины, в 1959 году и родился Саша Сорокалет.
В 12 лет, благодаря тренеру Виктору Михайловичу Волкову, приобщился к волейболу. Небольшая Шостка в ту пору была своеобразным волейбольным оазисом северо-восточной Украины. В городе была своя ДЮСШ, команда которой представляла Сумскую область на юношеских первенствах республики. В самой спортшколе, в матчах с лучшими юношескими командами Украины и получал волейбольное образование Саша Сорокалет.
А в 17 лет, когда приехал в Винницу и поступил в местный политехнический институт, попал в руки замечательного тренера Михаила Ефимовича Лазебника. Тот доверил способному юноше место в команде мастеров. А этот коллектив в ту пору был на виду, сумел выиграть даже первенство страны по 1-й группе.
Вскоре Сорокалета включают в сборную команду Вооруженных Сил страны, и в 1978 году он выступает на Спартакиаде Дружественных армий вместе с такими мастерами, как Юрий Старунский. Владимир Путятов, Леонид Зайко.
Школу армейского волейбола Александр в течение какого-то времени проходил и в самом ЦСКА под руководством Юрия Чеснокова. Правда, больше играл за дубль, но выходил в отдельных матчах и в основном составе именитой команды.
Однако после службы в армии надо было продолжать образование. Так Сорокалет оказывается в Одесском политехническом институте, который, кстати, он уже закончил, в команде которого играет и сейчас.
Сорокалету везло на добрых наставников. В 1979 году его приглашают во вторую сборную страны, с которой работает Геннадий Паршин, не так давно приводивший рижский «Радиотехник» на высшую ступеньку чемпионата СССР.
И вот наконец Вячеслав Платонов приглашает Александра в главную команду страны. Дебютирует в ней Сорокалет в 1982 году в Аргентине и становится чемпионом мира. В следующем сезоне добавляет к этому титулу золотую медаль чемпиона Европы. В 1984 году в составе сборной выигрывает Кубок Японии и турнир «Дружба-84». Теперь к этим наградам добавилась и золотая медаль чемпиона Европы.
Вроде бы обычный путь в спорте для молодого человека нашего времени. Разумеется, человека одаренного. Однако же известно, что спортивный талант, это примерно пять процентов природной одаренности, остальное — упорный, настойчивый, каждодневный труд. Когда говорят о Сорокалете как об игроке, обычно подчеркивают его необычайную разносторонность. Собственно этим достоинством он и привлек старшего тренера сборной страны Вячеслава Платонова. Но как достигается эта разносторонность в волейболе, что стоит за нею? Вот что говорит по этому поводу сам Александр Сорокалет.
— У моего первого тренера Виктора Михайловича Волкова было незыблемое правило: каждый из его учеников должен был попробовать свои силы на любом номере, в любом волейбольном амплуа. Что греха таить, некоторые детские тренеры набирают в команду пятерых высокорослых ребят, ставят с ними одного поменьше. Тот пасует, они бьют, вот и вся арифметика. Волков же равное время отводил для каждого из нас и ударам, и пасам, и приему мяча, и блокированию. Одинаково правильное выполнение всех этих приемов называют в волейболе хорошей общей игрой. Привязанность, я бы даже сказал любовь к такой разносторонней игре остались у меня и когда я вступил в большой волейбол.
В сборной страны я начинаю обычно, как подыгрывающий нападающий, выходя не к сетке, а на 1-й номер. Правда, и здесь мне доверяют атаки и первым, и вторым темпом — это зависит от того, какую комбинацию «заказывает» наш разыгрывающий Вячеслав Зайцев. Но все же в сборной существует более строгое распределение обязанностей. Зачем же подменять, скажем, действия такого великолепного нападающего первого темпа, как Александр Савин? Так что там я чаще всего играю вторым темпом.
Что касается нашей клубной команды «Политехник», тут даже затрудняюсь сказать, каким темпом я атакую чаще. С бессменным связующим «Политехника» Игорем Филиштинским мы играем давно, еще с Винницы. У нас налажены тесные и гибкие игровые связи, мы понимаем друг друга, что называется, с полуслова. У меня выработалось даже некое особое чувство передачи Филиштинского. Я заранее могу определить, будет ли она высокой или низкой, быстрой или замедленной. Правильное же определение темпа передачи и выбор положения для удара весьма много значат для успеха атаки.
Наиболее характерная комбинация, которую завязывает наш связующий «под меня», развивается так. Кто-то из моих партнеров взлетает первым темпом из второй или третьей зоны. Я выбегаю из четвертой, скажем, во вторую и тут же возвращаюсь назад. Если блокирующий игрок противника поднимается на нашего нападающего первого темпа, что чаще всего и случается, Филиштинский дает мне пас на удар. Наиграны у нас с ним и комбинации, рассчитанные на атаку с задней линии. Нападающий первого темпа, имитируя атаку, оттягивает на себя одного из блокирующих противника. В блоке неизбежно возникает щель, туда я и направляю мяч, выпрыгивая со второй линии из-за спины стоящего у сетки товарища.
У меня выработался свой собственный механизм удара с некоторой затяжкой. Он помогает мне проводить не только простые прямые удары, но с отскоком мяча от блока, с обводкой блока. Вот скажем, мяч передан мне на удар близко к сетке. Блокирующие уже начинают опускаться, но руки их еще перенесены через сетку. Выполняя удар, я на какой-то миг прижимаю мяч к рукам блокирующих, подкручиваю его и как бы сбрасываю, провожаю в сторону, в аут.
Выпрыгивая на удар, я боковым периферическим зрением успеваю рассмотреть, насколько плотен блок противника. Увижу просвет между руками двух блокирующих, пробиваю в стыке этих рук. Нет такого просвета, стараюсь обвести блок.
Поскольку за игру на мою долю приходится в клубной команде до 70—80 ударов, то простора для разнообразия их сколько угодно.
А вот послесловие заслуженного мастер спорта Виктора Михальчука.
— Да, Александр Сорокалет — игрок поистине универсальный. Высокий уровень общей игры, тонкое предвидение ситуации на площадке позволяют ему всякий раз принимать единственно правильное решение. Не обладая какими-то выдающимися природными данными, он рассчитывает прежде всего на богатейший арсенал волейбольного мастерства, отточенные приемы нападающих действий. С равным успехом Сорокалет может атаковать и первым, и вторым темпом, наносить удары с задней линии. Саша — один из «последних могикан», у кого нередко можно видеть удары с первой передачи. В меньшей степени пользуется он обманными ударами. Это оттого, что они просто чужды его натуре, характеру бойца, который любит решительную, бескомпромиссную атаку. Что говорить, успех «Политехника» во многом зависит от того, выходит ли в данном матче этот волейболист на площадку. Он — лидер в полном смысле этого слова.