«Было давно и верно заменено, что здоровье не купишь в аптеке. Главное — в образе жизни человека, в том, в частности, насколько разумно и полезно он использует свое свободное время.
...Надо так поставить практическую работу государственных и общественных организаций, чтобы она всемерно способствовала укреплению семьи, ее устоев. Речь идет о создании условий для совместного проведения общественных празднеств, культурных и спортивных мероприятий, семейного отдыха».
Из Политического доклада Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза
Лесной волейбольный городок в Раздорах — наверное, пока единственный в своем роде. О нем уже рассказывалось в печати. Я вспомнила об этом, и мне захотелось поставить заголовок «Раздоры вокруг Раздоров», потому что публикации эти разбередили душу одних — вот бы везде так. Привели в негодование других — портить леса спортивными сооружениями? Третьи решили: вот и хорошо, можно воспользоваться уже готовым. А появившись там однажды компанией, увидели, что «пропуск» в Раздоры... надо заслужить. Прежде всего — трудом. Не меньше — преданностью делу. Наконец — просто расположенностью к людям. И эти «третьи» обиделись — кому нужны такие игры!
Кажется, действительно: хватит раздоров вокруг Раздоров. «Не пишите о нас. Самое лучшее, если все останется так, как есть, как было все 25 лет. — Это говорили мне многие люди, даже те из них, которые во время разговора, а он поначалу происходил в электричке, были очень огорчены, что не надели на этот раз своих лучших спортивных костюмов, — говорят, телевидение сегодня покажет передачу о нас. Да, все они и гордятся своим творением, и боятся, что излишняя его известность разрушит неповторимость. Но если серьезно, то городок в Раздорах после газетных публикаций вызвал действительно большой интерес и в профсоюзных организациях и в спортивных: ведь здесь решены —да, после 25-летнего опыта можно твердо сказать: решены — проблемы систематических занятий спортом людей самых различных возрастов и социальных групп. И что не менее важно — без привлечения каких бы то ни было государственных средств. Разве этот опыт не требует распространения?
А начну с того, что в любой воскресный день — будь то летом или даже поздней осенью, встав поутру и увидев заглядывающее в окно солнышко, вы, наверное, испытывали в первую минуту непреодолимое желание выйти ему навстречу. Это уже потом, прикинув дела и подумав — с кем и куда, прислушавшись к самочувствию, откладываете свое первое побуждение отправиться на природу до более подходящего случая. И напрасно. Стоит ли говорить о том, как нам всем —взрослым и детям — необходимо хоть раз в неделю пройти, а лучше пробежаться по лесной тропе, подышать ароматом трав, прислониться к белоствольной березке. А если рядом приятные собеседники, то день превращается в праздник. Впрочем, говорить, а тем более о производственных делах, в лесу совсем не хочется. Вас тянет расслабиться, сбросить хоть ненадолго груз лет и забот.
Во все времена и у всех народов в ходу на этот случай были игры — любые: подвижные, настольные... Волейбол за долгие годы его популярности, пожалуй, тоже стал истинно народной игрой, хотя и в школах, и во дворах в последние годы не столь уж часто увидишь эту игру. Зато дайте мяч в руки нынешним пятидесятилетним или сорокалетним, и вспыхнет прежний азарт, неведомо откуда возьмется, казалось, давно забытое: и прострельная передача, и резкий нападающий удар, и сильная подача, все, что сопутствовало когда-то этому прекрасному времяпровождению...
Может быть, я разочарую читателя, но основной контингент волейбольного городка в Раздорах — не молодежь, а люди среднего и старшего возраста. Будем откровенны — немало одиноких людей, причем не только женщин по обыкновению, но и мужчин. И если расценивать все это по большому счету, то не столько свежий воздух и живописные окрестности привлекают многих в Раздоры, сколько возможность общения. Не традиционного застолья, а непосредственного ненавязчивого времяпровождения в игре. Не знаю, исследуют ли эту ситуацию психологи, но, наверное на ней можно смоделировать какие-то новые «схемы» человеческих отношений: как ладить друг с другом, как находить друзей, партнеров в игре для самых различных категорий людей — одиноких, супружеских пар, многосемейных, — они все здесь представлены в многообразии.
Итак, в одно из воскресений сойдем с электрички вместе с разноликой и пестрой толпой на живописной станции Раздоры, переступим через рельсы железной дороги и очутимся под шатром корабельных сосен. Сквозь ветви лучи солнца высвечивают зеленый покров травы. Она свежа, как на ухоженном футбольном поле, и потому, словно в парке, проход только по дорожкам, чтобы не помять, не попортить цветы и кустарники. Такое бережное отношение здесь ко всему.
С этого начался у нас разговор с Ритой Антипкиной. Она мерно катила коляску с полуторамесячным сыном, полуторагодовалая дочка поспешала босиком за ней. Картина молодой женщины, торопящейся на тренировку, прямо скажу, поражала. Но для Риты — недавней выпускницы института и действующей спортсменки, перворазрядницы из клуба «Старт» — это было обычным. Она с детства вместе с сестрой и братом играла в волейбол, сначала в детской спортивной школе, потом в клубе, выступала на первенство города, сейчас не оставляет этих занятий, увлекла ими и мужа. «Но тренировки в зале, — говорит она, — становятся порою утомительны. Здесь же, на природе, играешь иногда по нескольку часов и не чувствуешь усталости — то ли воздух целителен, то ли обстановка вокруг способствует расторможенности».
Молодая семья Антипкиных, можно сказать, рождена здесь. Родители обоих супругов — активные члены городка, много лет возили сюда и детей. Пока мы шли по лесу, встретили свекровь Риты — Валентину Алексеевну, потом маму — Раису Ивановну. Дедушки же были уже в игре. Предложили побыть с детьми, пока у Риты будут игры, и, договорившись о времени, тотчас убежали. Да, именно убежали — на площадке их ждали партнеры.
Любопытно, что все члены семьи — а здесь проводят время еще и брат Миша, сестра Наташа — играют в разных командах. Как-никак городок спортивный и бытуют спортивные принципы набора в команду, условия игр строго соблюдаются. Но опять поражает другое — социальный аспект этого объединения.
Часто ли ныне встретишь в бурлящем, разноликом мире большую семью — просто-напросто семейный клан — с дедушками, бабушками, внуками, зятьями, невестками, которые бы так дружно каждый свободный день проводили вместе? Где увидишь, чтобы игра вошла в семьи как мудрый советчик, снимала стрессы, делала интереснее, человечнее отношения между людьми?
Здесь поистине городок здоровья. Под вековыми соснами среди кустарников, под сенью лип и берез распластались штук пятьдесят волейбольных площадок. И у каждой — свое назначение и даже свое имя: площадка — для девушек, для мужчин, площадка асов и даже полуасов, то есть действующих в каких-то еще клубных командах игроков. Площадка Марии Васильевны. Риммина площадка. Это имена хозяев — тех, кто стал их первым организатором и хранителем.
Подойдем к одной из них — Римминой. Право, мне стало неловко так именовать ее, когда я познакомилась с Риммой Наумовной Виленской — врачом, солидным научным сотрудником одного из медицинских учреждений. Попади я к ней на прием — и замешкалась бы, подыскивая слова. А тут — разговор об игре, воспоминания молодости и передо мной азартный, непосредственный вожак команды, личный состав которой насчитывает... 39 человек. Играют сменами, в разные дни, разные часы. Впрочем, и на других площадках — так же.
— По какому признаку вы набирали команду? — спрашиваю полушутя, полусерьезно капитана.
— Главным образом, хороших людей, — смеется она. — Профессия, возраст не имеют значения. Приходят к нам и совсем молодые люди, не схожие с нами по уровню игры. А мы все же считаем, что сохранили былую технику. Ведь все прежде играли в каких-то командах в волейбол. Теперь по возрасту ли, подготовке не подходим для спортивных обществ, а здесь чувствуем себя снова, как в молодости.
Видела игру на Римминой площадке — веселую, темпераментную, по всем современным правилам, разве что судьи не нашлось и счет вел кто-то из игроков. А после конца партии Римма Наумовна поведала мне, смущаясь. — думаю, нет в этом большого секрета, — что вот эти занятия не только повышают работоспособность. Они будят в человеке поэта, музыканта. Словом, тоньше, восприимчивее становится душевный настрой человека. Доказательством тому тетрадка ее стихов и чисто профессиональное убеждение врача-психолога.
Но один волейбол, наверное, мог бы и наскучить — все равно как стрижка всех под один фасон. Но в Раздорах волейбольные площадки универсальны. Натяните по-другому сетку — и готова площадка для бадминтона. Приспособьте к дополнительным столбам кольца — и играйте в баскетбол. Кстати, у многих постоянных посетителей городка и летом и даже зимой в рюкзаках ракетки. Конечно, бадминтон — игра для двоих или четверых, но когда разыгрываются настоящие баталии, то и в зрителях интересно пребывать. К тому же чаще играют «на вылет», так что очередь может дойти до каждого.
Знаю двух закадычных подруг — на волейбольную площадку они не решаются выйти. К бадминтону же пристрастились здесь, в Раздорах, и, не требуя себе места под солнцем, каждое воскресенье выбирают для игры полянку рядом с городком. Смеются, что общая атмосфера азарта, соревнований вдохновляет и их.
Любопытно, что рядом с площадками нашлось место и для уголка с чайными столиками под навесом на случай дождя, скамеечками и вешалками для одежды. Порядок вокруг идеальный — ни бумажки, ни окурка. Впрочем, что-то я вообще не заметила курящих, как и тех, кто любит зеленого змия.
Я снова задаю вопрос: что дает людям времяпровождение в Раздорах? И мне отвечают, что даже одно воскресенье — зарядка на всю неделю. Его ждут с нетерпением, как праздника, как полноценного отдыха после трудовой недели. Наверное, только этого было бы достаточно. Но у многих стало потребностью и среди недели потянуться к физкультуре. Даже приевшаяся утренняя гимнастика воспринимается как непременное дополнение к воскресным играм. Более того, зимой ищут свободные залы — в школе или в клубе.
Но как дать возможность этим людям хоть раз-два в неделю выйти на волейбольную площадку? Вспоминаю уникальное сооружение — центр отдыха и спорта в Берлине, где кроме бассейнов и гимнастических залов есть еще и волейбольные площадки. Играют на них не узаконенные команды, а держатели абонементов. Присматривает за посетителями инструктор, в случае необходимости помогает советом, а часто по всем правилам методики обучает новичков приемам игры, пусть даже ученики и не подают никаких — в олимпийских масштабах — надежд.
В самом деле, почему учат взрослых людей плаванию и не учат игре? Возможны же клубы по интересам — волейбольные, баскетбольные, теннисные. Разве мало и молодых людей, жаждущих научиться просто играть?
А о загородном лесном городке, наподобие раздоровского, нечего и говорить. Приказом его не создашь, и реклама тоже, наверное, мало поможет. Призыв к объединению должен исходить от самих людей — от самых активных из них, тех, кого мы называем энтузиастами, способными повести за собой для начала хотя бы друзей. Тяга к физкультуре, можно сказать, физкультурный бум, который начинается сейчас днями и неделями бега, лыжника и пловца, должен непременно повлечь за собой желание людей встречаться не только на дистанциях во время соревнований, но и получить возможность вместе и тренироваться, и посидеть за чайным столом.
Возможности для создания таких объединений поистине беспредельны — в зеленых пригородах, городских лесных массивах, даже в больших парках. А почему бы и нет?
В каком деле не нужна помощь? Спрашивала я и об этом в Раздорах. Сколько людей — столько и мнений, как говорится. И все-таки большинство сходятся на том, что особой помощи не нужно, так как не секрет, что нередко «помощь» оборачивается бюрократически жесткой опекой. Разве что выделить стоянку для личного транспорта — велосипедов, мотоциклов, машин. И установить мусоросборники. А во всем остальном — то и прекрасно, что все сами, все своими руками. Потому и с полной ответственностью, любовью ко всему.
От местных организаций, спортивных в том числе, требуется только одно — не препятствовать энтузиастам, не попугивать иной раз изгнанием самозваных спортсменов. Ведь такие самодеятельные объединения стоят иного самого распрекрасного клуба.