В февральском номере «Спортивных игр» была начата публикация фрагментов из готовящейся к печати в издательстве «Физкультура и спорт» книги знаменитой японской спортсменки Сумии Ойнумы «Уроки волейбола». В том отрывке шла речь о первом ударе — подаче. В апреле мы продолжили рассказ Ойнумы — речь шла о приеме подачи. Сегодня мы снова возвращаемся к рассказу Ойнумы, на этот раз об искусстве паса.
Я считаю, что овладение техникой точного паса должно идти по трем направлениям.
Первое. Тренировка точного выхода на мяч. В связи с этим вспоминаются слова одного футбольного тренера, только что возвратившегося из Бразилии: «Они там лучше пасуют головой, чем ногами. Страна Пеле!»
Мне доводилось преподавать уроки волейбола футболистам из команды «Хитати». Они тоже по нескольку десятков раз отбивали мяч головой, не давая ему упасть на землю. Я подметила, что при игре головой футболисты очень точно встречают мяч. Обладая такими навыками, можно довольно быстро освоить технику волейбольных пасов.
Я предлагаю ввести в волейбольные тренировки обработку мяча головой. Вначале напарник не сильно набрасывает мяч в вашу сторону, и вы отбиваете его головой. Волейбольный мяч мягче и легче футбольного, поэтому травм опасаться не стоит.
Второе. Шлифовка техники паса. То, что принято называть индивидуальной тренировкой.
1. Сильно ударить мяч об пол, чтобы получить высокий отскок, и затем отпасовать мяч.
2. Подбросить мяч высоко в воздух и, когда он будет снижаться, отпасовать.
3. Сильно ударить мяч об пол и, догнав его на отскоке, отпасовать.
Освоив эти три упражнения, ввести в тренировку такие элементы.
Пока мяч в воздухе, хлопнуть в ладоши или повернуться на месте на полный оборот. Это поможет приобрести умение мгновенно принимать правильную стойку для выполнения паса.
Тренировка вдвоем. Поначалу с расстояния примерно в два метра набрасывать мяч напарнику, прицеливаясь в лоб. Постепенно увеличивать дистанцию. Затем набрасывать мяч, отклоняя траекторию влево и вправо. Далее набрасывать мяч перед партнером и через него. Не обязательно стремиться к тому, чтобы точно пасовать мяч партнеру, набрасывающему его. Важно выработать координацию движений всего тела при исполнении паса.
Теперь об отработке контроля паса. Передача направляется напарнику под углом 45 градусов при соответствующей дистанции между игроками. После этого — распасовка между тремя партнерами. Пасы направляются правее-левее партнера, делаются повороты на месте, отрабатывается точный выход на мяч.
Теперь о том, каким я представляю характер связующего игрока. Основные его черты — хладнокровие, твердость, надежность. Связующий игрок ни при каких условиях не имеет права терять хладнокровие. Если он делает недовольное лицо по поводу незначительной ошибки партнера, то такая команда не станет сильным коллективом. Связующий не должен допускать колебаний. Надо иметь упорство «надавить» раз, два и три, но постепенно сломить соперника. Хороший связующий продолжает взаимодействие с нападающим, даже если тот раз-другой допустил промах, не пробил блок и т. д. Неуравновешенный связующий обычно после промаха атакующего начинает менять стиль передачи, пасовать то влево, то в центр, строить новый план игры. Иногда это дает временные выгоды, но чаще всего приводит к нарушению ритма игры.
«Что это за игра! По три-четыре раза подряд пасовать только на левый край» — вот какие приходится подчас слышать возгласы. Но связующий должен знать, что, скажем, слева от него стоит самый надежный игрок и он продолжает, несмотря на временные неудачи, пасовать именно ему. Успех непременно «прорежется».
С обратным вращением
Как это можно посылать мячи с обратным вращением? Чепуха какая-то...» — рассуждают некоторые. Но этим скептикам следует внимательно приглядеться к игре в настольный теннис. Тогда можно заметить, что если по тыльной стороне целлулоидного шарика нанести сильный, как бы отжимающий удар, то этот мячик энергично пролетит определенное расстояние, а затем при потере скорости начнет отклоняться от траектории, стремясь вернуться обратно. Тот же принцип срабатывает и при передачах в волейболе.
Выполнение передачи с обратной закруткой происходит так. В момент встречи с мячом кисти рук как бы отжимаются его энергией и прогибаются назад. Затем, в отличие от паса, когда вся сила вкладывается в кончики пальцев, при закрученной передаче мяч вначале сходит с больших пальцев, потом с ладоней и, наконец, с мизинцев. Направленный таким способом мяч, конечно, обратно к игроку не вернется, но при потере скорости он резко пойдет вниз.
Помню, что, будучи начинающей связующей, я не умела передавать такие мячи и просто быстро откидывала мяч атакующему, считая, что он сам справится по своему усмотрению. Потом я взяла за правило всячески стремиться к тому, чтобы подавать атакующему удобные, легко обрабатываемые для удара мячи.
Словно управляешь автомобилем
У выдающейся японской связующей Мацуда однажды спросили: «Как бы вы кратко охарактеризовали систему распределения внимания у диспетчера в игре?» Она ответила: «Мне это напоминает распределение внимания в момент управления автомобилем».
Ответ не только образный, но и достоверный. Как водитель автомобиля должен оценивать окружающую обстановку, видеть все и спереди, и сзади, и по бокам, так и связующий обязан постоянно следить за позицией атакующего и других игроков и, разумеется, за летящим мячом и направлением блока соперников и т. д. Да, мгновенно охватывать все это и выполнять передачу. Стоит только замешкаться — и последует потеря устойчивой позиции или мяч уйдет из поля зрения, а в результате — ошибка.
Ритм игры нарушается, если у игроков сложится впечатление, что диспетчер запаниковал. Продолжая эту мысль, скажу, что от поведения связующего непосредственно зависит и настрой атакующего игрока. После приема подачи, в момент начала атаки, быстрый выход вперед связующего увлекает за собой и атакующего. Если же связующий будет двигаться еле-еле, то и вся атака будет вялой.
Чтобы соперники не раскрыли замысел атаки, все необходимо проделывать, что называется, впритык. Опытные волейболисты, чтобы сбить соперников с толку, делают разнообразные финты, применяют различные хитрые уловки.
Для введения соперников в заблуждение можно менять и высоту передачи, и ее скорость.
В тех случаях, когда со стороны соперников приходит неожиданно «легкий» мяч или после удачного приема подачи, самое главное для связующего — использовать благоприятную для выигрыша очка ситуацию. Пока соперники не успели построить блок. Для этого лучше всего применить горизонтальную передачу. В таких пасах самое трудное, по-моему, выработка «чувства времени». Когда атакующий в прыжке, необходимо в этот момент послать под его «рабочую» руку быструю, как стрела, передачу. Причем никакие отклонения в направлении или е скорости посылаемого мяча недопустимы.
Ничего невозможного в такой игре нет. Успех придет, если вы упорно и настойчиво будете шлифовать такие передачи в паре с нападающим. Важно не просто сыграться, но почувствовать психологическую совместимость с партнером. Тогда появится своеобразный автоматизм. Можно сказать, само тело начнет вырабатывать необходимый двигательный стереотип.
Главное оружие
Во время встреч с советскими командами часто приходится слышать примерно такие высказывания японских тренеров: «...Наша команда всего лишь неделю тренировалась в таком составе...» или « Чтобы наладить комбинационную игру надо по меньшей мере потренироваться хотя бы месяц...» При этом всегда имеется в виду отработка молниеносных атак — главного оружия японского волейбола, применить которое не представляется возможным без горизонтальных передач.
В этом отношении советская команда отличается тем, что в основе ее тактики лежат двух-трехтемповые атаки, базирующиеся на так называемых «открытых» передачах. Советские игроки хорошо владеют точными передачами и ударами, поэтому замена любого из них не ослабляет команду.
Для японских игроков, несколько уступающих советским спортсменам в общей физической подготовке и технике, не остается другого пути противостоять им, как применить методы «игры на предельном обострении». Именно прямые горизонтальные передачи в наибольшей степени могут служить проявлением такой острой игры. При этом связующий, приняв подачу и не задерживаясь ни на мгновение, должен передать мяч атакующему.
Передачи в прыжке и назад
Наблюдая за волейбольным матчем, я смотрю на все глазами связующей, ибо это игровое амплуа, можно сказать, вошло у меня в плоть и кровь. Следя за действиями связующих, я не моу удержаться, чтобы не комментировать про себя: «Эх, не так. Сейчас направо, а не налево надо было передать мяч...»
Когда смотришь игру рядовых команд, скажем школьных, бросается в глаза, что связующие чересчур много применяют передач в прыжке или же назад. Это, в свою очередь, приводит к многочисленным ошибкам и нарушает ритм игры. И все оттого, что связующие игроки не знают, когда и как применять передачи назад или в прыжке.
Передача в прыжке применяется в двух случаях. При неудачном приеме подачи, когда отскочивший мяч идет высоко к краю сетки и, если оставить все как есть, возникает опасность сыграть в пользу команды соперников. Второй случай. Когда замышляется сверхбыстрая атака, мяч перехватывается в воздухе и быстро передается атакующему. Прыжков во время игры приходится так или иначе совершать много, и поэтому приходится наблюдать, как пытаются выполнять передачи в прыжке даже из-за трехметровой линии.
Передачи в прыжке выполнять сравнительно не трудно, если до этого все хорошо отработано. Надо как можно скорее выйти к месту падения мяча, выпрыгнуть изо всех сил и в высшей точке прыжка перехватить мяч для передачи. Разумеется, передача точно на партнера — главное условие успеха. Поэтому выпрыгивать необходимо под соответствующим углом к сетке и в момент прыжка не забывать о правильном положении тела в воздухе.
Теперь о передачах назад. Их можно выполнять как в прыжке, так и в обычной стойке. Передача в прыжке проста — надо только, в отличие от передачи вперед, принимать мяч точно над головой, отведя кисти назад. Гораздо сложнее передача назад в обычной стойке. Чтобы выполнить ее, нужно как можно быстрее выйти под падающий мяч и в максимально низкой точке траектории встретить его. А для этого прогнуться назад, подогнув колени и подав слегка вперед тазобедренный пояс. Все это довольно сложно. Поэтому советую начинающим стараться при малейшей возможности передавать низкие мячи вперед. Даже во встречах опытных мастеров число успешно выполненных передач назад в низкой стойке довольно мизерно.
Не следует забывать, что передачи в прыжке и назад предназначаются главным образом для дезориентации блокирующих. Если же собственная команда недостаточно подготовлена к такой игре, то единоличные попытки связующего применить эти приемы могут принести только ущерб.
С одним или двумя связующими
Почти во всех командах, входящих в высшую волейбольную лигу Японии, применяется схема игры с одним связующим. Такая схема имеет свои преимущества, поскольку передачи при таком варианте более стабильны и атакующему легче выполнять удары.
Во всем мире растет популярность комбинационного волейбола, в основе которого молниеносные атаки, отвечающие духу нашего динамического века. В таком волейболе недопустима даже малейшая заминка между связующим и нападающим. Для того, кто атакует, гораздо проще и надежнее играть на одном дыхании с одним связующим, нежели приучать себя к приему передач от двух.
Очень хорошо иметь в команде высокого связующего, способного не только распасовывать мяч, но атаковать и блокировать. Но, на мой взгляд, с точки зрения наращивания силы всей команды иметь подчас связующего невысокого, но умело выполняющего передачи, тоже весьма полезно. Однако если в команде будут два связующих и оба невысокого роста, то ее атакующая мощь понизится. Даже при одном связующем, когда после перехода он оказывается у сетки, на передней линии остаются только двое нападающих и это ведет к сужению сектора атаки.
Говорить о достоинствах схемы с двумя связующими можно только применительно к командам высокого класса. Для команд более низкого уровня мастерства принять эту схему без большой подготовки рискованно. Конечно, такие прирожденные связующие, как Нэкота или же Мацуда, могут свободно «задействовать» всю остальную пятерку игроков на атаку. Но при этом приходится соблюдать нелегкое правило, возникающее при игре с одним связующим и состоящее в том, что принятый мяч должен быть обязательно передан диспетчеру. Но в тех случаях, когда команда не может уверенно обработать мяч после приема и направить его в определенное место, переход на схему с двумя связующими представляется, видимо, полезным.
Журнал «Спортивные игры», №6, 1985
Большое спасибо: На сайте beting-rating.ru имеется полная информация о букмекерской компании Мелбет.