Было время, когда наш женский волейбол диктовал моду на мировой арене. Последнего крупного успеха наши волейболистки добились на Олимпиаде-80, завоевав золотые награды. Но потом их стали преследовать неудачи, которые были еще нагляднее на фоне постоянных успехов нашей мужской сборной.
Правда, под занавес прошлого сезона сборная волейболисток СССР довольно удачно выступила в Кубке Японии, турнире, мало в чем уступающем даже чемпионату мира. Она обыграла такие сильные команды, как сборные Японии и КНДР, и уступила только чемпиону мира и Олимпиады-84 команде КНР.
Понятно, что, какой бы разговор сейчас ни зашел о женском волейболе, он неизбежно коснется не только его сиюминутных проблем, но и перспектив на будущее.
Возможностям вопреки
Юрий Курильский, заслуженный тренер Украинской ССР.
У тренеров большинства наших женских команд очевидное стремление придумать что-то новое, прежде всего в тактике игры. Стремление само по себе похвальное, да вот беда — опережает оно технические возможности исполнителей.
Правила запретили блокирование подачи. В результате на площадку принимающей команды стали один за другим лететь укороченные, низкие — над самой сеткой мячи, принимать которые труднее всего. Прежде они закрывались блоком. Теперь же и двух волейболистов для их приема недостаточно. Нужно давать им в помощь еще хотя бы одного игрока, даже оттягивая его от сетки, отвлекая этим самым от своих прямых обязанностей — участия в атаке.
Как видите, к приему предъявляются еще более строгие требования. А это один из слабейших элементов техники не только клубных команд, но и сборной страны. Часто можно наблюдать, как игрок нагибается или начинает падать за мячом, когда уже безнадежно поздно, и мяч падает на пол. А все оттого, что принимающий игрок был в неудобном стартовом положении, не мог правильно определить по самой позе подающего, куда, в какое место тот пошлет мяч и где этот мяч встретить.
Где, когда учить подвижности, наблюдательности, устойчивости внимания? Пусть этот ответ уже набил оскомину, но его придется повторить: «В детских спортшколах, на ранних стадиях обучения волейболу». У японок и китаянок наверняка нет даже таких терминов для игроков, как «принимающий» или «непринимающий». А скольких своих игроков, не умеющих играть в защите, мы, тренеры, вынуждены «прятать» от приема!
Сказанное в значительной мере относится и к приему нападающих ударов противника. В индивидуальных планах игроков, как правило, есть такое обязательство: поднимать на задней линии от 50 до 60 процентов пробитых мячей. Но сплошь и рядом эти цифры остаются на бумаге, ибо волейболисткам не хватает подвижности, правильной стойки и «работы ног», легкости, ловкости.
Игроки лучших зарубежных команд превосходят наших нападающих в скорости движения руки, наносящей удар по мячу. И не обладая, как правило, особой мощью, пробивают за счет этого нашу оборону. Где всему этому нужно учить? Снова вынужден повторить: «В детских спортшколах».
Но неужели все так уж безотрадно в нашем женском волейболе? Отнюдь. Минувший сезон принес и радостные новинки. Первая, очевидно, навеяна визитом к нам чемпиона мира и олимпиады команды КНР. Именно после встреч с китаянками наши волейболистки всё чаще стали атаковать, отталкиваясь при прыжке одной ногой. Да к тому же с забеганием, скажем, с 3-го или 4-го номера за спину связующему. Такие удары, понятно, блокировать сложнее, ибо они проходят по скорости быстрее тех, что наносятся при разбеге и отталкивании двумя ногами. В игре бронзового призера нынешнего чемпионата страны команды домостроительного комбината (Алма-Ата) такие удары стали уже не эпизодами, а системой нападения.
А вот серебряный призер чемпионата свердловская «Уралочка» взяла на вооружение прием прямо-таки из мужского волейбола. Тройной блок и прежде никого не удивлял, если такой блок ставился посередине сетки. Уральские же волейболистки закрывают им и углы, успевая смещаться туда.
Не могу не отметить и достоинства нынешней формулы чемпионата страны. Чтобы попасть в четверку финалистов, командам надо было пройти через такое горячее горнило борьбы — сначала в числе дюжины команд, а потом еще и в восьмерке. Можно быть уверенными, что в квартет сильнейших попали действительно сильнейшие. Тем, кстати, почетнее победа волейболисток ЦСКА, вернувших своему клубу после 10-летнего перерыва чемпионский титул.
Спотыкаясь на азах
Юрий Старунский, заслуженный мастер спорта.
В адрес нашего женского волейбола немало упреков по поводу неудач на международной арене. Что ж, критические замечания в основном правильны. Но постоянные заявления о том, что нет сейчас в нашем волейболе таких звезд, как Смолеева и Рыскаль, вызывают у меня чувство протеста.
Во-первых, параллели между спортсменками разных поколений всегда рискованны, а чаще всего и неправомерны. Да, Нина Смолеева и Инна Рыскаль для своего времени были очень яркими игроками. Но можно ли утверждать, что, скажем, свердловчанка Елена Волкова и в то время не была бы в одном ряду с ними? Сформулируем вопрос так: «Можно ли поручиться, что поставь даже юную, но даровитую Дину Качалову против Инны Рыскаль, какой она была в молодости, и Рыскаль непременно переиграла бы ее?»
Нет, не оскудел талантами наш женский волейбол. Что касается сборной, то ей прежде всего надо научиться побеждать. Да, да, не рассматривайте эти слова как парадокс. Нашим волейболисткам надо обрести уверенность в себе. Ведь во многих компонентах игры мы не уступаем основным соперникам на международной арене, а если в чем-то уступаем, то имеем и свои сильные козыри. Но сколько раз бывало: явно переиграет наша команда соперниц, поведет в счете, а на финише сникнет и упустит победу.
В ленинградском матче со сборной КНР наши волейболистки повели в счете — 14:10. Казалось бы, еще одно усилие... Но соперницы играли так, будто ничего не случилось, наши же занервничали, и в итоге — проигрыш. Самое пристальное внимание надо обратить на психологическую устойчивость игроков и команды в целом.
Сильно выступает первая линия «Уралочки»: Ирина Кириллова — Елена Волкова — Валентина Огиенко. Эта линия в полном составе входит и в сборную СССР. Аттестацией команды, тяготеющей к комбинационной игре, «Уралочка» обязана именно своей первой линии. И прежде всего Ирине Кирилловой — связующей и в «Уралочке» и в сборной СССР.
Достаточную проверку в национальной сборной прошла и алма-атинка Ольга Кривошеева. Но уже третью кандидатку на место за диспетчерским пультом в сборной, увы, назвать затруднительно. В ЦСКА в качестве связующей выступает Марина Кирьякова. Но сумеет ли она войти в состав сборной, надежно заменить основных игроков этого амплуа?
Мы не прекращаем поисков. Например, привлекаем на тренировки в сборную Светлану Ряполову из челябинского «Политехника». Света — чемпионка Европы 1984 года среди девушек. Но одно дело руководить своими сверстницами, и совсем другое — взять на себя такую роль в национальной сборной.
Волейболистки ЦСКА своей победой в чемпионате страны обязаны многим факторам. Команду всегда отличала достаточно удовлетворительная общая игра. Когда же в этот коллектив пришел новый старший тренер Валерий Клигер, имеющий большой опыт работы с мужской армейской командой, он сделал на общую игру едва ли не главную ставку. Посмотрите, как держат (есть такое выражение у волейболистов) свои места в поле игроки ЦСКА. По наблюдениям КНГ (комплексной научной группы), у них очень высокий процент мячей, которые, принимая, они оставляют в игре. Большое внимание обратил новый тренер и на блок, а в этом важнейшем компоненте волейбола мы значительно проигрываем волейболисткам азиатской школы. В успех ЦСКА немалый вклад внесла и капитан команды Светлана Сафронова, бесспорный лидер, умеющая вести за собой.
Свердловчанка Волкова — бомбардир по призванию. Нападающий удар поставлен у нее прекрасно. Даже если по ту сторону мощный блок кубинок или сверхцепкая защита японок, Волкова успешно одолеет эти преграды. Причем делает это отнюдь не прямолинейно. Да, она нападающая второго темпа. Но как же не использовать ее мощные удары в доигровках, где и добываются очки? И у сетки Волкова играет разнообразно: может обвести блок, провести обманный удар. К 25 годам становление игрока обычно заканчивается. Тут, как говорится, уже ни убавить, ни прибавить. Елена же, к радости всех нас, постоянно прибавляет! Словом, бесспорный лидер «Уралочки» и сборной СССР.
С такой же ролью в алмаатинской команде успешно справляется Елена Чебукина. А вот Медин представил нам пример иного рода. Была в расцвете своего таланта Елена Соколовская, шли игроки за своим лидером, и как результат — серебряные медали Медина на чемпионате СССР и выигрыш Кубка страны. Соколовская и сегодня с хорошим ударом нападающая. Ее дарование не вызывает сомнения. Но стоило Елене снизить требовательность к себе, как ее мастерство пошло на убыль. Замены же на роль лидера в команде не нашлось.
Отмечая причины спада в нашем женском волейболе, специалисты, как правило, говорят о том, что хотя специализированных волейбольных спортшкол, школ олимпийского резерва, не говоря уже о волейбольных отделениях в ДЮСШ, у нас вполне достаточно, а вот полноценной отдачи от них нет. Нет у нас и по-настоящему работоспособных волейбольных центров, кроме разве свердловского клуба «Уралочка». Говоря об «Уралочке», нельзя не остановиться на смелом эксперименте ее тренера Николая Карполя. История наших спортивных игр знала до сих пор только один пример, когда в клубе высшей лиги создавалась своего рода дочерняя команда, которая наряду с основной выступала тоже в высшей лиге, и не без успеха. Я имею в виду гандбольный клуб киевского «Спартака», которым много лет руководит Игорь Турчин. И вот Карполь в Свердловске успешно повторяет эксперимент Турчина. Можно только представить, в каких муках рождалась у него заявка на участие в чемпионате сразу двух «Уралочек»: поди знай заранее, не понадобится ли кто-то из игроков второй команды для первой! Но смелый эксперимент вполне удался: и в будущем чемпионате вместе с «Уралочкой»-1 будет выступать и «Уралочка»-2.
В том, что нужны такие волейбольные центры, как в Свердловске, в которых бы проходило обучение волейболисток по единому плану с детского возраста до команды мастеров, сомнений быть не может. Зашел я как-то на тренировку одной из детских команд, смотрю, девочка, худенькая такая, стоит на совершенно прямых ногах. Мяч подают соперницы. Говорю девочке: «Ноги-то согнуть надо. Тогда и мяч легче принять». Отвечает смущенно: «А тренер велел держать их прямыми, так я скорее подбегу к мячу». Объясняю, что перемещаться-то следует на прямых, а мяч принимать обязательно на согнутых в коленях ногах.
Волейболисткам детских команд трудно перебить мяч через высокую сетку, если наносить удар кистью точно в середину мяча. Поэтому они делают как легче и наносят удар основанием ладони. Привыкают. Приходят в команду взрослых, там их учат правильной подаче. Но при ударе точно в середину мяч летит на добрых пять метров «за».
Не менее важно и творческое толкование технических приемов. Даже в командах взрослых. Не приходилось ли вам с трибун слышать тренерские ЦУ (то бишь ценные указания): «Позже! Позже!» Это призывы к своим игрокам выпрыгивать на постановку блока позже. Конечно, на мяч, отдаленный от сетки, можно выпрыгнуть и попозже, но если пас дан над самой сеткой, то такие нападающие, как, скажем, Сафронова или Черкасова, успеют свободно пробить, если блокирующий противника последует призыву тренера.