В нашем рижском «Радиотехнике-прием подачи соперников чаще всего поручается кому-нибудь из трех игроков: Борису Колчину, Раймондсу Вилде или мне. Обычно двое из нас располагаются в глубине площадки и готовятся к приему мяча, а остальные партнеры как бы прячутся от подающего — приближаются к сетке, отходят к боковым линиям.
Двое игроков задней линии, готовясь к приему подачи, мысленно делят площадку по ширине пополам, так что на каждого приходится по четыре с половиной метра пространства. Всю эту площадь мы и должны защищать.
Когда мяч подан на мою половину, то сразу же после его вылета мне удается определить место, где он опустится. Не медля начинаю перемещаться в нужную точку, не спуская с мяча глаз. Сохраняю основную стойку — ноги полусогнуты, руки опущены и согнуты в локтях, корпус слегка наклонен вперед, начинаю шаг ногой влево-назад (снимок 1).
При планирующей подаче мяч в полете выделывает неожиданные «фокусы»: то отклоняется влево или вправо, то резко снижается, а то. наоборот, как бы планирует, хотя казалось бы. должен опускаться. Эти зигзаги бывают довольно значительными — их амплитуда до одного метра.
Чтобы застраховать себя от кавер: строптивого мяча, я стремлюсь сохра нить такое положение, чтобы держать мяч в проекции своего тела. Когда мяч перелетит сетку, готовлюсь к его приему. Раньше не делаю этого потому, что тогда затрудняется маневренность в передвижениях. В этот момент (снимок 2) л продолжаю смещаться влево и немного назад. Справа от меня Вилде (5). Он определил. что ему не придется принимать подачу, и несколько расслабился.
Мяч уже подлетает (снимок 3). Я поставил правую ногу поближе к левой и этим самым уравновесил тело. Сделать это необходимо, чтобы в последний момент суметь среагировать на очередной каприз мяча. Ведь из устойчивого положения в небольшом приседе можно выполнить движение корпусом и руками в любую сторону.
Я готовился принять мяч на предплечья. Давно рассчитал теоретически и проверил на практике, что лучше всего подставлять под мяч предплечья. находящиеся к полу под углом 45 градусов. Тогда мяч сам отлетает от рук (даже без дополнительного подбива его руками) в направлении к сетке по траектории, наиболее удобной для связующего игрока.
И вот наступил решающий момент (снимок 4). Мяч вдруг перестал снижаться и вильнул влево. Мне пришлось скорректировать свое движение выпрямлением ног и быстрым наклоном корпуса влево, для чего я оттолкнулся от пола правой ногой. От подобной последней корректировки зависит многое в приеме планирующей подачи. Порою мое тело принимает прямо-таки немыслимые положения. но руки непременно под нужным углом встречают мяч — и тогда он летит туда, куда я хочу его направить.