Задайте любому, кто интересуется волейболом, вопрос: «Какая самая дефицитная специальность в этой игре?» Ответ наверняка будет однозначным «Связующий игрок». Одни еще называют такого игрока разводящим, другие — диспетчером.
Проблема связующего весьма остра. Все свои стрелы критики на недостаточную подготовку таких игроков, тренеры, работающие со взрослыми волейболистами, направляют в адрес детских наставников. Обычно выражают недовольство по поводу тактической вооруженности связующих. Говорят об их прямолинейности, бесхитростных передачах, неравномерном их распределении по зонам атаки, неумении тонко оценить игровую ситуацию и т. д. И почти никто не обращает внимания на недостатки технической подготовленности. А ведь без такой подготовки невозможен ни один настоящий связующий.
У меня накопились многолетние наблюдения за деятельностью тренеров ДЮСШ. Преподавая в физкультурном вузе, я постоянно имею дело с вчерашними выпускниками ДЮСШ. У меня есть возможность анализировать и тренировочный процесс в командах мастеров. Суммируя все это, я и попытался найти причины потерь в волейбольном образовании связующих игроков сегодняшнего дня.
В недалеком прошлом и прием мяча и пас выполнялись двумя руками сверху. Затем такой классический способ начисто вытеснили прием и передача снизу. Я говорю о первой передаче, а не о той, с которой следует нападающий удар. Понятно, прием снизу проще, на его обучение затрачивается гораздо меньше времени, он надежнее при игре в защите. Передача же двумя руками сверху осталась в наших ДЮСШ уделом только волейболистов, которых тренеры определили на роль связующих. Их в каждой группе двое, от силы трое. Да и где гарантия, что и из этого минимума все в одинаковой степени окажутся готовыми выступать в ответственной роли?
Далее. В действиях многих детских тренеров можно наблюдать ничем не оправданную спешку при обучении технике и тактике нападения. Не закрепив как следует один разученный элемент, тренер спешит перейти к другому. Такое нарушение одного из основных принципов тренировки — от освоенного к неосвоенному — обходится дорого. Ошибки, а они неизбежны, остаются потом на всю спортивную жизнь выпускника ДЮСШ.
Виновата и слишком ранняя специализация будущих связующих. Она ничего не дает, кроме однобокой подготовленности игроков. Нарушается еще один незыблемый принцип спортивной тренировки — универсализация игроков. Только самое разностороннее обучение поможет правильно определить игровое амплуа юных волейболистов. До выбора своей основ ной специальности волейболисты должны научиться нападать хотя бы с основных передач и из всех зон принимать мячи в защите; передавать их для нападающих ударов своим партнерам как у самой сетки, так и из глубины площадки, наконец, овладеть индивидуальной тактикой нападения и защиты. Увы, на практике все это увидишь не часто.
Самое же отстающее звено в общей цепи подготовки связующих игроков — это развитие их тактического мышления. Имеется в виду неспособность юных волейболистов правильно воспринимать и анализировать игровые ситуации, складывающиеся на площадке, и реагировать на них должным образом. Тренеры же, к сожалению, словно не замечают эти серьезные упущения, не исправляют их. Вот и получается неприглядная картина, которую можно наблюдать в играх даже классных команд.
Я анализировал данные о тактической оснащенности связующих игроков мужских сборных Москвы, Ленинграда, РСФСР, Украины и Латвии на VII Спартакиаде народов СССР (во встречах между ними). Оказалось, что в зону 4 связующими было адресовано 46.3 процента передач, в зону 3 — 29.4; в зону 2 — 13.9; для атаки с задней линии — 10.4. Таким образом, эффективность нападения из зоны 4 составила 28.3 процента; из зоны 3 — 54.8; из зоны 2 — 17.5; с задней линии — 31.4.
Первым темпом команды нападали в основном из зоны 3 (67.8 процента от общего числа нападающих ударов), а вторым — из зоны 2 (43.4 процента). Вывод связующие игроки мало организуют атаки первым темпом — из зоны 2 или с границы между 2-й и 3-й зонами. Больше надо налаживать атаки с задней линии.
Как видите, немало следует поработать со связующими и тренера» команд мастеров. Но вернемся к нашей юной смене.
Что должен учитывать связующий для правильного тактического решения?
Знать расположение слабейшие блокирующих и защитников противника. Видеть, кто из партнеров находится в позиции, наиболее удобной для атаки. Учитывать, какая передача удобна для того или иного нападающего. Определить, кто из них. ка» говорится, в ударе именно в сегодняшнем матче.
Пасующий игрок должен стоять перпендикулярно к сетке. Постоянно следить за траекторией полета мяча и за действиями как своих патрнеров, так и игроков команды противника. Следует избегать схематизма, однобокости в розыгрыше мяча. Не рисковать, выполняя вторую передачу из трудного положения.
Я привел тот минимум знаний, которыми должен овладеть связующий. А вот примерный перечень упражнений.
Вторая передача с 3-го номера в зону, куда выбегает нападающий, а именно — в 4-ю. В момент первой передачи нападающий может выбрать любое направление разбега: по боковой линии, между зонами, за спиной пасующего и т. д. Последний же должен правильно определить это направление и точно выполнить вторую передачу.
Вторая передача в зону, свободную от блока (блокирующие в зонах 2 и 3 в момент полета мяча к пасующему специально освобождают одну из зон). Пасующий занимает позицию у самой сетки между 2-й и 3-й зонами. Первая передача выполняется нападающим. Потом можно объединит», оба этих упражнения.
Вторая передача в зону перед слабейшим блокирующим противника. Блокирующие располагаются в зонах 2, 3, 4 и один из них условно считается слабейшим, но в момент полета мяча к пасующему, то есть в момент первой передачи, блокирующие меняются местами.
То же. что во всех предыдущих упражнениях, но связующий выходит на распасовку из зоны.
Каждое упражнение следует закрепить многократными повторениями, потом проделать их, объединив по два. Одно общее условие: первая передача выполняется из зоны 6.