Ознакомившись с итогами жеребьевки Кубка Федерации прошлого года, я в первую минуту опешил. Как? Снова команда Болгарии? И опять в первом круге? Да ведь наши теннисистки уже встречались с ними последние три года и, к сожалению, пережили немало горьких минут...
И вот новая встреча. На этот раз в одном из живописнейших уголков Златой Праги — на острове Штванице. что посреди величественной Влтавы. Наши соперники — мастера ракетки Болгарии в особых рекомендациях не нуждаются. Они полуфиналисты Кубка Федерации 1985 года, победители и призеры многих крупных международных соревнований. Костяк команды составляют обаятельные сестры Малеевы — 19-летняя Мануэла, девятая ракетка мира по итогам 1985 года, и 17-летняя Катерина. входившая в то время в число сорока сильнейших теннисисток планеты.
Со спортсменками Болгарии у наших теннисисток в розыгрыше Кубка Федерации особые счеты; в 1983 году наши девушки обыграли их в первом круге утешительного турнира — 2:1. Однако в последующие два года уступали, причем на начальном этапе; в 1984 году — во втором круге (1:2), год спустя — уже в первом (0:3).
...Заключительная встреча любого матча в розыгрыше Кубка — парная игра. Проиграв первый сет сестрам Малеевым — 1:6, Лариса Савченко и Светлана Пархоменко перехватывают инициативу, играют смело, разнообразно и побеждают — 6:4, 6:1. Но что это? На лицах наших девушек не видно радости. Сидит, понурив голову, и тренер. И лишь взглянув на табло матча, начинаешь понимать: парная игра уже ничего не решала. Выиграв обе одиночные встречи, теннисистки Болгарии обеспечили себе победу в матче (2:1) еще до начала парной игры.
Итак, третье поражение кряду. Увы, на этом злоключения нашей сборной в Праге отнюдь не закончились. После финального матча утешительного турнира спортсменки вновь покидали корт расстроенными, на этот раз они уступили команде Англии 1:2. А ведь в прошлом советские теннисистки дважды побеждали в подобных соревнованиях. Да и сборную Англии образца 1986 года вряд ли можно причислить к фаворитам мирового тенниса.
Выступление нашей сборной в прошлогоднем Кубке Федерации — десятое по счету в биографии команды, своего рода юбилей. А в дни юбилеев принято, как известно, подводить итоги, оглядываться на пройденный путь, намечать перспективы на будущее.
В чем же дело? Почему нашей команде в поединках со сборной Болгарии последние три года просто фатально «не везет»? А в том, что это так, сомневаться не приходится. Судите сами: из девяти сыгранных встреч с болгарками в трех матчах наши девушки выиграли всего две. уступив при этом во всех шести одиночных поединках. Еще более внушителен разрыв в соотношении выигранных и проигранных сетов: 14 против 6 в пользу команды Болгарии. Лишь в парных соревнованиях наши теннисистки были на должном уровне, но это вряд ли может служить для них утешением.
Спору нет, теннисистки Болгарии — достойные соперницы и проиграть им не зазорно. Однако разница в классе игры между нашими и болгарскими спортсменками, по моему мнению, не столь уж сейчас велика, чтобы проигрывать все одиночные встречи. Причины неуспеха здесь, по-видимому, иные. Вот о них и пойдет речь в первую очередь.
Говорят, к турниру на кортах Праги нашим теннисисткам не удалось обрести свою лучшую форму. Не удалось полностью восстановиться и почувствовать вкус к игре якобы из-за участия в Играх доброй воли, которые состоялись в Юрмале накануне розыгрыша Кубка и, как утверждают некоторые специалисты, повлияли на подготовку нашей команды к нему. В оправдание своих слов они ссылаются на 15-летнюю Наташу Звереву из Минска, которая выглядела в Праге крайне утомленной.
Так-то оно так, но ведь в Юрмале наши девушки, еще не успев устать, тоже потерпели фиаско, не попав даже в финал одиночного разряда. Они уступили американкам, которые были отнюдь не сильнее их. Да и в Праге наша команда проиграла болгаркам не в последнем, а в первом круге, когда, кажется, об усталости и говорить-то не пристало. Более того, Игры доброй воли и Кубок Федерации проводились не в конце, а в разгар сезона, когда боевая готовность команды должна быть номер один.
Кстати, сроки проведения важнейших стартов прошлого года — Игр доброй воли и Кубка Федерации были известны заблаговременно. Так что ссылки на усталость и плохую спортивную форму, думается, неуместны. В подготовке нашей сборной скорее всего были допущены просчеты. Главный из них, пожалуй, — неумение создать дружную, боеспособную команду и подвести ее в нужный момент к пику спортивной формы. За это нашим спортсменкам и пришлось расплачиваться горечью поражений на кортах Юрмалы и Праги.
В случившемся немалая доля вины и самих теннисисток. Давно подмечено, что как только в матче наступает решающий момент, момент, когда необходимо усилить давление на соперника, придать своим действиям на корте остроатакующий характер, в игре наших спортсменок сквозит неуверенность, наблюдается какой-то спад. Не то чтобы усилить игру, а даже вести ее на прежнем уровне они зачастую не могут. Здесь теннисисткам не грех поучиться у Андрея Чеснокова. Именно благодаря умению разыгрывать ключевые очки Андрей смог победить двукратного чемпиона Уимблдонского турнира Бориса Беккера, которого он, как известно, мастерски переиграл на тай-брейке.
Способность перестроиться в ходе встречи, навязать сопернику свою манеру игры — один из признаков высшего мастерства. К сожалению, этим искусством наши девушки пока владеют далеко не в полной мере. На первый взгляд, непосвященному может показаться странным, что, к примеру, Лариса Савченко — одна из ведущих наших теннисисток — порой необъяснимо проигрывает сеты со счетом 1:6 или 2:6. Нередко и со счетом 0:6. Но это кажется странным лишь на первый взгляд. На самом же деле в этом нет ничего необычного. У каждого спортсмена бывают тяжелые матчи, когда игра, как говорится, не клеится, не идет, а счет неуклонно растет в пользу соперника. В этот момент важно собраться, настроиться на борьбу за каждый мяч, попытаться изменить рисунок игры, найти бреши в бастионах соперника и т. д. При этом не страшно уступить сопернику сет. даже несколько геймов в следующем сете, но своего все же добиться — измотать соперника, заставить его отказаться от привычной тактики, а самое главное — дать ему почувствовать, что борьба только начинается, что решающие геймы впереди. Вот этого-то и нет в характере Ларисы. При первых же неудачах у нее опускаются руки. Не заладилась игра в первом сете, Савченко уже о нем и не думает. Она возлагает все надежды на второй сет, рассчитывая в нем переломить ход поединка. Однако соперницы, как правило, без труда разгадывают подобную тактику и вовремя принимают необходимые меры. От поражений, разумеется, никто не застрахован. Но сдаваться просто так, без борьбы, выходить на корт без желания отдать все для победы — не в традициях нашего спорта. И забывать об этом нельзя.
Оставляет желать лучшего техническое оснащение наших ведущих мастеров. У той же Савченко, а также у Светланы Пархоменко удар справа и подача давно стали притчей во язы-цех. У зрелых мастеров исправлять технические огрехи, говорят, якобы поздно. Мол. игрок уже сложился и перестройка его техники чревата последствиями. нередко плачевными. Позволю себе согласиться с этим лишь наполовину. В практике мирового тенниса немало примеров, когда тот или иной теннисист с годами не только совершенствовал техническое мастерство, но и превращал свои слабости в коронное оружие. Вспомните хотя бы знаменитого австралийца Кенна Розуолла, у которого поначалу не ладился удар слева, а затем стал его козырем. А швед Бьёрн Борг? Выиграв подряд три Уимблдонских турнира, он стал серьезно работать над улучшением техники своей подачи, что помогло ему завоевать еще два уимблдонских титула. Занялась ныне ревизией своего технического арсенала и американка Крис Эверт-Ллойд — ярая сторонница игры у задней линии. Почувствовав в 32 года, что у задней линии, где игра требует больших физических затрат, многого не добьешься, Крис зачастила к сетке, обратив при этом особое внимание на улучшение игры с лёта. Список этот можно продолжить, но, думаю, и так ясно: совершенствовать мастерство никогда не поздно, стоит лишь по-настоящему этого захотеть.
В период наибольших успехов нашей сборной в розыгрыше Кубка Федерации первую скрипку в команде играла заслуженный мастер спорта Ольга Морозова. В то время нашим девушкам удалось дважды пробиться в квартет сильнейших команд мира. И в этом немалая заслуга прежде всего Морозовой, игру которой всегда отличали высокое мастерство и бойцовский характер. Но вот пришло время сменить амплуа, с 1981 года Ольга Васильевна в сборной команде страны — уже не как спортсменка, а как старший тренер, наставник молодежи. Старший тренер, как известно, фигура особая. От него зависит многое и, в первую очередь, моральный климат в команде. Чем благоприятнее этот климат, тем больше шансов раскрыть потенциальные возможности каждого из спортсменов, превратить команду в коллектив единомышленников, способный на достижение высоких результатов. Тем более что возможности ныне для этого есть: ведь дуэт Савченко — Пархоменко входит в число восьми сильнейших пар мира. Зверева — чемпионка мира и победительница Уимблдонского турнира среди девушек. Да, возможности есть, а вот до обстановки доверия и взаимопонимания в команде пока еще далеко. Причин этому немало. Однако не последнюю роль играют здесь и личные качества старшего тренера — резкость характера, несдержанность, неприятие чужого мнения, болезненная реакция на критику в свой адрес, пусть самую доброжелательную. Не потому ли такие мастера, как Юлия Сальникова, Елена Елисеенко, Людмила Макарова, Наталья Рева, надолго в сборной не задержались. А жаль! Они могли быть еще полезны команде.
Мне, правда, могут возразить, сказав, что на пражском розыгрыше Кубка Федерации Ольги Васильевны не было. Действительно не было, но разве это меняет суть дела? Проблемы-то остаются прежние. Вот и нужно сейчас, не теряя времени даром, искать пути их решения, совершенствовать формы и методы тренировочного процесса, по-новому осмыслить взаимоотношения в коллективе, то есть заниматься тем. что выражается ныне одним словом «перестройка».
Для того же. чтобы перестройка происходила успешнее, быстрее, нашей женской сборной, равно как и мужской, нужна тренировочная база — база, оснащенная всем необходимым, без которой современный тренировочный процесс просто немыслим.
Разговор о базе уже идет не первый год, но воз, как говорится, и ныне там. А ведь наши соперники по Кубку Федерации располагают такими базами. что, как легко догадаться, заведомо ставит наших спортсменок в неравные условия...
Говоря о нашей женской сборной, о ее нынешних проблемах, я далек от мысли бросить тень на кого-либо из отдельных мастеров или на всю команду в целом. Цель этих заметок одна — помочь нашей сборной обрести былую силу, устранить имеющиеся недостатки. Устранить для того, чтобы были видны достоинства.
Кубок федерации — неофициальное командное первенство мира по теннису среди женщин. Учрежден Международной федерацией тенниса (ИТФ) в 1963 году в связи с ее 50-летием. В первом розыгрыше Кубка участвовало 16 команд, в последнем — 42. Наибольшее число раз обладателями Кубка становились команды США (12), Австралии (7), ЧССР (5). Нынешний розыгрыш Кубка — юбилейный, проводится с 27 июля по 2 августа на кортах канадского города Ванкувера.
Советские теннисистки впервые приняли участие в розыгрыше Кубка в 1968 году. Спустя 10 лет они вновь вышли на старт этих престижных соревнований. В 1978 и 1979 годах наша команда — полуфиналист Кубка (наивысший успех за все годы участия в этих соревнованиях). Сборная СССР провела 37 матчей и 26 из них выиграла. Советские теннисистки встречались с командами 23 стран и имеют положительный баланс в матчах с мастерами ракетки 19 стран, в том числе против команд Австрии, Италии, Испании, Румынии, Франции, ФРГ, ЧССР, Швейцарии, Югославии и других. Рекордсменками по числу проведенных встреч в нашей команде являются: Светлана Пархоменко — 24 (18 побед), Лариса Савченко — 22 (15), Ольга Минак (Зайцева) — 19 (10).