Вряд ли кто вспомнит, чтобы на самых престижных соревнованиях теннисистов — Уимблдонском турнире (практически первенстве мира на травяных кортах) реальные претенденты на победу выбывали из борьбы уже в его середине, как это случилось в прошлом году. Джон Макинрой, Иван Лендл и многие другие игроки первой десятки не попали даже в число полуфиналистов, а победителем стал самый юный за всю историю Уимблдона 17-летний теннисист из ФРГ Борис Беккер.
У авторов статьи была возможность записать и проанализировать финальный матч Уимблдонского турнира 1981 года, в котором встречались швед Бьёрн Борг и американец Джон Макинрой. Именно тогда с победы над Боргом началось лидерство Макинроя в мировом теннисе, продолжающееся до сего времени. И вот новый чемпион. Какова его игра? Что общего и чем разнятся финальные матчи пятилетней давности и 1985 года?
Первое , что отличает победителей этих матчей, — высокий процент первых подач — 59,7 % у Беккера и 65 % — у Макинроя, в то время как у проигравших Каррена и Борга соответственно 49 и 50 %. Интересно, что процентчисто выигранных подач, при которых соперник не смог даже коснуться мяча, наиболее высок у Беккера — 16,3%, у Макинроя — лишь 7,9%. Объясняется это, однако, не только очень активной подачей Беккера, но и более стабильным приемом подачи Боргом по сравнению с Карреном.
Почерк игры чемпионов за последние пять лет в целом не изменился. Их отличает стремление больше играть у сетки, поэтому после подачи они выходят вперед более чем в 80% случаев (84,4% — Беккер и 80% — Макинрой), проигравшие значительно реже (69% — Каррен и лишь 30% — Борг).
Наиболее разнообразной, пожалуй, представляется игра Беккера. Несмотря на то что он практически после каждой подачи выходил к сетке, игра на задней линии при подачах Каррена составила 43% при очень высокой эффективности — 24% справа и 10% слева.
Спортсменов такого класса отличает стабильный прием подачи и здесь всех превосходит Борг — 84%, у Макинроя — 75%, у Беккера — 71 %, у Каррена — 68%.
Надо отметить, что обобщающий показатель техники, коэффициент результативной активности (КРА), являющийся суммой коэффициентов стабильности и эффективности, наиболее высок у Макинроя — 1,16, у Борга и Беккера примерно одинаков — соответственно 0,98 и 0,95, у Каррена — 0,85.
В итоге можно сделать выводы: для победы в турнирах самого высокого уровня требования к технике выполнения игровых действий достаточно постоянны — необходимо иметь стабильную и эффективную первую подачу с частыми выходами к сетке, надежный и активный прием подачи, а также разнообразную игру на задней линии и с лёта.
Все это продемонстрировал Борис Беккер в финальном матче Уимблдона-85. Если детально проанализировать, за счет чего все-таки ему удалось одержать победу над Карреном, то выявятся следующие компоненты: более стабильная первая подача (у Беккера — 59,7 %, у Каррена — 49%), значительно более частые выходы к сетке после подачи — 84.4% после 1-й и 88,5% — после 2-й у Беккера, у Каррена соответственно 69 и 82%. При примерно одинаковой стабильности приема подачи эффективность у Беккера в два раза больше, чем у Каррена (соответственно 10,9 и 4,6%).
В игре с задней линии и с лёта стабильность теннисистов была примерно одинакова, эффективность же у Беккера на 5% больше с задней линии и на 7,3% — с лёта. Значительное преимущество наблюдалось у Беккера и в смеше: стабильность 92,3%, эффективность — 61,5%, у Каррена лишь 75 и 25%. Как видим, в финальном матче Беккер имел довольно значительное преимущество над соперником. Однако так ли уж велика разница в их классе? Думается, нет. Ведь, чтобы выйти в финал, Каррену пришлось обыграть в четвертьфинале первую ракетку мира — Макинроя, а в полуфинале третью ракетку — Коннорса. Что же принесло успех Каррену в матче со столь сильным соперником? Прежде всего высокая эффективность первых подач: 44,7%, в то время как у Коннорса лишь 7,5%. В матче с Беккером стабильность и эффективность первой подачи были меньше почти на 20%. Так как за два дня игрок такого высокого класса не мог потерять спортивную форму, то напрашивается вывод, что психическое состояние Каррена в финале было явно не лучшим. Ведь именно подача является тем единственным приемом техники, который наиболее точно характеризует состояние спортсмена. В матче с Коннорсом гораздо эффективнее были выходы к сетке с первой подачи, что подтверждает очень низкую стабильность приема подачи у Коннорса (всего 54%). В игре с отскока Каррен по стабильности превосходил Коннорса почти на 17%, а по эффективности — на 6%. В матче же с Беккером в стабильности он примерно столько же уступал Беккеру, хотя эффективность его действий увеличилась на 7%. Это объясняется тем, что в финале Каррен больше рисковал, к тому же отличная игра Беккера вынуждала соперника ошибаться. Встречаясь с Макинроеми Коннорсом, Каррену нечего было терять. Оба соперника стоят по классификации значительно выше, имеют победы в турнирах самого высокого ранга. Шансы на победу были не очень велики, и Каррен просто стремился продемонстрировать хорошую игру. Выход в финал, вероятно, был даже для него неожиданностью. Но и с другой половины турнирной «сетки» в финал пробился молодой и не очень известный теннисист Борис Беккер.
Теперь перед Кевином Карреном появилась единственная реальная возможность выиграть Уимблдон. Видимо, это в какой-то степени отрицательно повлияло на его психическое состояние. И вот финал. С одной стороны, несколько ошеломленный неожиданным для него ходом событий Каррен, теперь уже стремящийся к победе, с другой — молодой, задорный Беккер, теннисная карьера которого еще только начинается.
В результате средняя стабильность и эффективность Каррена в финале составила 77,9и 10,9%, вматче с Коннорсом эти показатели были значительно выше — соответственно 83,5 и 19,7%.
Победил Борис Беккер. Что ждет нового чемпиона в дальнейшем? Пока трудно сказать. Можно лишь отметить его удачные выступления в последующих после Уимблдонского турнира открытом первенстве США на грунтовых кортах, где он дошел до полуфинала, а также в розыгрыше Кубка Девиса с теннисистами США, где он одержал две победы.