Валерий ЖУР, старший преподаватель Белорусского института физической культуры, заслуженный тренер БССР.
Интенсификация и увеличение объема тренировочного процесса в теннисе предъявляют повышенные требования к психике спортсменов. Как бы тренеры ни разнообразили занятия (особенно в подготовительном периоде и при проведении длительной учебно-тренировочной работы), сказывается определенная монотонность, которая отрицательно действует на работоспособность теннисистов. Применяемые в других видах спорта музыкальные паузы и музыкальное сопровождение тренировок в теннисе могут быть использованы в основном при занятиях ОФП, и поэтому ограниченно влияют на улучшение эмоционального состояния спортсменов. Повысить эффективность насыщенных тренировок теннисистов помогут, во-первых, правильная последовательность заданий с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, во-вторых, введение элементов соревнования.
Среди теннисистов, независимо от их квалификации, можно выделить две группы спортсменов. Одну составляют те, для которых большее напряжение вызывают упражнения точностного характера и работа над техникой. Для игроков второй группы наиболее затруднительными являются разного рода задания со счетом. Учитывая эти особенности, тренерам следует строить учебно-тренировочный процесс так, чтобы в первую очередь выполнялись более трудные для спортсмена задания. Значит, игроки первой группы вначале должны отрабатывать технику ударов, различные игровые комбинации, главной задачей которых является повышение функциональной подготовки спортсменов, а затем выполнять игровые задания со счетом, проводить игры со счетом по заданию, контрольные и учебные игры со счетом.
Теннисистам второй группы прежде всего следует давать игровые задания со счетом. Вторую часть тренировки надо посвятить совершенствованию техники отдельных ударов, игровым упражнениям для повышения функциональных возможностей организма.
Большое влияние на повышение эмоционального настроя теннисистов оказывают, например, такие методические приемы, как проведение блиц-турнира из одной или полпартии; блиц-турнира в парном или смешанном разряде; соревнования — кто больше попадет с подачи в мишень из 10 попыток; соревнования в попадании в мишень при выполнении удара над головой из 10 попыток; командной встречи в одиночном, парном, смешанном разрядах; определение дальности второго приземления мяча после его попадания с подачи в квадрат и т. д.
Победителей в торжественной обстановке можно наградить «сладкими» призами, отметить тех игроков, которые проявили себя с хорошей стороны на соревнованиях и тренировочных занятиях.
Эффективными приемами являются и те, в которых присутствует элемент наказания: при игре со счетом теннисиста, проигравшего свою подачу, сменяет свободный игрок; в парной игре пара, проигравшая свою подачу, заменяется и т. д.
Эти и подобные приемы вносят в тренировку разнообразие, повышают интерес занимающихся, создают эмоциональный подъем.