Большое распространение в последние годы получил сильно крученый удар слева двумя руками. Он стал грозным оружием таких теннисистов-профессионалов, как Бьёрн Борг, Джимми Коннорс, Эдвас Диббс, Крис Эверт. У нашего признанного мастера Вадима Борисова также был сильный атакующий удар слева, который он выполнял, держа ракетку двумя руками.
Часто задают вопрос: стоит ли учиться этому не совсем обычному удару?
В детском возрасте, когда руки еще недостаточно окрепли, трудно сделать большой замах тяжелой для него ракеткой, держа ее одной рукой. Сделав большой замах двумя руками, ученик может нанести сильный удар. А длительное сопровождение мяча ракеткой еще более усиливает удар.
Однако нельзя слепо копировать двуручные удары чемпионов. Далеко не каждый спортсмен обладает такой совершенной координацией движений, выносливостью и работоспособностью, как, скажем, Борг. Тренер Борга Леонард Бергелин считает, что. если теннисист начинает играть слева двумя руками и это ему подходит, тогда все в порядке. Но не советует менять удар слева только из-за того, что так играет Борг. У Борга естественная склонность к подобным замаху и удару. Каждый молодой игрок должен найти свой стиль игры.
Большинство специалистов приходят к выводу, что обучение юных теннисистов удару слева надо начинать с более естественного удара, то есть с удара одной рукой. Если спортсмен справляется с ударом одной рукой, то ему и в дальнейшем нужно совершенствовать именно такой удар. Однако, если у начинающего слабая кисть и при ударе слева он невольно начинает помогать себе другой рукой, препятствовать этому не следует.
Одно из самых важных преимуществ двуручной хватки в том, что она дает теннисисту возможность надежно маскировать удар. Благодаря лучшему, чем при ударе одной рукой, контролированию наклона струнной поверхности ракетки игрок может незаметно и неожиданно для соперника изменять не только направление полета мяча (по линии, по диагонали), но и сам характер удара (крученый, резаный, плоский). Именно по этой причине «сеточнику» трудно играть у сетки против игрока, наносящего обводящие удары двумя руками. Их невозможно предугадать, а мяч приходится отбивать без подготовки, в спешке. Отсюда много ошибок.
Двуручная хватка как бы вынуждает игрока выполнять удар из правильной позиции — боком к сетке, иначе невозможно сделать замах без поворота плеч и бедер. Кроме того, держа ракетку двумя руками, теннисист лучше чувствует мяч, а это в первую очередь важно при приеме сильной подачи, когда необходимо сделать быстрый замах и крепко удерживать ракетку в момент удара. Вспомните, как часто Борисов, принимая сильную подачу, двигался вперед и с ходу наносил удар двумя руками по восходящему мячу.
В то же время удар двумя руками требует дополнительного передвижения по корту, так как принимать мяч приходится ближе к корпусу. Теннисисту, играющему двумя руками, особенно нужны быстрота и выносливость. При каждом ударе он вынужден пробежать несколько лишних шагов и занять правильную позицию. Таких шагов за время длительного матча накапливается довольно много, тем более если теннисист пользуется двуручной хваткой не только для удара слева, но и для удара справа.
Теннисисты, выполняющие удары двумя руками по отскочившему мячу, обычно используют эту хватку и для удара с лёта. Одним из основных условий для успешного его выполнения является умение крепко держать ракетку в момент удара, а это как раз и дает двуручная хватка. Удар с лёта двумя руками очень удобен для выполнения диагонального и короткого косого удара, так как другая рука помогает придать ракетке необходимый угол наклона. Однако ударом с лёта двумя руками значительно труднее направить мяч вдоль линии, особенно если удар по мячу приходится наносить впереди корпуса. Поэтому игрок, пользующийся двуручной хваткой, более уязвим в игре у сетки, если мяч летит прямо на него (в корпус), — он должен успеть быстро отступить в сторону от мяча. Часто это трудно сделать из-за недостатка времени, в результате теннисист вынужден отбивать мяч как бы в зажатом положении, находясь лицом к сетке, и удар теряет остроту и силу. Игрокам с двуручной хваткой также трудно принимать подачу, если мяч направлен прямо на них, и особенно трудно, если мяч к тому же высоко отскакивает. Прием подачи в подобных случаях бывает, как правило, неуверенным. Нужно также учитывать, что играющие двумя руками испытывают трудности, если они находятся у сетки, а соперник посылает мяч свечой.
Немногие теннисисты способны наносить удары двумя руками с обеих сторон, то есть удары слева и справа. Редким исключением является американец Еуген Майер, который в последние годы входит в десятку сильнейших теннисистов мира. Особенно успешно он выступает в парных играх. Так, Майер был чемпионом США (в паре с Джоном Макинроем) и чемпионом Франции (со своим старшим братом Санди). Из советских теннисистов лишь молодой мастер спорта Александр Волков из Калининграда успешно использует двуручную хватку как при ударе слева, так и при ударе справа.
В последние годы многие наши юные теннисисты удар слева стали выполнять двумя руками, при этом сильно закручивая мяч. Это помогает им успешнее отражать удары соперника, направленные в их левую сторону площадки, а также дает возможность применять удар для атаки с последующим выходом к сетке. В дальнейшем им важно закрепить навык и совершенствовать удары двумя руками (если они уверены, что именно такие удары для них более удобны), не забывая, конечно, и о подаче, и ударах слёта. К сожалению, не все молодые теннисисты, а иногда и их тренеры могут правильно оценить собственные возможности и сделать удар двумя руками своим надежным техническим приемом. Например, один из способных юношей Сергей Бакай и его тренер Александр Карпенко долго не могли прийти к твердому решению: как выполнять удар слева — одной или двумя руками? Такая нерешительность замедляет рост мастерства молодых спортсменов.
Есть примеры и удачного использования удара двумя руками. Талантливый теннисист Андрей чесноков успешно использует удар слева двумя руками. С первых же шагов обучения теннису (в 7 лет) удар слева ему удобнее было выполнять двумя руками. Тренер Татьяна Наумко не только не запрещала ему так играть, а, наоборот, помогала развивать эту индивидуальную особенность. Сейчас мощный, сильно закрученный, почти безошибочный удар слева Чеснокова существенно помогает ему в победах, которые он одерживает и в игре с нашими опытными, ведущими мастерами — Александром Зверевым, Константином Пугаевым, Сергеем Леонюком, и в игре с известными зарубежными теннисистами. Свой излюбленный технический прием Андрей постоянно совершенствует.
Определив, что мяч, посланный соперником, летит в левую сторону площадки, Чесноков, держа ракетку двумя руками (обе кисти располагает на ручке ракетки близко друг к другу), делает небольшой петлеобразный замах и затем выносит ракетку вперед, навстречу мячу. При замахе верхний край его ракетки слегка отклонен назад, а головка опущена вниз. Усилием обеих рук и всего корпуса он наносит сильный удар по мячу снизу (ниже его центра). Резким поворотом вправо в момент удара Андрей придает мячу дополнительную скорость, а резким движением кистей рук вперед-вверх сообщает мячу сильное верхнее вращение. Направление этого удара он скрывает одинаковыми с другими ударами замахом и расположением ног. Лишь в последний момент, перед самым ударом по мячу, теннисист придает струнной поверхности ракетки соответствующий наклон и сопровождает ею мяч в задуманном направлении. Сопернику, находящемуся у сетки, трудно определить направление обводящего удара и заранее подготовиться к его отражению.
При выполнении мощного удара двумя руками слева Чесноков быстро, но без суеты перемещается по площадке и оказывается у мяча с готовым замахом ракетки. Во время удара ноги его согнуты в коленях, но в самый последний момент он быстро выпрямляет их. Это позволяет спортсмену усилить удар. Не менее важен и так называемый выход из удара. Ноги и корпус теннисиста оказываются после удара в таком положении, что он готов вновь стартовать к середине задней линии или вперед к сетке. На мяч Андрей внимательно смотрит до момента его соприкоснования со струнной поверхностью, поэтому наносит удар точно центром ракетки.
Благодаря сильно крученому стабильному удару слева и хорошо контролируемому удару справа, Чесноков уверенно чувствует себя на задней линии площадки. Раньше он редко выходил к сетке (в основном, когда вынуждал соперник). Сейчас Андрей стал делать это чаще. Здесь заслуга и старшего тренера сборной СССР Шамиля Тарпищева, который постоянно нацеливает его на ведение современной, атакующей игры по всему корту.