Многочисленные победы в крупнейших турнирах знаменитого шведа Бьерна Борга вызвали у него на родине небывалый теннисный бум. На корты устремились и стар и млад, хотя, конечно, у них не было никаких шансов повторить достижения своего прославленного соотечественника. В современном теннисе нужно 8—10 лет напряженного труда на освоение техники игры, развитие физических качеств, приобретение игрового опыта, прежде чем даже самый одаренный спортсмен сможет рассчитывать на победы в международных турнирах.
Но вот произвел сенсацию, твердо заняв место среди сильнейших, 16-летний Виландер. А потом, когда появились Яррид, Сандстрём, Карлссон, стало ясно, что успех Виландера не единичный взлет талантливого одиночки, а результат планомерной, многолетней подготовки с дальним прицелом. И одним из важнейших этапов подготовки молодых шведских теннисистов, а главное, первым из них, стал мини-теннис. В 1975 году Ассоциация тенниса Швеции приняла решение заняться развитием мини-тенниса в стране. Был разработан ряд мероприятий по созданию при теннисных клубах специальных групп мини-тенниса. Вот что пишет по этому поводу известный специалист, ныне тренер национальной сборной команды Люксембурга Балтель, в тот период работавший в Швеции: «Клуб, в котором я работал ведущим тренером, пошел навстречу пожеланиям руководства Ассоциации и создал небольшую школу мини-тенниса.
Занятия — а их проводили опытные специалисты, имеющие опыт работы с детьми, — проходили в легком темпе, чтобы никто не чувствовал усталости. В некоторых занятиях мы разрешали участвовать и родителям. Весь учебный процесс был организован так, чтобы ученики и их родители с большим удовольствием посещали занятия. Каждый год мы отбирали лучших учеников школы мини-тенниса и давали им возможность попробовать силы уже в настоящем теннисе. И большинство из замеченных нами талантливых учеников после 4—5 лет специальной тренировки добились значительных успехов в большом теннисе.
Так занятия мини-теннисом стали неотъемлемой частью всей деятельности клуба».
Познакомимся с мнением еще одного авторитетного специалиста известного теннисиста, а ныне тренера национальной команды Франции Ж-П. Лота. В своей книге «Теннис за три дня» он рассказывает о том, как однажды решил поставить эксперимент. У себя в клубе он собрал группу из ребятишек 5—6 лет, решив подготовить их для занятий теннисом.
«Предварительные занятия проходили в течение зимы и лета. Они носили развлекательный характер. Я заставлял учащихся бегать на 30 или 50 м, прыгать в длину и высоту, бить по футбольному мячу, чтобы они научились хорошо передвигаться, бросать баскетбольный или гандбольный мяч. Дети приобретали навыки рационального передвижения и укрепляли мышцы рук и ног. Такие тренировки длились не более полутора часов раз в неделю.
Время от времени я давал детям теннисные ракетки и мячи вне зависимости от того, на какой спортивной площадке мы находились. Я показывал им иногда, например, как наносится удар ракеткой по мячу слева от себя. Попытка воспроизвести показанное движение неизменно вызывала у ребятишек веселое оживление. Через 10 минут я отбирал ракетки, показывал новые упражнения и заставлял бросать мячи как можно дальше и точнее. В конце года я почувствовал, что пришло время обучать группу игре в теннис как таковой.
Впервые за всю карьеру преподавателя я был поражен: хотя ребята никогда не получали от меня уроков по технике ударов и никогда по-настоящему не играли на корте, большинство из них оказались в состоянии выполнять удары справа, слева и с лёта. Они могли перекинуть мяч через сетку три, а порой и четыре раза подряд.
...В двенадцать лет мои воспитанники стали первыми сначала в своем возрасте, а потом и среди старших теннисистов».
Что же такое мини-теннис? Каковы его правила, особенности и отличия от старшего, общеизвестного собрата? В чем его ценность?
Основное достоинство мини-тенниса — простота и общедоступность. Популярность тенниса растет непрерывно. Тысячи людей хотели бы приобщиться к этому интересному виду спорта. Но далеко не везде есть корты, а для поездок «за тридевять земель» не всегда хватает времени и сил. Заниматься же мини-теннисом можно где угодно, на любой ровной площадке. Для тренировок и соревнований вовсе не обязателен специальный корт, хотя можно использовать и обычный теннисный корт. Но в этом случае лучше играть поперек площадки. Это дает возможность заниматься большему числу желающих.
Так что практически играть в мини-теннис можно где угодно: в детском саду, во дворе дома или школы, в лесу или парке, на территории предприятия или учреждения, везде, где можно разметить площадку размером 13х6 м (см. рисунок).
Ракетка для мини-тенниса может быть изготовлена из самого разного материала. Ее игровая поверхность может быть деревянной, пластиковой, сделанной в виде пластмассовой решетки или затягиваться струнами как в обычном теннисе. Вес ракетки, длина и толщина ее рукоятки подбираются в зависимости от физических возможностей занимающихся. Разнообразными могут быть и мячи: из резины сплошной или губчатой, поролона, обычные теннисные. Освоение элементов игры, особенно на начальном этапе обучения, идет успешнее, когда мяч летит как бы с замедленной скоростью. Сетка вешается ниже, чем в теннисе, но так, чтобы ее верхний край находился не ниже, чем в 80 см от земли. Впрочем, если нет настоящей сетки, ее могут заменить широкая лента, тесьма или веревка, обозначающие верхний край «сетки».
У мини-тенниса нет своих специфических правил, игра ведется по правилам большого тенниса. За исключением, пожалуй, счета. Детям трудно запоминать эти абстрактные для них 15:0, 30:0 и т. д. Им понятнее, когда ведется подсчет выигранных и проигранных мячей — 1:0, 2:0 и т.д. Есть два варианта регламента игры. Первый — встреча проходит по схеме, принятой в большом теннисе, и состоит из игр (геймов) и партий (сетов). В мини-теннисе игра может продолжаться, пока один из спортсменов не наберет 6—8 очков. Выигравший 6 игр (геймов) становится победителем в партии (сете). Второй вариант счета еще проще: игра ведется до тех пор, пока один из игроков не наберет 15 очков (как в волейболе) или 21 очко (как в настольном теннисе).
Мини-теннис не только игра в упрощенный и облегченный теннис. Это комплекс методов и средств, своего рода подготовительный класс, ведущий в школу большого тенниса. Мини-теннис как бы игра в игру, игра с элементами тенниса. Занятия проходят легко, непринужденно. При этом и обучение идет быстрыми темпами, и юные теннисисты получают от занятий огромное удовольствие. Конечно, от преподавателей требуется творческий подход, выдумка. Упражнения и задания, которые они предлагают своим юным ученикам, надо часто менять, разнообразить так, чтобы они не успели надоесть сделаться скучными. Вот, например, в той шведской школе мини-тенниса, о которой здесь говорилось, весьма своеобразно стали обучать подаче. «Помощником» тренеров стал... Б. Борг. На противоположной стороне корта установили вырезанную из дерева фигуру знаменитого теннисиста в натуральную величину.
Подбор упражнений должен помочь детям сохранить естественность движений и в то же время вести обучающихся к более сложным элементам теннисной техники. Чтобы занятия оставляли у ребенка чувство удовлетворения, радостное ожидание новой увлекательной встречи на корте, их надо обязательно заканчивать удачными ударами.
Под разными названиями — мини-теннис, короткий теннис, малый теннис, деревянный теннис и т. д. — эта игра ныне культивируется во многих странах. Кое-кто из специалистов даже высказывал опасение, что мини-теннис в какой-то степени может стать конкурентом большого тенниса. Однако этого не произошло, хотя в некоторых странах проводятся специальные турниры по мини-теннису, в которых с удовольствием выступают и теннисисты высокого класса. Мини-теннис стал важной составной частью системы поиска и подготовки талантливых молодых теннисистов.
Тренируются юные теннисисты 2 раза в неделю, играют облегченными ракетками «Пионер» и облегченными мячами. Впрочем, играют, конечно, не в теннис. Играют они с ракеткой и мячом, играют в разнообразные подводящие, имитационные упражнения-игры. И только где-то в конце первого года обучения им дается возможность «постучать» мячом в стеночку. Опытные педагоги, а с малышами работают тренеры с многолетним стажем (Руднева, Разумная, Янчук и еще несколько их коллег), не форсируют событий. Они помогают юным ученикам окрепнуть физически, развиться, заботливо, образно говоря за ручку, вводят в мир спорта и здоровья. Ну а через несколько лет станет ясно, кто из юных мини-теннисистов сможет перейти в школу большого тенниса.
Да сих пор речь в основном шла о мини-теннисе как о первом шаге на пути к теннису большому. Но есть у этой игры одно большое достоинство — ее оздоровительная направленность. Мини-теннис — еще один вид спорта, который может и должен служить здоровью людей. Он прост и доступен, в него может играть кто угодно и где угодно. До и после работы или учебы, в обеденный перерыв. Ничего не стоит во время обеденного перерыва провести блицтурнир по мини-теннису внутри отдела или бригады. Сколько положительных эмоций принесет такой турнир!
Мини-теннис — это и семейный вид спорта. Чем можно измерить эффект — оздоровительный, эмоциональный, воспитательный — игры в мини-теннис, в которой участвует вся семья?! Сколько удовольствия получит малыш, поиграв 30—40 минут с папой или мамой во дворе своего дома! Ну а парная или смешанная встреча...
Этот теннис называется «мини», но пользу он может принести большую.