На площадку для разминки вышли две теннисистки, поиграли с лета, с отскока, выполнили удар над головой, подачу. Все получается: мяч быстро и точно летит в площадку, и не просто в площадку, а очень близко к линиям... Судья готов, спортсменки готовы, и встреча началась. Но что случилось с участницами наблюдаемого нами матча? Они совершенно отказались от активных ударов, от выходов к сетке; мяч вводится в игру очень мягкой подачей, а соперницы даже не пытаются воспользоваться этим и выиграть очко сильным ударом. Весь технический арсенал сведен к удару либо свечой, либо полусвечой. Но вот после своего 79-го удара с отскока, выполненного при розыгрыше очка, одна из спортсменок, доставая сорвавшийся с обода соперницы мяч, вынуждена была выйти к сетке. Ответным ударом была несложная свеча, после которой мяч, посланный несильным ударом над головой, ударил в сетку. Думаете, это играли слабые теннисистки? Нет. Это играли игроки первой десятки страны.
На других площадках прослеживалась почти аналогичная картина. Только среди играющих можно выделить еще одну категорию теннисисток, которые играют с более титулованными соперницами, и на 1—3-й удар простейшие мячи попадают в сетку или в аут.
У мужчин ситуация схожая, с той лишь разницей, что перекидка мяча редко доходит до третьего десятка.
Итак, умея выполнять почти все технические приемы (я говорю о ведущих игроках страны), в игре теннисисты используют только удары с отскока (в основном мягкие), остальные выполняют так неуверенно, что предпочитают не пользоваться ими.
Почему соревновательное напряжение так сильно действует на спортсменов, почему наши теннисисты играют так осторожно, боясь риска? Что это — плохой отбор или методика подготовки?
Думается, и то и другое. Да, для теннисиста необходима устойчивая нервная система, способная выдерживать и длительно действующее напряжение (2—3 часа матча), и сверхсильные раздражители (неудачный удар, точный удар соперника, изъяны площадки, судейскую ошибку). Но очень много зависит от методики обучения, от тренера — его умения определить индивидуальность ребенка и в соответствии с этим строить тренировочный процесс. Нами (А. Вайнштейн и В. Жур) в ряде статей высказывалось мнение о том, что последовательность освоения технических приемов, сила ударов по мячу при обучении, применение соревновательного метода на тренировках должны быть обусловлены выносливостью нервной системы занимающихся. Поэтому использование при обучении одной методики не может подойти всем ученикам.
Для спортсменов с высокой выносливостью нервных клеток обучение техническим приемам следует проводить параллельным методом (широким фронтом), вводя через 2—4 занятия новый технический элемент. Около 70% тренировочного времени надо отводить выполнению приемов с несколько замедленной скоростью (на точность), уделяя основное внимание освоению правильного движения, остальное время — выполнению ударов с максимальной силой, применяя соревновательный метод.
Обучение технике занимающихся с невысокой выносливостью нервной системы необходимо осуществлять последовательным (ступенчатым) методом, т. е. начинать с более сложных ударов (удары с лета, крученый удар слева и т. п.), и только после того, как прием начнет получаться, переходить к следующему (через 7—10 занятий). 70% времени следует тренироваться с максимальной силой и 30% — выполнять удары с несколько замедленной скоростью, в обоих случаях используя соревновательный метод обучения.
Применение параллельного метода с преимущественным выполнением ударов на точность и технику в работе с теннисистами, имеющими выносливую нервную систему, позволит им освоить весь арсенал технических приемов и использовать его в соревнованиях.
Последовательный метод обучения, акцент на силу ударов и соревновательный метод поможет игрокам с невысокой выносливостью нервной системы в первую очередь овладеть наиболее сложными элементами техники, приучит их к соревновательным нагрузкам, что позволит даже в напряженные моменты матча играть решительно и смело.
Думается, что тренерам пора пересмотреть свои взгляды на участие юных теннисистов в состязаниях. Ведь сейчас каждый тренер с самого первого соревнования требует от воспитанника победы, часто не задумываясь над тем, как она достается. Обычно 8—9-летние теннисисты в соревнованиях используют лишь наиболее надежные удары (чаще всего это удары с отскока), не рискуя выйти к сетке и сыграть с лета или выполнить смеш. Такая привычка укореняется, обедняя тактический рисунок игры. А победы в этом возрасте за счет только чрезмерного нервного напряжения уменьшают потенциальные возможности игрока.
Из сказанного можно сделать следующие выводы.
В целях снижения нервно-психического напряжения, вызванного применением олимпийской системы, для начинающих теннисистов первичные соревнования целесообразно проводить по круговой системе, а также по системе, при которой проигравший не теряет шансов бороться за первое место.
Для юных теннисистов, продемонстрировавших на соревнованиях надежную и разнообразную технику, активную, содержательную игру и т. п., следует ввести поощрительные награждения.
В учебно-тренировочном процессе полезно проводить игру со счетом, используя такие задания: розыгрыш 15 очков на своей подаче с выходом к сетке; выход к сетке с приема подачи; безошибочное выполнение 25—40 ударов, играя с отскока, за что начисляется очко; очко, выигранное с лета или с отскока так, что соперник не смог коснуться мяча, оценивается в 30:0; подача, выигранная мгновенно, оценивается в 30:0.
Рекомендуемая методика использовалась при обучении Сергея Леонюка, Игоря Тихонко, Валентины Курневич и других теннисистов, которые впоследствии стали игроками высокого класса.