Чемпионаты Европы среди юношей и девушек являются прежде всего смотром будущих кандидатов в национальные сборные своих стран.
Уровень игры юных теннисистов, собравшихся в Гааге, заметно вырос даже по сравнению с чемпионатом Европы 1984 года. Мы приехали в Голландию фаворитами, но играть приходилось в полную силу. Практически все наши соперники имеют в своем арсенале сложные подачи, тренеры достаточно потрудились над этим важным элементом настольного тенниса.
Конечно, в Гааге собрались команды далеко не одинаковые. В техническом и тактическом плане многие еще заметно отстают от ведущих команд континента. Но, думаю, это пробел временный, скоро и с нынешними аутсайдерами придется считаться.
Украшением чемпионата стали игры кадетов и кадеток, как в спортивных играх называют юношей и девушек младшего возраста. Надо было видеть, как эмоционально реагировали они на выигрыш каждого очка, как все время находились в движении. Их азарт, жажда борьбы заражали и тех, кто постарше.
Чемпионат принес нам 2 золотые, 2 серебряные и 8 бронзовых медалей. Ни один игрок наших сборных не остался без наград, каждый привез на родину медаль того или иного достоинства.
И все же... Меня, например, настораживает такой факт: не много ли — восемь — полуфиналов были все-таки проиграны нашими спортсменами? В первую очередь это касается командных соревнований, где наши теннисисты уступили в трех полуфиналах.
Так, мы очень надеялись, что Мулид Кушхов из Нальчика возьмет на себя лидерство в команде юношей. Но он с этой задачей не справился. Заменить его в этой роли никто не смог. А ведь в «домашних» турнирах Кушхов не раз показывал себя настоящим бойцом. В зале же Гааги он этих качеств не проявил, и команда уступила в полуфинале сборной Франции — 2:5.
Эти 2 очка наши ребята взяли, обыграв лидера французов Готьена, претендовавшего на высокое место в личных соревнованиях. Проиграли же игрокам, довольно слабым и в техническом. и в тактическом отношении Объясняется это тем. что с сильнейшими соперниками наши юные теннисисты действуют у столов свободно, раскованно, как говорится, играют в свою игру, зная, что за проигрыш их никто не осудит. С равными же и теми, кто слабее, стараются играть аккуратнее, точнее. Это неплохо, но куда деваются мощь ударов, да и риск, без которого сегодня не выиграть. В результате ребята отдают инициативу, а с нею и важные очки.
Видно, что-то упущено в психологической подготовке юных. Бойцовские качества следует проявлять в течение всего турнира, без оглядки на силу соперников. Проявил их только Владимир Маринкевич из Киева и в командных, и в личных соревнованиях, где завоевал бронзовую медаль.
Другое дело Дмитрий Мазунов из Горького (младший брат чемпиона СССР) и его земляк и тезка Гусев. Хорошая спортивная злость, жажда борьбы, азарт, бойцовские качества — всем этим они наделены в избытке. Игры провели как бы на одном дыхании. Неудачу одного тут же исправлял другой.
Дима Мазунов поражал специалистов мощной, нацеленной только на победу игрой. За каждое очко боролся так, будто оно-то и было решающим. Устойчивый психологический настрой и огромный заряд на победу позволили ему стать чемпионом Европы в личном зачете и внести большой вклад в завоевание золотых медалей командой.
Будущее за такими спортсменами. Думается, Мазунова уже сегодня можно считать реальным кандидатом в нашу национальную сборную. Чем раньше начать привлекать его на сборы главной команды страны (разумеется. дозируя нагрузки, ведь Диме всего 14 лет), тем быстрее будет расти его незаурядное мастерство.
Неплохая перспектива для роста и у Гусева. Он обладает хорошим ударом слева по укороченному мячу, довольно сильным вращение справа, особенно обводящих мячей, мощными для его возраста подставками слева, у самого стола; у него прекрасно развито чувство мяча.
Этому талантливому теннисисту нужно лишь улучшить игру слева из средней зоны, не хватает в его игре и стабильности: одну встречу может провести на очень высоком уровне, другую до обидного пассивно. Нужно еще усилить подачу. Хотя на тренировках Гусев каждый день по часу уделяет азиатским подачам с высоким подбрасыванием мяча, в соревновательных играх применять их не рискует.
Команда наших младших юношей стала чемпионом Европы. А вот их сверстницы в полуфинале проиграли сборной Югославии — 0:3. Причины и здесь сходны с теми, что привели к неудаче команду старших юношей.
Татьяна Медведева из Караганды в первой встрече не сумела настроиться на игру, не проявила бойцовских качеств, которые ей обычно присущи.
Это не замедлило сказаться и на игре ее подруги Аринэ Макинян из Еревана. Она, как ни старалась, не смогла справиться с волнением. Тот же случай, что и с ребятами; в подгруппе наши кадетки победили ставшую потом чемпионом Европы команду Румынии только потому, что играли свободно, раскованно, зная, что даже в случае поражения выходят в следующий круг соревнований.
И здесь, как видим, в ответственный момент сказалась неустойчивость в психологической подготовке. Необходимость победы, большое желание добиться ее дали обратный эффект; сковывали девушек, не позволяли им показать ту игру, на которую они были способны.
Хотя наши младшие девушки в отличие от своих зарубежных соперниц не имеют опыта международных встреч (все без исключения и Медведева, и Макинян. и Анжела Тян из Караганды впервые выезжали за рубеж), надо отдать должное их игре. В личных соревнованиях Медведева — Макинян завоевали серебряные медали в парах. Командой девушки выиграли третий приз чемпионата.
Но. повторяюсь, прояви Медведева характер, поведи за собой команду, медали оказались бы более высокого достоинства. Перспектива у юных несомненно есть. Надо лишь поработать и им самим, и их тренерам над их общефизической и психологической подготовкой.
Старшие девушки также привезли из Голландии бронзовые медали, проиграв в полуфинале сборной Швеции. Москвичка Елена Тимина после победы в первом сете, будто позабыв, что она защитница, начала неоправданно много атаковать, а затем, спохватившись, так и не смогла перестроиться. Стала оглядываться по сторонам, смотреть на ракетку, вместо того чтобы сконцентрировать внимание на происходящем над столом, и в конечном счете проиграла.
Этих деталей, может быть, и не стоило бы касаться, если бы они не приобретали общий для наших юных спортсменов характер. И другие теннисисты любят всем своим поведением (то на ракетку смотрят, то на тренера) показать: «Видите, я стараюсь, да не получается». Мало того, что этим они отвлекаются от игры, но еще выдают себя с головой противнику. У азиатских спортсменов такого никогда не увидишь.
Парные и смешанные игры личного турнира принесли нашим девушкам две бронзовые и одну серебряную награду. Обладательницы последней Медведева и Макинян за весь турнир проиграли всего одну встречу — в финале румынкам. Своеобразный реванш они взяли, обыграв тех же соперниц в командных соревнованиях.
Совместные сборы девушек с юношами несомненно способствовали повышению мастерства первых. Значит, этот опыт следует расширить и в преддверии Олимпийских игр, где будут разыгрываться медали в парных соревнованиях.
Меня не раз спрашивали, как бы я отнесся к разделению нашей национальной команды на женскую и мужскую при подготовке к разного рода международным турнирам. Думаю, ни к чему хорошему это не приведет. Наши женщины издавна повышали свое мастерство, играя именно с мужчинами, выкладывались полностью даже за те 30—40 минут тренировочного времени, которое мы им уделяли. На нашей же собственной подготовке эти минуты не могли сказаться отрицательно. И именно эти совместные тренировки заложили фундамент мастерства нашим теннисисткам на длительный срок.
С переходом же на раздельную подготовку заложенное ранее утрачивается, а что приобретается взамен? Уйдут из большого спорта Валентина Попова и Наринэ Антонян, что окажется в перспективе у нашей женской команды?
Озабоченность вызывают и итоги выступлений на международной арене наших смешанных пар. Победу них становится все меньше и меньше. А ведь в мое время именно в этом разряде советские теннисисты выигрывали высшие награды на чемпионатах мира и Европы.
Несмотря на молодость участников юношеского чемпионата, в нем нашли достаточно полное отражение все основные тенденции современного настольного тенниса. Ужесточение игры с двух сторон, то есть более сильные вращения, завершающие удары преимущественно в ближней и средней зонах. Почти полное отсутствие пауз в сетках. Выполнение технически сложных приемов на больших скоростях. Умение следить за передвижением противника у стола, чтобы быстро менять направление ударов по мячу, посылая его в места, куда соперник заведомо не поспевает. Все это требуется сегодня от юных теннисистов в не меньшей степени, чем от взрослых.
Тренерам ДЮСШ следует добиваться от своих воспитанников осознанных действий в каждом игровом эпизоде. Они должны научиться самостоятельно разбираться в сложных игровых ситуациях, в направлении и характере вращений при атакующих и защитных ударах и сложных подачах, а не оглядываться на своих тренеров, как я наблюдал в зале Гааги. Эту самостоятельность у ребят и девушек следует довести до того, чтобы даже проигрывая встречу, они могли принимать самые смелые, пусть и рискованные, решения.