Для освоения и совершенствования основных технических приемов и действий в теннисе все имеющиеся тренировочные средства можно разделить на пять групп.
Задания первой группы помогут разучивать новые технические приемы, устранять технические недостатки, совершенствовать уже освоенные приемы. К ним можно отнести: 1) подачу; 2) удары «свечой», укороченный, с полулета; 3) игру с задней пинии с различными вращениями мяча, по диагонали, по линии; 4) игру с лета по диагонали, по линии; 5) прием подачи в различные места площадки.
В эту же группу включаются и более сложные задания.
1. Теннисисты располагаются друг за другом на задней линии. По очереди им выкидывают мячи: первый — за хавкорт так, чтобы по нему можно было выполнить подготовительный удар справа для выхода к сетке, второй — чтобы отбить мяч с лета. Прежде чем вернуться на заднюю линию, игрок должен коснуться ракеткой сетки. Игроки, ожидающие своей очереди, все время «перебирают ногами», как бы готовясь выполнить прием.
2. То же, но ударом слева.
3. Игрок стоит в центре, выполняя то удар с лета, то удар над головой, перемещаясь соответствующим образом вперед-назад.
Список упражнений можно продолжить, главное — упражнения должны быть достаточно простыми, чтобы начинающие учились, а умеющие совершенствовали приемы. Например, для устранения большого замаха при ударе с лета спортсмену лучше вставать к стенке, к заградительной сетке. При выполнении ударов с лета замах игрока ограничивается имеющимся за его спиной заграждением. Подобные упражнения широко применяются в школе Волитери (США) и многими тренерами Европы. В этой же школе для развития плечевого пояса при подаче используют исходное положение, при котором колено левой ноги теннисиста упирается в специальную подушку, правая нога согнута в колене. Вполне естественно, что в зависимости от уровня мастерства спортсменов доля этих заданий в тренировочном процессе будет различной. У начинающих они займут большую часть времени, спортсменам высокой квалификации они рекомендуются либо в подготовительной части как средство разминки, либо в заключительной —для восстановления, «налаживания» отдельных приемов. Так по крайней мере подходят к выбору упражнений Д. Коннорс, В. Герулайтис, И. Лендл.
Вторую группу составляют игровые комбинации, суть которых в том, что они максимально моделируют соревновательную деятельность.
Как показывают проведенные исследования, протяженность бега при розыгрыше одного очка от 2 до 25 м. В наиболее напряженные моменты матча она увеличивается до 40 м. Передвижения не носят чисто челночный характер, а представляют собой бег по ломаной линии с очень быстрым началом каждого нового перемещения и мгновенными остановками. Вперед спортсмен бежит в среднем в 17% случаев, назад в 5, направо в 17, налево в 18, вперед-направо в 13, вперед-налево в 12, назад-направо в 7, назад-налево в 10, по дуге в 1%. Отрезки, которые приходится преодолевать игроку, различны по длине. Установлено, что длина отрезков колеблется от 0,5 до 19 м. Чаще всего спортсмены преодолевают отрезки до 5 м. На них приходится в среднем 57% всех перемещений. На долю перемещений от 5,5 до 10 м приходится 22%, остальные — на перемещения большей длительности. Зная эти исходные данные, можно составить различные игровые комбинации. Однако условия выполнения игровых комбинаций достаточно просты, поскольку спортсмену известно, в какое место площадки ему будет направлен мяч, то есть исключен элемент неожиданности. Внимание тренирующегося сосредоточено на правильном подходе к мячу и технически чистом выполнении удара.
Вот примеры некоторых игровых комбинаций.
1. Теннисист достает укороченный, посланный вправо мяч, затем совершает удар по мячу, посланному коротко влево, потом догоняет обводящую свечу и производит удар по отскочившему мячу.
2. Спортсмен выполняет удар по мячу, посланному вправо, затем влево, затем по более короткому мячу, посланному вправо, совершает подготовительный удар и выходит к сетке, производит удар с лета, смеш и бежит за свечой, посланной за спину к задней линии.
3. Теннисист подает, выходит к сетке, играет с лета справа, слева, над головой.
4. Теннисист принимает подачу ударом справа, выполняет два раза удар слева, затем подготовительный удар справа, выходит к сетке, выполняет удары с лета справа и слева (затем слева и справа), три удара над головой, бежит за свечой, посланной за спину по диагонали.
5. Теннисист принимает подачу, а затем выполняет обводящие удары то справа, то слева.
Каждый тренер, зная изложенные требования, касающиеся направлений перемещений и длины преодолеваемых отрезков, может составить собственные игровые комбинации с учетом индивидуальных особенностей учеников. Игровые комбинации можно выполнять либо со спарринг-партнером, либо с тренером, выкидывающим мячи с руки. Предварительно следует оговорить, в какие места площадки будет направлен мяч. При совершенствовании техники помните, что удары в конечном итоге должны быть стабильными и эффективными.
Отличие игровых ситуаций третьей группы от игровых комбинаций в том, что спортсмену не известно направление посылаемых ему мячей. В игровых ситуациях отрабатываются атакующие действия, активная защита, розыгрыш очка по всей площадке, длительный розыгрыш очка. По существу, могут быть использованы все игровые комбинации, только заранее тренер не говорит игроку, куда будет послан мяч.
Игровые ситуации моделируют определенные варианты тактики, в ответ на которые используются наиболее эффективные контрварианты. Например: 1) подача с выходом к сетке и завершением розыгрыша очка с лета; 2) подача с последующим завершающим ударом с отскока; 3) подача с последующей обводкой соперника, вышедшего к сетке; 4) прием подачи с обводкой соперника, вышедшего к сетке; 5) прием подачи с выходом к сетке; 6) игра с задней линии с выигрышем очка ударом с отскока без выхода к сетке; 7) игра с задней линии с завершением розыгрыша очка у сетки; 8) игра с задней линии с обводкой игрока, вышедшего к сетке.
В зависимости от индивидуальных особенностей игрока, от места занятия в тренировочном процессе, от задач, решаемых на данном этапе, на каждую тренировку определяются четкие задания. Так, на одной тренировке отрабатываются задания № 1, 3, 4, 5, на другой — № 6,7 и т. д. Особая четкость определения задач должна быть в предсоревновательном микроцикле, так как в этом случае большое значение имеют покрытие площадок, на которых будут проводиться соревнования, и стиль игры основных соперников.
Разыгрывая соревновательные ситуации (четвертая группа), спортсмены играют со счетом. Единственной их особенностью является то, что они никогда не начинают разыгрываться со счета 0:0. Отрабатывать надо все возможные варианты: когда спортсмен ведет в каждом гейме 15:0, 30:15 и т. д.; когда проигрывает 15:30, «меньше» и т. д.; когда ведет в счете 5:0, 4:1 и т. д.; когда проигрывает в счете 1:3, 1:4, 2:5 и т. д.; когда выигрывает на тайбрейке 4:3, 5:4 и т. д.; когда проигрывает на тайбрейке 3:4, 2:5, 4:5 и т.д.
С учетом индивидуальных особенностей одни ситуации тренируются чаще, другие реже. Соревновательные ситуации следует включать в тренировку на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки.
В игре со счетом (пятая группа) отрабатываются варианты «своей» игры, игры против определенного партнера и т. д.
Тренировочные средства всех пяти групп при определенной организации занятий можно сочетать с развитием физических качеств.