Видели ли вы когда-нибудь выпускной вечер, простите, выпускной утренник в детском саду? С какой болью расстаются со своими воспитанниками педагоги, с какими надеждами провожают в школу своих питомцев! И детям видится их новый большой дом конечно же лучше, красивее, интереснее, чем был прежний. Но не разочаровывает ли иногда школа, именно на первых своих ступенях? Не утрачивают ли порой ребятишки приобретенных ими в детском саду полезных навыков и привычек? Особенно это касается физического воспитания.
Проблема преемственности детского сада и школы тревожит сейчас всех педагогов. В лучших детских садах, в том числе и в коломенском, о котором шла речь в ноябрьском номере журнала, с ясельного возраста учили детей кататься на коньках. бегать босиком и по траве, и по дорожкам, усыпанным гравием (для предотвращения плоскостопия), и не бояться непогоды. Во многих ли школах у первоклассников такой режим, а ведь большинство их остается на продленный день? В нынешнем учебном году уже около двух миллионов шестилеток пошли в школу. На год сократилось для них время детсадовского воспитания, значит, на год лишаются они так необходимого в этом возрасте оздоровительного режима. А ведь и прежде с поступлением в школу дети теряли, по подсчетам ученых, почти 30 процентов нормы двигательной активности.
Как перебросить крепкий мостик между детским садом и школой, как сохранить и умножить то, чего достигли дети в своем физическом развитии на первых порах жизни?
Лучшей рекомендацией может служить апробированный опыт. Все, о чем пойдет речь, я увидела в небольшом эстонском поселке Лоо. Здесь пошли на своеобразный эксперимент — создали под одной крышей целый педагогический комплекс: детский сад и начальную школу, а в непосредственной близости с ними — спортивная площадка.
Детский сад появился в поселке первым. С виду обыкновенный двухэтажный домик с открытыми верандами — соляриями, небольшим двориком. Издалека гуляющие ребятишки напоминают разноцветные фигурки настольной игры «Футбол» или «Хоккей». Приглядитесь, они и в самом деле играют в футбол по приспособленным к их возрасту правилам, затем преодолевают полосу препятствий — тоже миниатюрную — от горки к лестнице, потом к мини-брусьям, к качалкам...
Но дети есть дети. Вмиг оставлена «полоса» и в руках снова мяч, а горка — отличная мишень для бросков.
Детсадовский спортивный зал — копия взрослого, здесь почти тот же набор гимнастических снарядов, но множество и специальных игровых. Каждая обычная на первый взгляд игрушка используется и для тренировки. Медведь или волк оказываются мишенью для метаний, кубики — материалом для полосы препятствий, любимая кукла или мишка заменяют эстафетную палочку. Сколько шума во время этих эстафет, сколько радостного оживления!
В детском саду Лоо не ограничиваются только программными подвижными играми, а дополняют их еще и состязаниями спортивного характера. Но уже не в детсадовском, а в настоящем спортивном зале. Дом спорта тут же, рядом. Дважды в неделю проходят здесь у ребятишек занятия по плаванию, работают кружки общефизической подготовки. Старшие воспитанники детского сада теперь занимаются физкультурой каждый день. И большая часть этих занятий проходит на настоящих спортивных площадках. Как тут не поспорить с мнением отдельных директоров школ, полагающих, что малыши могут попрыгать и в коридоре, зал им, мол, пока великоват. Думаю, те, кто придерживается противоположной точки зрения, ближе к истине. Воспитанники детского сада в Лоо, поступая в школу, владеют элементарной техникой управления мячом, почти все умеют плавать.
Новый оздоровительный режим перевернул прежнее представление о должностных обязанностях и в детском саду, и в Доме спорта. Появилась необходимость иметь в саду специалиста по физкультуре, и воспитатели получили такую подготовку. Дом спорта тоже выделил специального работника по работе с детьми. Совместные усилия позволили начать обучение детей мини-баскетболу.
Я напрямик спросила директора спорткомплекса Г. Тетсмана, какое же количество времени в дорогостоящем спортивном зале отдается группам детского сада — это, наверное, нерентабельно? Он ответил не сразу. Достал какие-то папки, разложил листы, графики. Столбики цифр сложились в удивительно ровную сумму — 50 процентов времени бесплатно отдано детям.
Этот эксперимент потребовал и от школы нового серьезного отношения к физической подготовке детей. Школу необходимо было приблизить к детскому саду, и это сделали решительно — подведя их под одну крышу. В школе почти тот же оздоровительный режим — гимнастика до занятий, игровые перемены, плавание, занятия на воздухе.
Дни здоровья, с которыми в других школах все еще много проблем (где, когда проводить), здесь узаконены как свободные от всякой учебы, сделан большой шаг в укреплении здоровья детей.
...Прозвенел звонок, опустели классы. Дети выбежали в тот же самый дворик со спортивными снарядами, к которому привыкли с детского сада. Бегают наперегонки, играют в салки, кричат...
Вспомним первые дни пребывания ребенка в школе, его рассеянность на уроках, стеснительность и страх у доски. В Лоо ничего подобного нет, дети по-прежнему весело бегут в свой дом, где встречают тех же воспитателей, те же тренеры у них и в Доме спорта, разве только одна учительница новая, так это даже интересно.
Посмотрим и на другую сторону дела — общие игровые комнаты, общие игрушки, постоянный медицинский контроль, единые правила поведения. И, повторяю, никакой скованности, исчезла проблема адаптации детей к школе: они ведут себя так же непосредственно, как и в детском саду. Правда, на этот счет мнения расходятся — с дисциплиной в первых классах учителям действительно нелегко. Но раскованность детей, оптимистический настрой — это тот благоприятный фон, на котором, как известно, лучше усваиваются знания, легче приобретаются спортивные навыки, быстрее создается детский коллектив.
Но как бы интересен и успешен ни был эксперимент в Лоо, он вступает в противоречие с программой физического воспитания в школе, а это мешает его дальнейшему развитию. Конечно, новая школьная программа усилила внимание к первоклассникам, но не настолько же, чтобы, скажем, учить плаванию спортивным стилем или преподавать технику баскетбольной игры. Поэтому выпускникам детских садов со спортивным уклоном приходится скучать на школьных уроках физкультуры.
Да, повсюду, где детские сады по-настоящему взялись за физическое воспитание детей, чувствуется острое беспокойство за развитие усвоенных детьми привычек и навыков. Ведь хуже нет — поманить ребенка пряником, а потом отобрать его. А начальная школа почти везде — еще нераспутанный клубок проблем: у первоклассников все те же два урока физкультуры в неделю, для которых нередко используются школьные коридоры.
Теперь уже не только ученым, но и простым смертным известно, что многие срывы на первых порах учебы во многом объясняются рано развивающейся у детей гиподинамией — недостатком движений.
Реформа школы потребовала ежедневных занятий физкультурой. В младших классах это требование можно было бы реализовать на продленном дне. Но узаконенный ежедневный спортивный час зачастую сводится к обычной прогулке во дворе под надзором сидящей на скамейке воспитательницы.
В эстонском детском саду спортивные занятия проходят под руководством специалистов. Теперь и в украинских детских садах, и в садах Ленинакана физкультура стала ежедневной. Как согласовать эти нововведения со школьной программой? Министерствам просвещения и здравоохранения, видимо, тоже проще было бы решать эти вопросы, окажись школы и детские сады, как в Лоо, под одной крышей.
Возможно, объединив детский сад с начальной школой, мы найдем ключ к решению многих проблем. Кстати, подобный опыт есть в школах Чехословакии и Югославии. Видимо, необходимость единого подхода к воспитанию детей в первые годы их жизни становится велением времени.
Разместите ссылку на статью на своем сайте, блоге или форуме:
HTMLTextBB Code
Напишите свой отзыв к этой статье
Антон
28.05.2015 13:58
Только сегодня был на выпускном в детском саду у дочки. Почти все дети в конце плакали, дочка тоже, потом еще долго грустила несмотря на попытки развеселить. Посмотрим что будет в школе.