Дошкольный возраст — самая благоприятная пора для приобщения к физкультуре. Но в практике большинства наших детских садов слишком уж робко используют наиболее действенное для этого средство — игры. Редакция уже обращалась к данной теме в сентябрьском номере. Сегодня мы продолжим разговор...
«Где вы, притихшие непоседы?» — так или приблизительно так хочется мне воскликнуть каждый раз, когда солнечным полуденным днем после только что отзвеневшего звонка в соседней с моим домом школе двор ее превращается в безмолвную пустыню. Голо и одиноко торчат на площадке подобия телеграфных столбов, являя собой некогда обозначенную волейбольную площадку; поржавевшие секции гимнастических стенок и вовсе отпугивают всех. Где вы, «казаки-разбойники»? Где вы, казавшиеся некогда вечными «салочки»? Хоть разок в день закружились бы по асфальту «кошки-мышки»! О сила сравнения! Рядом со школой, за узорчатой железной решеткой — шум и визг. Идет тот же полуденный час — с играми и плясками. И, похоже, есть там и «казаки-разбойники», а «кошки-мышки» уж обязательно. Но приглядимся повнимательнее — на фоне всплесков радости и восторга то там, то тут около забора прильнувшие к прорезям глазенки, выискивающие среди прохожих знакомую мамину походку. Чинные девчоночьи пары, расхаживающие поближе к выходу, — тоже, видимо, в ожидании побега домой. Им бы сейчас в руки мяч или прыгалки, в игре забыли бы счет минутам и даже часам. Кстати, и воспитательницы тоже! А то ведь сидят в окружении детей с раскрытой книжкой на коленях: и читать уже наскучило, и сказки рассказывать не каждая мастерица.
А часто ли мы видим на детсадовских площадках воспитательниц — к счастью, почти всегда молодых и здоровых — с мячом в руках? Первая отговорка — не поломать бы цветы и кустарники, вторая — рановато с малышами затевать настоящие игры в мяч: неровен час, жди увечий или разбитых окон. Вот придут в школу, тогда и научат их всему на уроках физкультуры. И невдомек педагогу, а точнее будет сказано, не усвоено им в свое время крепко-накрепко, что все навыки, в том числе и спортивные, игровые, дети легче осваивают в самые первые, самые продуктивные свои годы. Понаблюдайте за 3-летними детьми. В отличие от взрослых они не знают лени — готовы играть и бегать без всякой нужды. Это их жизненно необходимая потребность. Мудрая природа запрограммировала их таким образом для тренировки развивающихся органов. А 4—5-летние, эти уже часто подражают нам — желанием присесть на скамеечку, прилечь на диванчик. Иных не оторвешь от телевизора, других от лепки и рисования, а отдельных уже и от книг. Все эти ранние увлечения неплохи, но не взамен же движению! Иначе это идет наперекор природе детского организма.
Да, среди 4—5-летних детей все меньше непосед, и вот уже несколько лет, как врачи говорят о надвигающейся гиподинамии в среднем дошкольном возрасте. Надо ли объяснять, какими неприятностями чревата эта болезнь для взрослого, уже окрепшего организма, а для детского, растущего? При этом не надо забывать аксиому, что маленьким детям не хватает ресурсов с самого их рождения, и если родители буквально с первых месяцев не заботятся об их физическом развитии, то восполнить недостатки этого воспитания в будущем бывает очень трудно. И еще одно напоминание: ведь именно в раннем детском возрасте, до 5 лет, смертность — самая высокая.
Все это, как принято сейчас говорить, информация к размышлению, которая, однако, заставила многих руководителей детских учреждений, врачей пересмотреть десятилетиями заданные представления о физическом воспитании дошколят, расширить его границы, углубить содержание, ввести в их жизнь побольше игровых моментов.
Вот один только пример. Только фантазия счастливого человека могла создать то, что я увидела в детском саду Коломенской канатной фабрики.
В тот декабрьский день шел снег, кружила метелица. А по одной из главных улиц впереди своих пап и мам с поднятыми воротниками, в надвинутых шапках, порхая как мотыльки, неслись ребятишки. Погода их не пугала. В ярких вязаных шапочках, разноцветных куртках, они казались действительно невесомыми в вихре снежной метели. Что могло заставить малышей забыть и про сон, и про теплую постель, как не ожидание встречи с радостью? Что несло их, как на крыльях, к детскому саду?
У входа в сад, широко раскинув натруженные, вырубленные из дерева руки, встречал ребятишек один из самых первых и любимых ими книжных знакомых — добрый и бескорыстный рыбак с золотой рыбкой. А далее путь шел на поляну сказок, под стать той, которой так восхищаются экскурсанты в Крыму. Но все это не ради украшательства и даже не ради красоты — ради здоровья детей.
Наблюдала, как то один, то другой малыш, прежде чем войти в помещение, бежал к своим любимцам — кто к замерзшему и так непривычно выглядывающему из-под шапки снега крокодилу Гене, чтобы, подпрыгнув и крепко ухватившись за его шею, стряхнуть снег. Кто к Чебурашке, обильно роняющему слезы, чтобы приласкать его, а кто и к Змею Горынычу, но и для этого надо было проявить физические усилия и сноровку.
И каждый день, чтобы попасть в это царство сказок, ребятам приходится преодолевать различные препятствия: где воздушную лестничку, где барьер или перекладину.
Полный чудес и загадок детский городок — это, в сущности, физкультурный городок, где дети выполняют различные упражнения для развития силы, ловкости, выносливости. И все без каких-либо подсказок или тем более наставлений. Воспитатели следят только за тем, чтобы не дать детям перенасытиться какой-нибудь игрушкой или игрой — меняются экспозиции сказочных героев, меняются игровыми площадками группы детей.
В одну только зиму вылепили из снега восемьдесят скульптур сказочных героев.
Воспитатели этого детского учреждения главную свою заботу видят в том, чтобы создать условия, как они сказали, для «ста процентов здоровья». Вовсе не склонная к пунктуальной бухгалтерии, скорее импульсивная, с характером спортивным («Не терплю, — говорит, — когда меня пытаются обойти!»), заведующая Лидия Михайловна Карпова однажды узнала, что есть в одном подмосковном саду детская полоса препятствий. Тут же заручилась поддержкой горисполкома, директора фабрики, родителей. «Теперь у нас первых в городе эти снаряды,» — говорила она.
Бывала в детских садах заводских кварталов Москвы, Ленинграда, Горького, Винницы — всюду это стремление окружить ребенка с первых его шагов красотой. Но и в тех детских садах, и в этом — Коломенской канатной фабрики имени В. И. Ленина, кстати отметившей уже свое двухсотлетие, фабрики, оснащавшей когда-то первый русский военный корабль «Орел», а теперь весь рыболовный флот, первое желание взрослых — вырастить детей крепкими, повысить, как сейчас говорят, индекс здоровья. Здесь он нередко действительно подходит к цифре 100.
И все-таки в иных — чего скрывать! — первое желание — удивить и родителей и проверяющих этой самой красотой. И стоят по стенам полированные стенки, и красуются за стеклами пышнокудрые красавицы-куклы, чинно, горкой сложены в закромах мячи и кегли — так, словно видишь на них табличку: «Руками трогать запрещено».
Ходить по комнатам такого детского сада страшновато, где уж тут бегать! Кстати, сколько мы сетуем на то, что на школьных переменах детям не разрешают бегать, так ведь и по комнатам детских садов тоже не разбежишься! А ведь помимо организованных занятий эти спонтанные игры и беготня как нельзя лучше разряжают ребенка — это давно известно.
«А что можно успеть за два 30-минутных занятия физкультурой по программе детского сада?» — часто сетуют воспитательницы. Действительно, немного. Но в раннем возрасте детей и не следует очень заорганизовывать, впрочем, как и во всяком другом.
Знакомилась с детскими садами Германской Демократической Республики, особенно подробно с одним берлинским детским садом, далеко не лучшим, но, естественно, и не худшим — худшего гостям не показывают. Работают по общей для всех детских учреждений программе — одно физкультурное занятие в неделю. Одно занятие! Трудно поверить. Вошла в спортивный зал и увидела старшую группу — все как один с отменной выправкой, мяч ведут по всему периметру зала без остановки, бросают с трех метров безошибочно в корзину, мягко отрабатывают пас, бросок. И не удержалась, прежде времени спросила: «Что, группа уже зачислена в спортивную школу?» В ответ мне рассмеялись: «В общеобразовательную — да, уже зачислена. Спортивную же каждый сам себе выберет по вкусу». — «Откуда же тогда подготовка у ребят — вроде специально игровая?» — «Ничего подобного, — ответили мне, — общефизическая подготовка». — «За одно-то занятие в неделю!» — не унималась я. «Занятие, да, действительно одно». И вновь, словно сказка про белого бычка: «Важны не занятия, важен режим: активный, двигательный, игровой».
Наблюдала занятие по рисованию, лепке — тоже получасовое. Но через каждые 15 минут по мелодичному звуку бубна в руках воспитательницы словно сдувало ребятишек со стульев. Бросались кто куда — большинство все-таки к мячам. Мальчишки играть в футбол, девчонки прыгать или мостик делать у стенки, крутиться на одной ножке. Что это было — физкультминутка, подвижная перемена? Их в расписании дня — 5—6, со стороны — идет беспрерывная круговерть.
Даже сразу после обеда ребята не отправились в спальни, как делается это в большинстве наших садов, а выбежали во дворик — крохотный, с цветами и кустарником, но и с гимнастическими примитивными снарядами: стенкой, перекладиной, качающейся скамейкой. И после обеда — о ужас! — попрыгали, порезвились. Нужны ли при таком режиме еще какие-то организованные занятия? Ответ неоднозначен. Возможно, тоже были бы невредны. Но главное, подобный режим не изобретение наших друзей из ГДР. Воспитательницы рассказывали, что позаимствовали его из методики нашего армянского педагога кандидата педагогических наук А. Аракеляна. В Ленинакане, где он работает, все детские сады воспитывают детей по такой методе. И все оборудовали игровые площадки на воздухе. Большинство садов добавило к игровым занятиям и обучение плаванию. Жаль, что так медленно мы берем на вооружение собственные достижения!
Выдающийся хирург и пропагандист активного образа жизни Н. Амосов говорит, что для здоровья необходимо четыре условия: физические нагрузки, ограниченность в питании, время и умение отдыхать, счастливая жизнь. А если применительно к детям? У них ведь есть все, кроме первого условия — физических нагрузок. А мы все боимся этих самых нагрузок, вообще всего, что напоминает взрослую жизнь. Да, копирование всегда проигрывает оригиналу, но затяжное сюсюканье, камуфляж вместо жизненных ситуаций — еще хуже! В Литве вот уже несколько лет в детских садах начали учить детей не петым-перепетым играм в мячик, а элементам мини-баскетбола, мини-ручного мяча, мини-волейбола. Как повеселели дети, как зажглись игрой воспитательницы! Это ведь и азарт, и настоящие нагрузки, и интерес настоящий! Правда, такое обучение малышей началам спортивных игр не под силу каждой воспитательнице: в каунасских садах к детям пришли тренеры и, конечно, не без дальнего прицела — подготовить кандидатов в свои спортивные школы. Ну а если без прицела? Кстати, в немецких детских садах первое и беспрекословное условие — не отбирать способных, не искать таланты, не обращать внимания даже на рост — в общем, никак не выделять детей, способных к тому или иному спорту или виду искусства, а заниматься со всеми. Заниматься в той же незатейливой форме детской игры, где баскетбольной стойкой может служить шея жирафа. И крокодил Гена тоже может стать участником такой игры: была бы фантазия у педагогов — дети обязательно ее разовьют дальше. Невольно думается, а не упускаем ли мы этот самый ранний возраст и для другого — для обучения детей этике спорта, да, самой серьезной этике, при которой нехорошо выдавать себя за нападающего, если ты защитник, плохо не досчитать противнику одного мяча или не заметить ошибки своего игрока. Этот кодекс, как говорится, с молоком матери должен усваиваться человеком.
Каким мудрецом и тонким педагогом был великий Маяковский в своем «Что такое хорошо, а что такое плохо!». Вот бы нам сейчас такую счита-лочку для детских игр. Уверена, не находилось бы тогда среди юных хоккеистов подставных игроков и не опускали глаза девчонки, рапортующие о готовности своих команд к играм «Старты надежд», когда там оказывались ребята под вымышленными фамилиями.
Но представим себе идеальный детский сад — и это в нем хорошо, и другое — той же, скажем, Коломенской канатной фабрики. Но вот придут после трех-четырех лет занятий там на гимнастических снарядах или мини-площадках баскетбола дети в школу, а там не то что снарядов детских, места в спортивном зале для первоклассников не находится. Как жаль бросать на ветер результаты стольких усилий!
Эта проблема преемственности детского сада и школы тревожит работников всех лучших наших детских садов. В Коломне вспоминали, как ради осанки детей каждый год подпиливали ножки у столов и стульев, а спустя некоторое время снова наращивали их. Как с ясельного возраста учили детей бегать босиком и по росе и по дорожке, посыпанной гравием, — для предотвращения плоскостопия. Как можно все это забыть, тем более что с каждым годом все больше детей поступают в школу уже с 6 лет — в этом году их будет 1 миллион 700 тысяч. Значит, сокращается время детсадовского воспитания. А известно, что с поступлением в школу дети теряют почти 30 процентов нормы двигательной активности. Теперь они лишаются нормального режима на год раньше.
Как перебросить крепкий мостик между детским садом и школой?