Сегодня спорт занял в жизни общества место, которому нет аналогий в истории. Его проблемы стали предметом пристального изучения медиков и педагогов, философов и историков, экономистов и социологов. Его влияние учитывают политики. Государственные деятели открывают крупные спортивные состязания, улицы многомиллионных городов пустеют в часы, когда проходят игры чемпионатов мира по футболу и хоккею. Воздействие спорта на настроения и стиль жизни людей все возрастает. В связи с этим особенно важно, чтобы современный спорт служил гуманистическим идеалам и общечеловеческим ценностям.
Да, спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Именно поэтому нам далеко не безразлично, какова личность спортсмена, насколько гармонично его развитие как человека, как члена общества. Не безразлично прежде всего потому, что спортсмен должен быть для молодежи не идолом, не просто эталоном развития физических качеств, но идеалом человека и гражданина, примером в отношении возможностей личности овладеть всем богатством культурного наследия человечества, в том числе и богатствами физической культуры. Оценка спорта лишь как средства развития физических качеств человека в буржуазном мире нередко приводила к диспропорции физического и духовного начал, открывался тем самым путь антигуманным, реакционным идеям. Односторонняя его трактовка как области проявления главным образом телесных, биологических задатков человека способствовала столь же односторонне негативным характеристикам спорта как сферы «агрессивных инстинктов человека», вследствие чего порой делались выводы об отчужденности человека в спорте и антигуманном содержании последнего. Здесь уместно напомнить, что верный по существу, но столь же односторонне трактуемый принцип «в здоровом теле — здоровый дух» был использован в гитлеровской Германии в антигуманных целях.
В то же время развиваемый с гуманистических позиций спорт способствует нравственному и эстетическому воспитанию, укреплению и развитию межличностного общения не только в малых группах, но и в масштабах интернациональных связей.
Иными словами, главное — это кто и как идет к рекордам или просто занимается спортом, главное — это нравственная гражданская позиция человека в спорте. Без этого спорт теряет свой высокий общечеловеческий смысл, теряет свою привлекательность. Правда, не всегда пути, по которым спорт оказывает влияние на жизнь общества в целом и на становление отдельных личностей, обнаруживаются с первого взгляда. Они нередко завуалированы. Так, порой как несовместимые трактуются занятия спортом и гармоничное развитие человека. Несовместимость видится в ряде фактов. Во-первых, в том, что занятия спортом — всегда деятельность специализированная, требующая некоторых односторонне предпочтительных задатков и столь же односторонне развитых способностей. Во-вторых, вследствие оказываемых на спортсменов особых психофизиологических воздействий и соответствующей перестройки их организма.
Действительно, если под гармоничным развитием понимать единство, согласованность и соразмерность в человеке его основных телесных характеристик, то основной путь достижения гармонии видится в общей физической подготовке, а отнюдь не в спортивной деятельности. Скажем прямо, в известной мере так оно и есть. И тем не менее дело не столь просто, как выглядит на первый взгляд. Содержательный подход требует учета по меньшей мере двух моментов. Во-первых, морфофункциональные особенности человека, его физическая конституция определяется наследственностью, что во многом ограничивает возможность достижения телесной гармонии за счет занятий физическими упражнениями. Это подтверждают данные генетики. Во-вторых, само понимание гармоничности развития вовсе не исключает известных колебаний в соразмерности и согласованности телесной организации, телесного развития.
Но еще более важно другое: человек — это не только и не столько тело. Здесь важнее всего развитие и становление личности, сознательно заботящейся в свою очередь о совершенстве своего тела. Поэтому занятия спортом, независимо от вида спортивной деятельности, служат делу воспитания гармоничного человека.
В понятие гармоничного развития человека помимо телесных параметров, которые, как уже говорилось, во многом определяются наследственными факторами и трудно корригируются в процессе воспитания, следует включать единство, согласованность и соразмерность как раз «нетелесных», присущих только человеку качеств (нравственность, воля, интеллект, эстетичность). И все это в аспекте единства духа и тела.
При таком понимании гармоничности развития (а именно к нему приводит нас марксистский подход) ведущей становится общая направленность личности, понимаемая как потребностно-мотивационная направленность ее в рамках общей культуры. Такая направленность должна быть предельно гуманной, то есть каждый должен понимать долг и ответственность перед членами общества и обществом в целом и осознанно действовать согласно этому пониманию. Только тогда поступки и будут соответствовать идеалам общества, которое ставит своей целью осуществление блага для всех, исходя из четко сформулированного К. Марксом принципа: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». При такой принципиальной установке под гармоничным развитием человека и следует понимать единство, соответствие и согласованность в нем начал духовных и телесных. То есть речь идет о формировании у спортсменов (точнее в сфере спорта) физической культуры как достояния личности.
. Говоря о значении физической культуры для гармоничного развития человека, следует иметь в виду не столько ее специфическое значение (культура физическая, телесная), сколько роль таковой в формировании личности в аспекте общей культуры. Это значит, что физическая культура должна формироваться таким образом, чтобы она стала органичным элементом и нравственности, и эстетичности и других сфер духовной жизни, и, как результат, проявлялась в целостном облике человека. Чтобы телесность не мешала, а наоборот, содействовала их становлению и развитию.
Физическая культура — это единство как минимум трех граней личности человека: правильная ценностная ориентация в образе жизни; наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности (т. е. обладание в этой области человеческой культуры конкретными знаниями и навыками); потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования.
Осознанное стремление каждого человека к достижению физической культуры есть необходимое условие свободного развития и раскрытия его духовных и физических сил, его гармоничного развития. В этом цель коммунистического воспитания.
В нравственном отношении занятия спортом могут содействовать раз-витиютаких ценных черт личности, как коммуникабельность, общительность, самостоятельность в принятии решений, стремление к творчеству. Радость побед и горечь поражений, умение извлекать из этого уроки и тем самым создавать предпосылки для самосовершенствования, участия и сопереживания, обостренное чувство долга и ответственности перед коллективом и всем обществом, осознание своей чести и достоинства, совестливость в ведении спортивной борьбы — таковы качества, которые формируются у молодых людей в процессе занятий спортом. Недаром именно в спорте ЮНЕСКО в 1964 году учредила приз «Фэйр плэй» («Честной игры»).
В интеллектуальном отношении спорт, спортивная деятельность представляется широким полем творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием соответственно складывающимся чисто спортивным, и следовательно, социальным, общественным ситуациям. Все это способствует развитию таких отличительных черт гармонично развитого человека, как широта, глубина, критичность, гибкость мышления и познавательная активность, чему в значительной мере способствуют интернациональный характер и многоконтактность общения в сфере спорта.
В эстетическом отношении главное в занятиях спортом — это познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неисчерпаемых духовных и физических возможностей человека.
В волевом отношении продуктивные занятия любым видом спорта немыслимы без деятельного преодоления целого комплекса объективных и субъективных трудностей, без высшей степени напряжения. Эта высшая напряженность воли в повседневной ежечасной борьбе с самим собой создает объективные условия для формирования жизненно важных волевых качеств человека — целеустремленности, настойчивости, смелости и решительности, самодисциплины и инициативности.
Активные занятия спортом охватывают довольно непродолжительный период в жизни человека. Правда, период чрезвычайно важный, поскольку именно в это время происходит формирование индивида как личности.
Подчеркнем при этом, что организация спортивной деятельности в современном обществе не должна быть бесконтрольной, а должна основываться на разумном, гуманистически направленном, едином педагогическом управлении этой деятельностью.
При игнорировании этого требования спортивный коллектив далеко не всегда формирует позитивную жизненную позицию личности. Нередко в таких случаях приходится встречаться с эгоистическими настроениями и корпоративной моралью, когда спортивные педагоги стремятся воспитать в первую очередь спортсмена, а не человека.
Немаловажен и такой аспект проблемы формирования гармоничного человека, как влияние разных видов спорта на этот процесс. Практически все виды спорта могут служить позитивным средством воспитания человека, учитывая возможность их воздействия на нравственность, интеллект, эстетичность, волю.
Среди многочисленных видов спорта следует выделить многоборные и игровые. Первые из них получают сейчас все большее распространение, вторые привлекательны как коллективизмом, так и тем, что в играх антропометрические данные во многом нивелируются за счет потребности в разных амплуа и совершенствования (постоянного, как например, в баскетболе) правил состязаний.
Особенно ценно, что в спортивных играх помимо достижения сиюминутных целей — конкретного результата в виде очков, победы во встрече или турнире, — мы добиваемся гораздо большего: обучаем действиям в определенных жизненных или моделируемых ситуациях. Иными словами, они имеют непосредственно педагогическое, воспитательное значение. В этом смысле они представляют собой одно из важнейших средств формирования общей, в том числе физической, культуры человека.
Говоря о взаимосвязи спорта с гармоничным развитием человека, нельзя обойти вопрос о влиянии спортивной деятельности молодежи на ее социальную активность, ее участие в развитии общества. Сама по себе активная спортивная деятельность еще не гарантирует гармоничного развития молодежи. Спорт как форма воспитания без соответствующей направленности отнюдь не всегда определяет активное участие молодежи в прогрессе общества. И абсолютно права Н. К. Крупская, когда отмечала, что через игру можно воспитать как зверя, так и коммуниста. Общеизвестно, что спорт в 30-х годах в Германии стал орудием в руках гитлеризма и был использован фашистами для привития молодежи нацио-нал-шовинистического духа. Печальные последствия этого для всего человечества и для самих участников спортивного движения известны всему миру. И сегодня неонацисты пытаются использовать спорт как средство оболванивания молодежи, разжигания шовинизма и расизма. Есть все основания утверждать, что причина актов вандализма на стадионах Западной Европы как раз в этом, а отнюдь не в агрессивных инстинктах, якобы высвобождаемых спортом. Иными словами, для прогрессивного развития общества совсем не безразлично, с каких идеологических позиций идет в спорте воздействие на человека.
Подводя итоги, можно сделать вывод: спорт может и должен стать средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, средством ориентации молодежи на активное участие в укреплении мира и дружбы между народами, в ускорении прогресса общества. Для этого сегодня есть все условия, но здесь прежде всего важна целостность воспитательного процесса, исключение однобокой направленности его только на телесное совершенствование. Этой стороне дела, заметим, особое значение придавали и мыслители древности. Так, более 2000 лет назад древнегреческий философ Платон писал, что человек, овладевший богатствами культуры, будет заниматься физическими упражнениями во имя «отваги и пылкости духа, ради их пробуждения, а не ради приобретения силы — не то, что другие атлеты, которые и питаются, и переносят тяготы только для того, чтобы стать покрепче».
Для этого необходима соответствующая гуманная ориентация общества и собственно спорта как одного из его социальных институтов.