Исключительно важная задача поставлена Коммунистической партией и Советским правительством перед нашим физкультурным движением — внедрить массовую физическую культуру и спорт в быт каждой советской семьи, каждого советского человека. Привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями не приходит сама собой. Ее необходимо воспитывать, создавать условия для занятий. И здесь огромное значение имеет постановка физического воспитания в общеобразовательных школах.
Все советские люди проходят через школу. В школе они получают необходимые знания, приобретают первые трудовые навыки, осознают причастность к грандиозным созидательным делам своего социалистического государства. Школа призвана воспитывать молодежь и физически, выпустить ее из своих стен крепкой и умелой, готовой к производительному труду и защите Родины.
Фундамент физической закалки закладывается на уроках физической культуры. Навыки и умения закрепляются затем во время физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, во внеклассной спортивно-массовой работе. И на уроках, и на внеклассных занятиях используются самые разнообразные средства физической культуры, в том числе подвижные (особенно в начальной школе) и спортивные игры.
С 1 сентября 1983 года во всех общеобразовательных школах страны введена новая учебная программа по физической культуре для учащихся IV—X классов. Впервые в нее включен материал сразу по четырем спортивным играм: баскетболу, волейболу, ручному мячу и футболу. Основываясь на своей подготовленности и традициях школы, учитель выбирает для изучения на занятиях в IV—VI классах не менее двух игр, а начиная с VII класса — одну спортивную игру. Если юноши с VII класса обучаются футболу, то девушки продолжают осваивать одну из ранее избранных игр.
В IV—VI классах на знакомство с элементами спортивных игр отводится по 16 часов в каждом классе (по 8 на две избранные игры). С VII класса эти же 16 часов приходятся уже на одну игру. Конечно, по сравнению с программами специализированных ДЮСШ это очень мало. Отсюда на уроках физической культуры нацеленность не на доскональное освоение техники и тактики, а на общее знакомство с игрой, обучение основным технико-тактическим приемам, развитие физических качеств учащихся.
Основная цель уроков физической культуры — дать ученикам элементарные теоретические сведения, научить основным двигательным умениям, сделать каждого школьника быстрым, сильным, выносливым, ловким, а значит, здоровым.
В составлении новой учебной программы приняли участие ведущие специалисты физической культуры и спорта, преподаватели вузов, школьные педагоги. Они включили в школьную программу такие упражнения, технические и тактические приемы, которые обеспечивают обучение детей основополагающим движениям, навыкам, способствуют их физическому развитию, доступны всей массе школьников. На этом фундаменте можно продолжать изучение того или иного вида спорта в самостоятельных занятиях, в спортивных секциях, ДЮСШ.
Баскетбол и волейбол — «старожилы» школьной программы. Меньший стаж у ручного мяча. А вот футбол впервые включен в учебную программу. Решение это вызвано желанием обратить еще большее внимание на развитие данного вида спорта в стране, повысить его удельный вес в общей системе физического воспитания школьников, привлечь к занятиям новые отряды подростков и юношей. Бесспорно, учитывалось и всестороннее влияние элементов футбола на физическую подготовленность детей.
Что же предстоит изучить школьникам на «футбольных уроках»?
В программу по футболу включены: удары по неподвижному, катящемуся и летящему мячу внутренней стороной стопы, средней и внешней частью подъема; удары серединой лба по летящему мячу с места и в движении; остановка катящегося и опускающегося мяча внутренней стороной стопы, остановка мяча грудью; ведение мяча носком, внутренней и внешней частью подъема с изменением скорости и направления; вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом; отбор мяча накладыванием стопы на мяч, толчком соперника плечом в плечо, подкатом; обводка, простейшие обманные движения; зонная и персональная защита; стойка вратаря, ловля катающихся и летящих мячей, ловля мяча на выходе. Как видим, в этом перечне отсутствуют такие сложные приемы, как удары по мячу с лёта, через себя, боковой частью головы, остановка мяча головой, подъемом вытянутой ноги, отбивание мяча кулаками и т. п. Но зато налицо все те основные приемы, которые позволяют ребятам играть в футбол, постепенно наращивать технический и тактический арсенал в самостоятельных и командных занятиях.
Естественно, все это относится и к другим спортивным играм, изучаемым на уроках физической культуры, а не только к футболу. Определение материала, включенного в учебную программу по баскетболу, волейболу и ручному мячу, осуществлено по тому же принципу: сюда вошли основные технико-тактические приемы, дающие возможность получить представление об игре, необходимые сведения и умения для совершенствования в ней. В распределении материала по классам соблюден принцип «от простого к сложному».
При изучении технико-тактических действий большое внимание обращается на развитие тех физических качеств, которые способствуют успешному овладению тем или иным приемом. Осваивая, к примеру, удары по мячу ногой в футболе, ребята по заданию учителя выполняют одновременно упражнения, направленные на развитие мышц ног, укрепление связок. Отрабатывая силу броска в ручном мяче, ученики проделывают упражнения и на развитие мышц рук, что, кстати, способствует не только освоению броска, приданию ему необходимой силы, но и помогает школьникам сдавать нормативы на силу в комплексе ГТО.
Впервые в школьную программу включен раздел «Навыки и умения самостоятельных занятий». Перечень основных умений для каждого класса сделан с учетом возрастных закономерностей формирования организма.
В программе каждого класса определены требования к учащимся. Кроме овладения учебными нормативами и нормативами комплекса ГТО в старших классах обязательно также освоение навыков судейства изучаемых спортивных игр и ведение занятий с младшими школьниками.
Новым в учебной программе является и введение в нее домашних заданий по физической культуре. Преимущественное место в содержании домашних заданий занимают упражнения на развитие двигательных качеств. Не исключены и задания по совершенствованию технико-тактических приемов. Одно из основных требований к этим заданиям — доступность их выполнения в домашних условиях.
Добротно налаженная секционная работа в школе в первую очередь зависит от вклада в нее учителей физической культуры, актива педагогов и учащихся. Но школе необходима и помощь извне. Помощь в тренировочной работе, обеспечении инвентарем, модернизации спортивной базы призваны оказать местные органы народного образования, спорткомитеты и спортивные общества, ДЮСШ (в том числе по организации групп начальной подготовки на базе общеобразовательных школ), шефы. Как показывает опыт, там, где коллективы школ работают рука об руку с производственными предприятиями, сельскими кооперативами, спортивными организациями, там и дело спорится. Выпускники этих школ отличаются примерной физической закалкой, спортивной выучкой.
Ежегодно в общеобразовательных школах повышается процент значкистов ГТО, увеличивается число юных спортсменов-разрядников. Каждый год становится больше школьных спортивных залов. Строятся пришкольные спортивные комплексы, баскетбольные, волейбольные, гандбольные площадки, футбольные поля. Но, несмотря на эти успехи, есть еще и немало проблем. На решение их и направлена новая учебная программа по физической культуре.