Москва, Сиреневый бульвар, 4. Этот адрес и буквы ГЦОЛИФК известны сегодня каждому спортсмену. Государственный Центральный ордена Ленина институт физической культуры был основан на заре Советской власти — осенью 1918 г. У его колыбели стояли соратники великого Ленина А. В. Луначарский, В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), Н. И. Подвойский, Н. А. Семашко. Уставом института, утвержденным коллегией Наркомздрава 29 августа 1919 г., предусматривалось «всемерное содействие поднятию физической мощи трудящихся масс и изучение способов этого поднятия, подготовка инструкторов, преподавателей и научных сотрудников по физкультуре». А 1 декабря 1920 г. В. И. Ленин подписал специальное постановление Совнаркома, которым новый вуз утверждался как высшее учебное и научное учреждение.
Еще одна важная веха в истории московского инфизкупьта: 28 июля 1934 г. он был награжден орденом Ленина.
Сотни инфизкультовцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Преподаватели Б. Беляев, Б. Коваленко, Л. Кудаковский, М. Мещеряков, О. Смирнов, Н. Угрюмое, студент Б. Галушкин были удостоены звания Героя Советского Союза.
В послевоенные годы ГЦОЛИФК стал настоящей кузницей физкультурных и спортивных кадров. Только за последнее десятилетие его дипломы получили 7388 человек. А за все время существования института его окончили 28 тысяч человек. В числе его воспитанников 68 чемпионов олимпийских игр, около тысячи чемпионов и рекордсменов СССР, Европы, мира.
ГЦОЛИФК сегодня — это огромный учебно-спортивный комплекс с 76 лекционными аудиториями и учебными кабинетами, 16 спортивными залами, 2 стрелковыми тирами, 21 прекрасно оборудованной лабораторией. В ГЦОЛИФКе один из лучших в Европе легкоатлетических манежей, одна из лучших олимпийских новостроек — Дворец спорта, стадион на 25 тысяч мест, 2 общежития на 1200 человек, своя многотиражная газета, библиотека, насчитывающая полмиллиона томов.
Преподавательский состав института отличается высокой квалификацией. Здесь работают 30 профессоров и докторов наук, 186 кандидатов наук. В их числе такие известные не только в нашей стране, но и за ее пределами педагоги и ученые, как Л. Матвеев, В. Зациорский, Я. Коц, Г. Кукушкин, В. Карпман, Н. Волков, деятельность которых отмечена правительственными наградами и золотыми медалями Спорткомитета СССР.
Только на дневном отделении института сегодня обучаются 2216 студентов. Это большая многонациональная семья. Среди обучающихся 122 посланца из различных стран Европы и Азии, Латинской Америки и Африки. Едва ли не все народности, населяющие нашу страну, представлены в студенческой и аспирантской аудиториях института.
ГЦОЛИФК и сам немало делает для привлечения в эти аудитории способной молодежи с периферии, особенно из сельской местности. Только в нынешнем году инфизкультовцами стали более 70 посланцев села.
Мы предоставляем страницы журнала представителям ряда республик Советского Союза.
Игорь Горбашев
аспирант кафедры баскетбола и ручного мяча
— Аспирантура нашей кафедры немногочисленна, но интернациональна: кроме меня, представляющего Казахстан, в ней обучаются кубинец Аурекови-чеа и Гарби из Туниса.
Я работаю под руководством доцента Виталия Черемисова над темой чисто педагогического характера, связанной с индивидуализацией тренировки баскетболистов. Еще до поступления в аспирантуру я в течение двух лет стажировался по той же теме.
Материал собираю в команде мастеров московского «Алмаза», в этом году впервые попавшего в высшую лигу. Дело в том, что этот материал приобретает особую достоверность при наблюдениях за спортсменами высокой квалификации. Уверен, что он пригодится мне в Алма-Ате, куда я намерен возвратиться после защиты диссертации.
Я коренной алмаатинец, из спортивной семьи. Мой отец, вернувшись с фронта Великой Отечественной, закончил ГЦОЛИФК и работал в Казахском институте физкультуры — заведовал кафедрой спортивных игр. Мать и сейчас работает в этом же институте. Она доцент кафедры анатомии, старейший работник института более чем с 30-летним стажем.
Столь направленные специальности родителей не могли, понятно, не повлиять и на мой выбор пути по окончании школы. Тем более что я уже пристрастился к баскетболу. Словом, для меня не было никаких сомнений — только инфизкульт. После него, довольно рано почувствовав вкус к тренерской деятельности, я, работая на кафедре физвоспитания Казахского государственного университета, одновременно тренировал мужскую команду КазГУ. Мы сумели занять 2-е место на Универсиаде Урала, Казахстана и Средней Азии. Но потом в КазГУ стали развивать больше женский баскетбол, ибо алма-атинский «Буревестник» вышел в высшую лигу, и я перешел работать старшим преподавателем института физкультуры.
Правда, еще раньше мне доводилось пробовать свои силы в качестве преподавателя физкультуры и детского тренера в средней школе. Школа у нас была прекрасная, с великолепным спортзалом, а точнее — целым спортивным крылом.
В Казахстане теперь широко развиты спортивные игры. Об этом говорит простое перечисление команд, выступающих в высшей и первой лигах чемпионатов страны по баскетболу, волейболу, хоккею с мячом и на траве, по футболу. Но школьники прежде что-то не очень шли в игры. Тем приятнее было видеть плоды своих трудов, когда в секцию баскетбола, например, шло все больше и больше ребят и девочек.
Любителям баскетбола хорошо известна наша республиканская школа высшего спортивного мастерства. В нынешнем году ее команда старших юношей впервые выиграла чемпионат СССР по своей возрастной группе.
Таймураз Зангиев, студент
— Я из Северной Осетии. Родился в городе Алагире. когда моему отцу было уже 72 года. Он соратник знаменитого Хаджи-Мурата Дзарахохова, героя гражданской войны, командира Красной Армии, о котором наше Северо-Осетинское телевидение не так давно сделало фильм.
Род же Зангиевых дал нашему спорту немало выдающихся представителей, правда в вольной борьбе, этом излюбленном в нашей автономной республике виде. Можно назвать Хасана Зангиева, призера чемпионата Европы и Спартакиады народов СССР, или Павла, выигравшего в 1981 г. звание чемпиона мира среди молодежи в тяжелом весе. А Джамбот Зангиев был в свое время не только чемпионом РСФСР по вольной борьбе, но и призером первенства СССР по боксу, встречался в одном из решающих боев с самим Королевым.
Но уж так получилось, что я не пошел по стопам своих родственников. Меня увлекли спортивные игры. Еще в школе в Алагире, а потом в художественном училище в Орджоникидзе играл в баскетбол. Местная алагирская ДЮСШ работала в ту пору с недостаточной ориентацией, частенько призвание юных спортсменов определял случай. Хорошая природная прыгучесть позволяла мне играть вместе со взрослыми. В орджоникидзевском «Труде» тренировки волейболистов были уже вполне целенаправленными. В 17 лет я попал в сборную молодежную команду Северной Осетии. Служа в армии, стал перворазрядником.
Думаю, что именно в то время и определился мой путь в жизни — спорт. Возвратившись после демобилизации в Алагир, я стал преподавать волейбол в местной ДЮСШ. Вскоре понял, что без специального образования в наше время не обойтись. Так я поступил в Московский институт физкультуры.
Если, скажем, футбол Северной Осетии дал стране таких мастеров, как Валерий Газзаев, Ника Худиев, защитник Московского «Динамо» Бубнов, а орджо-никидзевский «Спартак» в свое время выступал даже в высшей лиге, то волейбол нашей республики пока ничем похвастаться не может.
Были отдельные всплески: наша мужская команда выигрывала первенство Юга России, девушки орджоникидзев-ского «Буревестника» выступали в 1-й группе класса «А», но стабильных успехов что-то не видно.
Молодежь у нас талантлива и способна на многое. Нужно кому-то по-настоящему взяться за дело, как сумел это, скажем, тренер по фехтованию Иванов. Он начинал с нуля, а сейчас у него в Орджоникидзе уже специализированная школа олимпийского резерва, его воспитанник шпажист Александр Мажаев — двукратный чемпион мира в командных и
2-й призер в личных соревнованиях. Заира Дзахова также входила в сборную СССР, а Лариса Цагараева — серебряный призер Московской олимпиады и чемпионка мира.
Вот и думается: неужели мы, волейбольные тренеры, не способны сделать то же?
Худайназар Хаитов
аспирант кафедры волейбола и подвижных игр
— Родился я в селе Чекир Керкинского района Чарджоуской области. Отец мой участвовал в Великой Отечественной войне, награжден орденом Красной Звезды, медалями. Несмотря на инвалидность работает хлопководом колхоза «Ленинизм». Мать учительствует в школе.
Нас, детей, в семье шестеро. Физическую закалку еще школьниками мы получили великолепную. Встаешь рано утром — и на приусадебный участок. Трудишься наравне со взрослыми.
Я с малолетства пристрастился бегать в наш районный городок Керкин, где была детская спортшкола. Поначалу занялся борьбой. Потом встретил заслуженного тренера Туркменской ССР Александра Шевелева (он и сейчас работает в той же керкинской ДЮСШ). Он-то и увлек меня волейболом. Данные у меня были неплохие, пригодилась и сельская закалка. Так что еще школьником я выступал за районную команду на первенство области. Выиграв его, мы участвовали и в соревнованиях на первенство республики. К 10-му классу я уже имел I разряд.
Тут моим тренером стал известный в Туркмении волейболист, бывший капитан сборной республики Анатолий Джураев. По его совету я поехал в Ашхабад и поступил в Туркменский государственный университет на факультет физвоспитания. Там была специализированная волейбольная группа и неплохая команда, с которой работал заслуженный тренер Туркменской ССР, известный волейбольный арбитр, судья всесоюзной категории Альгимантас Анилионис.
Как видите, на наставников мне определенно везло. Во всяком случае Анилионис научил меня всем тонкостям волейбола, дал основательную подготовку, позволившую мне играть в ашхабадских командах 1-й группы класса «А», сначала в «Колхозчи», потом в «Захмете». Я участвовал в Спартакиаде народов СССР, стал кандидатом в мастера спорта.
Когда я закончил ТуркГУ, меня оставили в Ашхабаде преподавателем Туркменского сельхозинститута им. М. И. Калинина. И тут мне продолжало везти на хороших людей, всегда помогавших принять правильное решение, сделать верный выбор. Заведующим кафедрой физвоспитания института был (впрочем, остается и сейчас) заслуженный тренер Туркмении Владимир Зотов. Он-то, образно говоря, и дал мне путевку в спортивную науку, увлек ее перспективами. Потом, приезжая в Москву, я познакомился с доцентом кафедры волейбола ГЦОЛИФКа Олегом Павловичем Топышевым, моим нынешним научным руководителем.
Топышев близко к сердцу принимал проблемы и трудности туркменского волейбола. Наши игроки вроде бы по физическим данным не уступали соперникам, да и играть умели, но неудачи преследовали нас на каждом шагу. Скажем, на Спартакиаде народов СССР выигрываем у сборной Ленинграда. Казалось бы, куда уж больший успех. Но уже на другой день терпим поражение от соперника заведомо слабее нас. Топышев анализировал наши неудачи, говорил, что нам недостает игровых качеств, практики.
Тогда-то меня и захватила целиком идея: внести свой вклад в дело поднятия волейбола нашей республики. И когда Туркмении было предоставлено место в аспирантуре ГЦОЛИФКа, я без колебаний принял предложение ехать в Москву сдавать экзамены.
Сейчас я уже заканчиваю аспирантуру. Надеюсь, что самые смелые мои мечты близки к осуществлению. Вернувшись в Ашхабад, буду работать на кафедре физвоспитания Туркменского сельхозинститута, готовить тренеров, которым под силу поднимать волейбол на селе, в самых массовых коллективах физкультуры.
Сухан Бейшеналиев
аспирант кафедры волейбола и подвижных игр
— Я пока лишь второй год обучаюсь в аспирантуре, до выпуска времени еще немало, но уже сейчас строю планы подобно моему старшему товарищу Ха-итову: вернуться на родину и готовить волейбольных тренеров. История киргизского волейбола пока насчитывает всего лишь несколько страниц, хотя он и дал стране ряд хороших игроков. Скажем, в команде мастеров харьковского «Локомотива» играет сейчас выходец из Киргизии Петр Чухраев. Уроженец Оша, мастер спорта Георгий Лежачев, выступавший некогда за ЦСКА, сейчас — играющий тренер команды 1-й группы класса «А» ДСК (Фрунзе).
Но очень хотелось бы, чтобы такие волейболисты были не единицами, чтобы волейбол получил в республике по-настоящему массовое развитие.
А родина моя — это село Чаек Джумгальского района Нарынской области. Село, как и вся область, расположено высоко в горах, на реке Нарыне. Река эта — один из истоков могучей Сырдарьи — орошает хлопковые поля Киргизии и Узбекистана, на ней построена мощная система гидроэлектростанций — Токтогульская, Курпсайская.
Отец мой — участник войны с белофиннами, после ранения по поручению партии строил знаменитую дорогу из Фрунзе в Нарын через Далонский перевал, один из самых высоких в Тянь-Шане. Старший брат навсегда связал свою жизнь с родным селом, сейчас он заслуженный врач Киргизской ССР, второй брат художник.
Киргизия — горная страна. Едва став на ноги, мальчишка там уже оказывается в седле. У нас бытует поговорка: «Кто не знает «джамбаша» (борьба, цель которой является мастерский бросок через бедро), не умеет ездить на лошади, не знает «манаса» (национальный эпос) —тот не может называть себя киргизом».
Так что первое, с чем мы, дети, знакомились, были национальные виды спорта: «оодарыш» — борьба на лошадях, игра, в которой две команды наездников вместо мяча используют тушу козла; «ку-реш» — борьба, близкая по своим правилам к вольной.
Сохранились и не утратили интереса к себе они и сегодня. Но все же молодежь, ребятишки больше тянутся к современным, особенно игровым, видам спорта, ну и, конечно, к такой близкой киргизу вольной борьбе. В нашем селе, например, проводится традиционный турнир борцов на приз знатного чабана Героя Социалистического Труда Сартабаева.
И мой путь был обычным для моих сверстников. Со спортом познакомился в том же Чаеке, где заканчивал десятилетку. У нас мальчишки все поголовно увлекались футболом.
В волейбол же меня привлек школьный преподаватель физкультуры Салморбек Сооданбеков. Его собственная судьба достаточно интересна... Уезжал учиться в Ленинград, да, видно, неодолимо влекло его к себе родное село — вернулся, долго преподавал у нас физкультуру. А сейчас он кандидат юридических наук, закончил аспирантуру в Москве.
Ни о чем другом, кроме института физкультуры. я не думал. И поступил в него во Фрунзе. Тогда же меня пригласили в сборную Киргизии (у меня уже был I разряд). Я все время был в центре комсомольской работы: секретарем факультетского бюро, членом институтского комитета. Поэтому по окончании института меня избрали секретарем институтского комитета ВЛКСМ, бывшего на правах райкома.
Потом была служба в армии, преподавал на кафедре спортивных игр родного института. И вот в 1981 году по направлению республики я еду в Москву, выдерживаю конкурсные экзамены и поступаю в аспирантуру ГЦОЛИФКа. Работаю над темой: «Выявление новых факторов в индивидуальной тактике волейболистов в игре в защите».