В минувшем сезоне регбисты ВВА в девятый раз выиграли чемпионат страны по регби. Мало того, сделали дубль, завоевав и Кубок СССР. Этот трофей достался спортсменам из подмосковного Монино уже в четвертый раз. Одним словом, не сыскать сегодня у нас другой такой именитой команды, как эта, из академии, носящей имя Ю. А. Гагарина.
Евгений Антонов стоял еще у истоков нашего послевоенного регби, когда вместе с другим знаменитым регбистом Александром Григорьянцем вел к победе команду МВТУ. И все успехи ВВА связаны прежде всего с его именем. Ему одному из первых в нашем регби было присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.
Такому человеку, понятно, далеко не безразличны судьбы этой набирающей темп игры. Но все ж они развиваются не так, как хотелось бы поклонникам овального мяча. Матчи в нашей стране еще малопопулярны, да и на международной арене похвастаться особенно нечем.
Так что, анализируя итоги минувшего сезона, Антонов прежде всего ставит вопрос: «Не пора ли нашим регбистам замахнуться на большее?» И, естественно, пытается найти ответ на него.
— Все еще, видно по инерции, регби у нас продолжают считать молодым видом спорта. Между тем мы сыграли уже 23-й чемпионат страны, если считать только послевоенные, ибо до Великой Отечественной первенства страны у нас тоже проводились.
Вновь на высшую ступеньку пьедестала почета поднялись регбисты ВВА. Но как бы ни хотелось мне подробно рассказать об успехах своей команды, о ее людях, которые, право же, того заслуживают, начну я с такого вопроса: «Чему обязан ныне своим чемпионством ВВА? Собственной силе или слабости основных соперников?»
Еще на финише прошлогоднего чемпионата ВВА по разным причинам потерял ни много ни мало, как восемь игроков основного состава. Так что, вступая в новый сезон, мы ставили перед командой задачу-максимум лишь потому, что иного просто не позволяла честь флага восьмикратного чемпиона страны.
Специалисты поймут меня: не так уж много в Москве, да и вообще в стране «готовых» регбистов, способных восполнить потерю более чем половины стартового состава команды-чемпиона. Мне пришлось пойти даже на то, чтобы выпустить на поле двух молодых людей, до того вовсе не знакомых с овальным мячом: баскетболиста Дмитрия Лукьянова и гребца Андрея Емельянова. Правда, оба они росточком за два метра — обстоятельство не из последних и в регби. Но тем не менее, я, честно говоря, в глубине души считал, что сезон 1986 года станет сезоном «Славы». Регбисты Второго часового завода который год буквально наступают нам на пятки, дали нам бой на прошлом чемпионате и едва не выиграли его. Вступая же в отчетный, в отличие от нас не только не понесли потерь, но и заметно усилили состав. Поэтому окончательные итоги нынешнего чемпионата оказались, мягко говоря, неожиданными.
Турнирная ситуация на финише сложилась так, что судьба золотых медалей практически решалась в очном споре основных претендентов — ВВА и «Славы», далеко оборвавшихся от всех своих соперников. И вот тут-то «Слава», то ли из-за неуверенности в своих силах, то ли не зная, как распорядиться этими бесспорно недюжинными силами, буквально сдалась на милость победителя. Серия поражений, последовавших затем уже от соперников, явно слабее, только поставила точки над «и»: ВВА вырвалась вперед на добрый десяток очков.
Так вот отнюдь не кокетства ради позволю утверждать, что все случившееся было не столько заслугой ВВА, сколько просчетом «Славы». Сама суть регби — прежде всего в борьбе нападающих схватки, а в этом главном звене «Слава», вне всякого сомнения, превосходит все команды высшей лиги.
Да, трудности с комплектованием линии трехчетвертных у этой команды были. Но ведь она испытывает их не первый год. Но почему? «Слава» — это не только одна команда, пусть и высшей лиги. Это регбийный кгГуб. Клуб, где есть свои детские, юношеские, молодежные команды, в котором работают немало опытных, квалифицированных тренеров. Уж хотя бы на средний уровень линию трехчетвертных своей главной команды этот коллектив мог бы вывести? Но вот не вывел!
И практически весь долгий сезон «Слава» играла в одну и ту же игру — только схваткой. И не меняла ни схем, ни построений в матчах со всеми соперниками, какими бы разными они ни были.
Последние же встречи «Слава» проводила десятью (!) нападающими — дисбаланс, какого я не встречал ни в одной команде за свою долгую регбийную жизнь. Высокорослым, тяжелым игрокам поручали латать дыры в полузащите, в защите и даже на месте замыкающего, то есть там, где весь регбийный мир привык видеть только юрких «малышей».
Не было разве таких в составе команды? Были, но тренеры не решались доверить им место на поле из-за их малого опыта. Вот и ставили своих хоть и опытных нападающих, но на совершенно непривычные для них номера. Это было ошибкой, и она только усугубила неудачи команды.
Пусть бы так, если б можно было рассматривать все это как частность, как «противопожарную меру». Но ведь повторяясь из матча в матч, это уже похоже на концепцию. Если тренеры не доверяют молодым игрокам, значит, они не смотрят в будущее, ибо когда и где же готовить защитников и полузащитников, где им самим набираться опыта, если не в матчах чемпионата страны?
Я так подробно остановился на парадоксах комплектования состава да и вообще игры «Славы» только потому, что эта команда является одним из основных поставщиков в сборную СССР. Именно ее игроки схватки составляют и костяк линии нападения главной команды страны. И если их учат играть так, а не иначе, то как переучивать их в сборной, где они проводят считанные дни на сборах перед международными матчами, которых у наших регбистов раз-два и обчелся?
Есть в нашем регби и еще один... феномен, что ли. Для себя я назвал его «загадкой «Авиатора» и не могу разгадать ее на протяжении целого ряда лет.
Киевский «Авиатор» и на старте минувшего чемпионата в Кентау предстал командой с хорошо подобранным составом технически грамотных, физически готовых регбистов, к тому же правильно понимающих игру. Но, как и «Слава», играет в одно и то же регби со всеми соперниками. Разница лишь в том, что москвичи действуют крайне однобоко, сконцентрировав все внимание на линии нападения, киевляне играют вроде бы в самое современное регби, у них,как принято говорить, задействованы все 15 игроков, но им мешает тактическое однообразие. В результате эта казавшаяся столь хорошо подготовленной команда терпит в первом же туре четыре поражения в пяти встречах.
Любой тут задумается над вопросом: «Почему же так случилось?» Но на этот вопрос «Авиатор», похоже, так до конца сезона и не сумел ответить. Между тем «Авиатор» — это второй из основных поставщиков нашей сборной.
За третье место в чемпионате страны до последнего момента вели спор четыре команды. Оно досталось «Филям», показавшим свой знаменитый филевский характер. Но где же характер остальных соискателей, где их волевые качества? Чемпионат страны — главное испытание сезона. Где еще себя показать, как не здесь? Есть шанс занять место повыше? Так испытай же себя, используй этот шанс! Но нет, в самый ответственный момент пропадает у регбистов запал, недостает последнего усилия, чтобы первым «разорвать ленточку на финише».
И самое страшное, что грешат этим игроки команд, на которых мы рассчитываем в сборной. Понятно, что недостаток волевых качеств скажется, не может не сказаться, когда потребуется максимальная концентрация усилий, скажем, в матчах чемпионата Европы.
Мысль тут все та же: если целые звенья в своих клубных командах играют в одно регби, то как заставишь их играть в другое, когда их призовут в сборную? Чудес тут не жди, если даже тренер одной из них — «Авиатора» — является и тренером сборной.
По физическим данным, функциональной подготовке и технической оснащенности наши игроки в любительском регби не уступают никому. Во всяком случае, в континентальной Европе уж точно. Спрашивается, почему же мы никак не рискнем посягнуть на гегемонию французских регбистов на Европейском континенте и максимальная задача, которую ставим перед своей сборной, — это завоевание серебряных медалей чемпионата Европы.
Вспомним наш выход на международную арену. Была поставлена задача достигнуть уровня игры регбистов Чехословакии. Достигли. Решили задачу посложнее — догнали регбистов Италии. Наконец, вплотную подошли к уровню игры сборных Румынии и Франции. И вот тут-то и остановились. Последние пять лет угробили на то, чтобы балансировать между «бронзой» и «серебром» европейских чемпионатов, французы же за это время ушли далеко вперед.
Во Франции существует четкое разделение составов сборной на основной — «А» и те, что уровнем пониже — «В» и «С». Руководители сборной никогда не выставят команду «А» на матч с аутсайдером. Есть там и еще одна традиция: матчи, которым французы придают особое значение, они проводят в своей регбийной столице Тулузе.
Так вот, когда в 1978 году наша сборная впервые встречалась с французской, ее принимала команда «А» и именно на прекрасном регбийном стадионе Тулузы, до отказа забитом болельщиками.
Мировой чемпионат в Мексике показал, сколь велика роль лидеров в современном футболе. Нисколько не меньше она и в других спортивных играх. Казалось бы, тут и наша рег-бийная сборная шагает в ногу со временем, у нее есть ярко выраженный лидер — Миронов. Поверьте, что я знаю цену Игорю больше, чем кто бы то ни было — он много лет играет не где-нибудь, а в нашей ВВА. Знаю, что этот регбист один может выиграть матч. Если принесет команде львиную долю очков. Ну а если не принесет? Не всемогущ же он!
Вспоминается предупреждение признанного специалиста овального мяча Жана Но: «...Не сомневаюсь, что через два года советские регбисты будут лучшими в мире. Однако для этого необходимо не терять ни одной минуты времени».
Эти слова были напечатаны в «Красном спорте» еще в августе 1934 года. Тем более пора сейчас, в году 1987-м, нашим регбистам замахнуться на большее, а не удовлетворяться вторыми и третьими местами на чемпионатах Европы.