В последние годы киевлянин Игорь Бобков выдвинулся в ряды ведущих тренеров регби у нас в стране и на континенте. Сейчас он — старший тренер киевского «Авиатора» и сборной СССР. Под руководством Бобкова «Авиатор» становился чемпионом СССР и трижды выигрывал Кубок страны. Не менее внушительны достижения советской сборной, ведомой Игорем Бобковым: титул вице-чемпиона Европы, завоеванный сборной СССР в мае прошлого года, победы над грандами мирового регби — сборными Франции и Румынии.
В свои 39 лет Игорь Бобков известен как тренер-новатор. Он представитель новой волны спортивных педагогов. Поэтому его взгляды на регби представляют большой интерес.
— Как вы оцениваете нынешний уровень европейского регби и место в нем советских спортсменов?
— В современном европейском регби можно выделить три группы. Первая — элита, это британское регби плюс Франция. Группа характеризуется широкой массовостью и высоким мастерством.
Вторая группа состоит из быстро прогрессирующих регбистов Румынии, Италии и СССР.
Популярность румынского регби широка, а это отличный фундамент, прочное основание для роста. Рывок итальянцев в последние годы произошел за счет того, что все больше итальянских ребят познакомились с овальным мячом: дети до 13 лет играют в мини-регби 7x7, а более старшие — в обычное 15х15. В итальянских клубах появилось много высококлассных зарубежных специалистов — это тренеры из Англии, Франции, Австралии. У итальянцев и румын регби имеет превосходные телевидение и прессу.
Наше регби пока не имеет самого главного — массовости. Оно мне напоминает неустойчивый айсберг, у которого надводная часть (регби высшего уровня — команды мастеров) больше, чем подводная (массовое регби). Отсюда взлеты и падения в выступлениях сборной страны. При нынешнем бурном прогрессе спорта в мире добиваться успехов на уровне национальных сборных без продуманного плана долгосрочного развития этого вида спорта невозможно. Пока у нас не будет создана классическая пирамида, основание которой — детское регби, а вершина — сборная страны, у этой команды возможны неожиданные спады, ее выступления будут подвержены случайностям.
Наконец, третья группа европейского регби — это Португалия, ФРГ, Польша, Чехословакия, Испания. Однако назвать их аутсайдерами, заведомыми поставщиками очков нельзя. Они вовсю стремятся попасть во вторую группу и на пути к этому добились немалых успехов.
— Под вашим руководством сборная СССР одержала первые победы над грандами мирового и европейского регби — сборными франции и Румынии, французская пресса, например, писала, что «победа советской сборной в Мериньяке опередила развитие регби в СССР на 25 лет». Согласны ли вы с этим? Сильнее стали мы или ослабели французы и румыны?
— Действительно, победа советской сборной над французской опередила уровень развития регби в нашей стране. Но, конечно, не на четверть века. Если говорить не о массовости, популярности овального мяча, а о перспективах сборной, то, думаю, нам потребуется всего 5—7 лет, чтобы добиться равных возможностей с прославленной командой «трехцветных». Почему я называю такой срок? По моему прогнозу, в эти годы сборную должна пополнить большая группа молодых талантов, воспитанников нашего детского и юношеского регби.
Французы и румыны не стали слабее. Просто регби в СССР находится на подъеме, хотя идет в гору не так быстро, как хотелось бы.
— Не так давно счет в трех главных компонентах игры — технике, тактике, атлетизме — был 3:0 в пользу наших главных соперников. Как обстоит дело сейчас и каковы перспективы на будущее?
— В тактике игры, и особенно в главном ее элементе — технике паса мы уступаем и весьма существенно. Даже такой яркий лидер нашей сборной, как Игорь Миронов из подмосковной команды ВВА, владеет пасом хуже, чем рядовой игрок французской или румынской сборной.
В атлетизме, думаю, не проигрываем. И у нас есть резервы роста в этом важном компоненте регби. В наших ведущих командах готовят не просто могучих игроков, а таких, чьи атлетические качества соответствовали бы их амплуа.
Тактика? Она, увы, у нас хромает. Но хромота эта — не вина, а беда наших тренеров. Выдумывать, творить, импровизировать мы, советские тренеры-регбисты, можем. Да вот беда — мешает нам постоянный острый дефицит исполнителей. Даже в сборной страны мы стараемся предугадать тактику соперника, но не можем в случае ошибки менять ее по ходу матча, навязывая свою.
— Какие школы по стилю игры можно выделить в отечественном регби?
— Во-первых, школа игрового регби. Это действия от атаки, стремление на поле больше созидать, чем разрушать. Представители такого игрового регби в последние годы добились наибольших успехов. Это ВВА, «Авиатор», кутаисский «Строитель».
Ярким выразителем концепций противоположной школы — игры от обороны — является московский клуб «Фили». К ней относятся и другие московские клубы. Все они строят свою тактику на использовании ошибок соперника, на контригре.
Главное отличие одной школы от другой состоит в том, что представители первой больше играют руками. Их регби, как зрелище, ярче. Но говорить о том, какая школа лучше, — неправильно, неразумно. Не следует все наши команды приводить к одному знаменателю — стилю ВВА или «Фили».
— Каким вы видите регби будущего?
— Регби будущего — это филигранная техника, высокий тактический интеллект, атлетическая мощь, боевой дух. это гармония и совершенство спортивных и человеческих качеств.