О нашем регби долго говорили, что оно все еще молодо. Оглянувшись, заметили, что идет уже 23-й чемпионат страны, если считать только послевоенные первенства. Поняли, что скидки на молодость уже не годятся, пора во весь голос заявить о себе и на международной арене.
Определенные успехи здесь достигнуты — «серебро» прошлогоднего чемпионата чего-нибудь да стоит. Казалось бы, и до «золота» один шаг. Но если трезво смотреть на вещи, то тут не шаг, а дистанция огромного размера. Я уж не говорю, что румыны, в споре с которыми наша сборная завоевала серебряные медали, очень скоро взяли у нее реванш. Главный эталон — игра французских регбистов, от которых мы еще значительно отстаем. В первую очередь в технике владения мячом и защиты, как индивидуальной, так и коллективной.
Специалисты называют истоки этого отставания: дескать, они в упущениях на самых ранних стадиях подготовки юных регбистов, еще в ДЮСШ. Не слишком оригинально. но. по существу, правильно. Я, правда, хорошо понимаю и детских тренеров. Их коллеги из футбола и хоккея забирают лучших ребят, регбийным тренерам приходится довольствоваться теми, кто не попал в более престижные секции. О какой тут селекционной работе можно вести речь?
Нет у них и хорошей спортбазы, на которой можно было бы «по науке» обучать технике ребят. О полях с искусственным покрытием, как в Румынии или во Франции. пока приходится только мечтать. На деревянном же полу в зале захваты в падении не очень отработаешь.
Все так, но не опускать же из-за этого руки. В конце концов, в зале можно постелить маты. Главное — заложить сознание необходимости захватов, как основы регбийной техники. Кто-то будет отлынивать от этих однообразных занятий, кто-то и просто бояться падать на пол. Все это должно преодолеть тренерской настойчивостью. еще и еще раз показывать, разучивать, даже заставлять, пока не добьешься стереотипа в выполнении захвата — этой основы основ регби.
Разумеется, нам, тренерам команд мастеров, очень бы хотелось получать пополнение из ДЮСШ, уже прошедшее хорошую школу, научить ведь всегда легче, чем переучивать. Но, если надо, придется заняться и переучиванием. Главное — определить для себя, чего ты хочешь добиться от игрока.
Рассмотрим некоторые варианты коллективной защиты. Для игроков схватки каждая команда разрабатывает свои, строго определенные обязанности при розыгрыше стандартных комбинаций, скажем всем известных «коридоров», назначаемых схваток. Эти игроки отлично знают, против какого соперника выходить в той или иной комбинации. Собственно, в защите они играют строго по линиям.
Известно, что в «коридоре» соперник будет отыгрывать мяч полузащитнику № 10. Значит, последний из стоящих в «коридоре» должен выйти на этого самого 10-го. Если тот передает мяч 12-му, переключиться на 12-го, то есть следовать по линии по ходу мяча.
Его партнер по третьей линии схватки (это она стоит в «коридоре») выполняет конкретную установку тренера. Либо отрезает линию нападения от его трехчетвертных, вклиниваясь между ними, либо «ловит» все развороты схватки соперника так, чтобы на нем они и оканчивались.
Наконец, хукер — третий игрок этой линии — идет на № 9 соперника, стараясь «согнать» мяч на бровку. Таким образом закрываются все развороты схватки противника на линию его трехчетвертных. После этого хукер вместе со своим полузащитником № 9 смещается под своих же центральных трехчетвертных и контролирует все перебросы соперниками мяча ногой, предупреждая возможность прорыва.
Так создается второй эшелон защиты. Третий эшелон составляют два крайних трехчетвертных и замыкающий № 15. Один из этих крайних смещается в сторону, куда идет мяч, и пристраивается в линию со своими центральными трехчетвертными. № 15 идет на его место, второй крайний занимает место 15-го. Словом, происходит некая челночная взаимозаменяемость игроков, в которой все знают свои обязанности как уставные. В случае, когда при розыгрыше «коридора» соперник завладел мячом и начинает атаку игроками схватки, защищающиеся действуют как в зеркальном отображении: первый —против первого, второй — против второго и т. д.
Тут-то и приходит время захватов: чей подопечный получил мяч, тот и должен провести захват. Лучше всего — в бедра, где находится центр тяжести (у нас бытует выражение: «Смотри на шорты»), а потом как бы сползти сопернику на ноги. Повергнутый на землю, тот не сможет продолжать движения, и вся линия нападения его будет отрезана.
Если он даже успеет сделать передачу своим трехчетвертным. защищаться уже легче. Следует действовать по принципу «один в одного». Видно же. кому именно отдал мяч захваченный игрок.
Третий эшелон — два крайних трехчетвертных и замыкающий — тоже довольно четко представляет себе свои обязанности и вовремя выходит из глубины оборонительных построений. Труднее приходится центральным трехчетвертным. Их визави из команды соперников обычно плетут этакую сеть из скрещиваний, забеганий, «крестов» и т. п Так что именно центральным и приходится в те самые доли секунды принимать решение, кого именно из соперников захватить в первую очередь Тут можно применять не только нижние, но и верхние захваты.
Мне доводилось выступать на поле в ролях и центрального трехчетвертного, и замыкающего. Роли эти заметно отличаются друг от друга, и никакие тренерские установки не могут охватить заранее все многообразие вариантов. Игру не втиснешь в определенные рамки. Так что до многого приходилось доходить своим умом. Спору нет, захват в ноги надежней — тут уж соперник наверняка будет повержен. Но что делать, если на тебя выходят сразу двое?
Я стремился провести верхний захват игрока владеющего мячом, чтобы сковать его руки и не дать возможность сделать передачу партнеру. Со временем вырабатывался свой стиль в выполнении приемов захвата, да и соперников изучил, знал, с каким приемом на кого выходить. Так что, разрушая, надо и создавать.
До сих пор речь шла о встречных захватах. Но в регби защитникам приходится прибегать и к боковым. Более того, их иногда специально готовят, пропуская мимо себя нападающих соперников. Есть у нас комбинация, которая так и называется «мышеловкой». Два защитника, расступаясь, пропускают игрока с мячом между собой, и один из них захватывает его сбоку. Мяч тот уже отдать не сможет ибо второй защитник отрезает все пути передачи.
К задним захватам прибегают, когда прорвана линия обороны и приходится срочно «латать» ее. Это опять-таки прерогатива трехчетвертных. Они как водичка в запруде: где прорвало, туда и устремляются. Если все делать правильно, то при эшелонированной обороне случайных прорывов быть не может. Сопернику придется рассчитывать лишь на индивидуальный обыгрыш своего опекуна.
Существует вариант защиты, который мы называем «от открытой игры». Допустим, игрок твоей команды неудачно выбил мяч ногой. Соперники, овладев им на задней линии, переходят в атаку, которая из глубины поля опасна тем, что легко, как нож в масло, проникает через оборонительные линии, если они выстроены в шахматном порядке. А именно в таком порядке и застает их внезапная потеря мяча.
Значит, игрокам схватки следует встречать соперника выстроившись в одной линии со своими трехчетвертными. Эту твердую и в то же время мобильную линию не так-то легко проскочить. Если же соперник прибегает к индивидуальному обыгрышу, следует, понятно, прибегать к захвату. Прорвался все-таки соперник — вина защитника, и только его. Тут за спину товарищей не спрячешься, все как на ладони.
Изложенные здесь формы и виды коллективной защиты игроки наших клубных команд, а тем более сборной страны отлично знают. Другое дело, что недостаточная функциональня готовность не позволяет успешно их применять. Кто-то не добежал, не занял вовремя свое место в линии. Вот и следует прорыв в твое зачетное поле.
Регби — игра коллективная, неумение выполнять тот или иной прием, а в особенности такой, как захваты, перестает быть личным делом игрока. Специфика регби и так дает немало простора для жестких приемов А если еще неумение компенсировать грубостью, куда это годится!
Выстроившихся перед матчем с какой-либо классной командой, скажем той же сборной Франции, наших регбистов даже не надо представлять. Их узнаешь сразу по многочисленным наклейкам и повязкам. Все это результаты неправильных захватов в играх на нашем чемпионате. Синяки и шишки «сборникам» достаются в первую очередь: ведь они лидеры своих клубных команд, их-то и пытаются останавливать любыми способами.
Кстати, на пресечение грубости направлены последние изменения в правилах. Они касаются игры на земле. Прежде на регбийном поле частенько можно было наблюдать картину, которая в народе имеет вполне определенное название «куча мала». Падает захваченный игрок, с ним и захвативший, а на них сверху валятся кому не лень. Теперь правила строго требуют соблюдения главного принципа: забрать мяч в такой ситуации может только игрок, стоящий на ногах.
У себя в «Филях» мы очень много тренировочного времени уделяем индивидуальным и коллективным захватам. В подготовительном периоде наряду с общефизической подготовкой, гимнастикой, акробатикой вводим в тренировки подводящие упражнения к индивидуальным захватам.
Начинаем с простого — захвата с колен. Проводим игры в гандбол 3x3 на коленях. И на коленях же в парах отрабатываем захваты. Это в зале, на матах. Можно, понятно, и на поле с травяным газоном.
В предсоревновательный период непременно выходим на поле. Отрабатываем обыгрыш один на один с индивидуальными захватами. Затем постепенно переходим к коллективным, играя двое против одного, двое на двое и т. д. Наконец, в тройках, четверках переходим к схваткам, уже моделируя игру. Впрочем, каждому тренеру все это хорошо известно.
Хочу лишь сказать в заключение: над захватами надо работать буквально круглый год. Трудно это делать в соревновательном периоде, но надо и тут найти время. Если упустить хоть какое-то время и не нагружать игрока захватами на тренировках — перестанет он выполнять их и в играх.