Игорь Миронов — лидер и капитан нового чемпиона СССР по регби команды ВВА имени Гагарина и сборной страны. Он стал лучшим бомбардиром минувшего чемпионата. На его счету 285 очков. Это высший результат за всю историю чемпионатов СССР. В этой статье Миронов рассказывает о наиболее характерных приметах минувшего регбийного сезона, анализирует игру своей команды и ее соперников.
Не будет преувеличением сказать, что, уверенно лидируя на протяжении всего чемпионата СССР, наша команда пожинала плоды смелого обновления, на которое ее старший тренер Евгений Антонов пошел еще в 1979 году. Тогда средний возраст игроков команды выражался невиданно низкой для регби цифрой — 20 лет.
В этом сезоне, когда все 12 дебютантов того, 1979 года твердо вошли в основной состав команды, стали ее ядром, талант каждого раскрылся полностью, к нам пришел новый успех. Свидетельство тому — победа за два тура до конца чемпионата.
Почувствовав себя хорошо подготовленными физически, мы получили возможность больше внимания уделять и технике, и тактике игры. Три-четыре тренировки в неделю мы проводили только с мячом: разворачивали «веер», отрабатывали «схватки», защитники играли против нападающих как один на один, так и линия на линию.
Высокая функциональная готовность позволила нам резко изменить и тактику в самих матчах. Если прежде мы, выражаясь регбийным языком, больше играли от защиты, могли подолгу обороняться и лишь эпизодически атаковать, то теперь команда с первых и до последних секунд каждой встречи стремилась нападать.
В ВВА очень сильна третья линия нападения. Судите сами: вся она — Александр Тихонов, Александр Овчинников, Виктор Кушнарев — входит в сборную СССР.
На месте полузащитника № 10 (в регби его называют блуждающим) в большинстве матчей играл я. В некоторых уступал это место Игорю Нечаеву, сам уходил на позицию крайнего трехчетвертного. На такую перестановку мы пошли, например, в матче с третьим призером чемпионата киевским «Авиатором». Пошли по двум причинам.
Во-первых, так уж сложилось, что Нечаев удачно играет против этой команды. Он регбист мощный, таранного типа. Перед ним была поставлена задача: сковать в центре нападающих и хотя бы двух трехчетвертных противника, стремиться протаранить оборону киевлян между № 10 и 11 и завязать «мол».
Во-вторых, ифоки «Авиатора» частенько посылают мяч далеко вперед ударом ногой. У меня же неплохо получается взаимодействие с нашим замыкающим № 15 Владимиром Бобровым. Я оттягиваюсь назад, мы принимаем сильно пробитые мячи и из глубины обороны завязываем атаку. Замысел удался полностью. Нечаев был просто неудержим. Даже лучшая «десятка» страны Олег Слюсарь не знал, как с ним справиться. Игорь сам сделал занос в зачетное поле противника. другой был выполнен с его остроумной передачи.
«Фили» любят прессинговать, играют, как мы говорим, один в одного. Тут таран не годится, тут надо обыгрывать своего стража. Поэтому в матчах с этой командой я возвращался на 10-й номер. Кстати, понимая все преимущества прессинга, ВВА действует в обороне несколько иначе, как бы сгоняя трехчетвертных противника к самой бровке поля. Тут все дело в том, что мы безраздельно доверяем третьей линии своего нападения, рассчитываем, что после этого «сгона» она захватит центр поля.
Но в любом случае наша команда стремится сделать результат не за счет штрафных ударов, а выполняя, так сказать, программу-максимум в регби: делая заносы в зачетное поле противника. Поэтому большинство атак мы начинаем и заканчиваем, перепасовываясь только руками. Часто подключаем в атаку свою сильнейшую третью линию нападения. Трехчетвертные отдают мяч кому-то из ее игроков, тот преодолевает линию преимущества и, смотря по ситуации — на каком фланге у нас образуется лишний игрок, пасует вправо или влево, куда и разворачивается «веер».
Регбисты ВВА любят и умеют импровизировать, но у нас немало и наигранных комбинаций. Такая, например. как «проброс центрального трехчетвертного», с неизменным успехом применявшаяся на протяжении всего сезона. Суть ее в следующем. Наши нападающие при розыгрыше «схватки» или «коридора» овладевают мячом и передают его мне, на 10-й номер. Я же не пасую, как следовало бы. по «вееру», и, как того ждет соперник, центральному трехчетверному № 12, а через него сразу крайнему — Игорю Нечаеву. Он тут же старается пробиться между 12-м и 13-м номерами противника.
Если прорывается и выходит на замыкающего соперников, то отдает мяч забежавшему ему за спину центральному трехчетвертному и тот делает занос. Если Нечаева захватят, он делает передачу своим нападающим, а те вновь завязывают «мол», пытаясь вывести кого-то из трехчетвертных к зачетному полю противника.
Есть свой рисунок игры и у киевского «Авиатора». Кто-то из их нападающих также создает численное превосходство на одном из флангов, а реализует его один из трехчетвертных. У других команд линии могут поменяться местами: преимущество создают защитники, а реализуют его нападающие.
Но сколько я ни пытался, не мог разглядеть четкого рисунка игры у прошлогоднего чемпиона страны московского «Локомотива». Вроде бы он сохранил тот же состав, но ни на йоту не прибавил в игре. Плохо налаженные связи между нападением и защитой, отсутствие лидеров — все это привело к тому, что «Локомотив» оказался калифом на час: после золотых медалей прошлого чемпионата лишь 5-е место в этом.
Зато кутаисский ДСК удивил весь регбийный мир. Чемпионат страны команда провела с большим подъемом. Да и объективно стала несравненно сильнее, чем два-три года назад. У кутаисцев появился свой рисунок игры, также схожий с игрой чемпионов — ВВА. Грузинская школа регби всегда отличалась сильными, мощными нападающими, прекрасно действующими в «молах», «раках».
Хорош замыкающий № 15 Нугзар Дзагнидзе — молодой игрок из юниорской сборной страны. Он и поле видит отлично, и удар ногой у него поставлен. Не случайно он метко поражает ворота противника, когда пробивает штрафные или реализует попытки. Но главное, вся команда заиграла грамотно.
Теперь в ДСК каждый знает свой маневр, есть свои наигранные комбинации, исходным положением для которых является «схватка», где их игроки особенно сильны. Завоевав серебряные медали чемпионата, ДСК недвусмысленно заявил, что намерен и впредь потягаться с признанными лидерами — московскими командами.
Бронзовые медали «Авиатора», думается. никого не удивили, если вспомнить, что эта команда и чемпионом страны бывала, и Кубок СССР выигрывала. К прежним всем хорошо известным лидерам — игрокам сборной СССР Анатолию Гоняному и Олегу Слюсарю добавились капитан команды Роман Хайруллин и Сергей Чевелев. Первый — стягивающий третьей линии «схватки» — твердо вошел и в сборную страны. Он особенно хорош в защите. Когда мы выигрываем «схватку» и переходим в атаку, не кто иной, как Хайруллин «подчищает» игру трехчетвертных, страхует их. идя непосредственно за ними. Я знаю в нашем регби только двух игроков, в совершенстве выполняющих эту вроде бы черновую, но столь нужную для команды работу на поле: Хайруллина и Кушнарева. Чевелев играет во второй линии нападения и не имеет себе равных при розыгрышах «коридоров» — 202 см роста позволяют ему овладевать большинством мячей, вбрасываемых в «коридор». Если бы в начале сезона кто-то сказал, что «Слава» окажется за чертой призеров, это приняли бы за шутку. Теперь это свершившийся факт, и ему можно найти объяснение. У именитой команды очень короткая «скамейка», и она проводила чемпионат всего 16 игроками. «Слава» оказалась самой великовозрастной командой в восьмерке финалистов чемпионата. И при таком дефиците игроков их еще преследовали травмы. О каком маневрировании составом тут могла идти речь? У «Славы» не оказалось даже твердой «десятки», этого ключевого в регбий-ной команде игрока.
В целом же минувший сезон характеризуется появлением большого количества молодых талантов. Назову хотя бы Сергея Конфетова и Сергея Борисова из ВВА. Последнему всего 16 лет, а он уже смело сражается на самой горячей точке «схватки» — в первой линии. Регбист жесткий, с характером. Выступал за сборную юниоров СССР. Думаю, через пару лет его можно будет увидеть и в первой сборной страны. Полностью раскрылся талант второго центрального защитника из «Славы» Бориса Шишкова. Играя рядом с ним в сборной команде страны, я мог по достоинству оценить это. В матче чемпионата Европы с командой Польши именно с точной передачи Шишкова мне удалось сделать занос в зачетное поле противника.
Пополнилась молодыми регбистами. вчерашними юниорами, с успехом выступавшими на турнире команд социалистических стран «Дружба», и сборная СССР. Я имею в виду Александра Юсима. Александра Овчинникова, Александра Тихонова, Андрея Кирпу, Михаила Паршина, Игоря Нечаева, Сергея Братко.
В нашей сборной нападающие не уступают в физических кондициях игрокам того же амплуа ведущих команд Европы — сборных Франции и Румынии. Ни в чем не проигрываем мы им в назначаемых «схватках». Но в произвольных, в положениях, когда мяч оказывается на земле, эти соперники все еще переигрывают нас.
Недостаточно обеспечиваем мы поддержкой своих игроков, владеющих мячом. Посмотришь на действия тех же французов, кто-то из них захвачен или уткнулся в соперника. И что же? Он все равно сохранит мяч для команды, ибо немедленно, даже не глядя, отдает его назад, будучи совершенно уверен в том, что партнер, идущий за ним, всегда начеку. Мы же в такой поддержке не уверены. Поэтому наши регбисты, будучи захвачены. частенько просто опускают мяч на землю, что конечно же чревато опасностью его потерять.
И еще одну застарелую болезнь нам бы изжить поскорее. Если перед румынскими регбистами, например, открывается путь к зачетному полю соперников, они уж не ошибутся, тут занос обеспечен на сто процентов. У нас же бывает так: все вроде бы отработано, все сделано, чтобы осуществить попытку. Но в самый решающий момент кто-то непременно ошибается.
Журнал «Спортивные игры», №1, 1985
Большое спасибо: http://nordmile.ru/ шланги рукава высокого давления купить.