Матчи чемпионатов Европы для советских регбистов являются, по существу, единственной возможностью проверить силы на международной арене, примерить собственные достижения к ведущим командам континента, увидеть свои недостатки. В этом смысле не были исключением и первые матчи европейского чемпионата 1983/84 г. (он проводится по формуле осень-весна), сыгранные сборной СССР с командами Италии и Румынии, вне зависимости от их прямо противоположного результата: уверенной победы в первом и поражения со счетом 3:19 во втором.
Рассмотрим эти матчи по тем компонентам, по которым выставляются оценки участвовавшим в играх регбистам. Это техника приема и передач мяча, индивидуальная и коллективная игра в защите, удары ногой, понимание и оценка ситуации на поле, поддержка партнера и физическая готовность игроков.
В технике приема и передач мяча, этом основном техническом элементе регби, вырисовывается такая картина. Наши регбисты достаточно хорошо владеют и приемом, и передачами на средней скорости, даже при наличии плотного сопротивления противника, недостаточно уверенно — на максимальной скорости без сопротивления и совсем плохо — при максимальной скорости и плотной опеке, то есть при отсутствии времени на обработку мяча.
Массу примеров тому дали матчи с командой Италии и особенно со сборной Румынии. В последнем при вбрасывании аута наши регбисты разыгрывали «веер» до самой кромки поля, проходили примерно 20 м по краю за счет умения выводить партнеров на нужные рубежи. Затем, сохраняя у себя мяч, разворачивали атаку в противоположную сторону.
На этом фланге тем временем другая группа игроков уже успевала перестроиться и устремлялась на максимальной скорости в атаку, имея двух, а то и трех «лишних».
Вот тут-то, когда возникала необходимость передать мяч кому-то из этих свободных игроков, наши регбисты и делали недопустимо большое количество ошибок. Особенно грешили ими полузащитники и центральные трехчетвертные. После их передач мяч то летел высоко над головой адресата, то за спину, а то и вовсе падал ему в ноги. При таких, с позволения сказать, пасах терялись те драгоценные мгновения, которые были только что выиграны коллективными действиями.
Принимающий игрок во всех случаях терял скорость, необходимую для сохранения мяча, ибо, даже получив передачу, он уже видел рядом с собой соперника, готового провести против него силовой прием. Да и партнеры к тому времени успевали убежать в плоский «веер» или опередить игрока, принимающего мяч.
Напрашивается вывод: при отработке техники приема и передач необходимо, во-первых, поднять до максимума скорость движения с мячом. Во-вторых, атакующим должна противодействовать активная защита. Это значит, что на тренировках следует моделировать ситуации скоростных атак и контратак с четкими пасами партнеров. Говоря образно, создавать ситуации, требующие максимума скорости и пика времени при выполнении каждого технического приема. Сказанное в первую очередь относится к тренировкам полузащитников и центральных трехчетвертных.
Несколько замечаний о действиях наших игроков при вбрасывании аута. Я уже не говорю о точности вбрасывания мяча в «коридор» и согласованности действий вбрасывающего и принимающего игроков — и то и другое оставляет желать лучшего. Хочу только обратить внимание на прием мяча в воздухе с последующей отдачей его полузащитнику или специально смещенному игроку.
Чаще всего тут не получается целенаправленного мягкого, удобного для приема паса, необходимого для начала атаки. И в этом я вижу вину игрока, выпрыгивающего на вбрасываемый из аута мяч.
Либо у него не отработана ловля мяча в воздухе двумя руками с последующим, еще до приземления, пасом. (Кстати, очень желательно, чтобы в это время и блокирующие игроки не воевали со своими визави по «коридору», а обеспечивали партнеру, принимающему мяч, фиксацию в воздухе и подстраховку при приземлении). Либо не отработан сброс мяча себе под ноги мягким движением кисти. Такой прием дал бы возможность овладеть этим мячом смещенному игроку или перевести борьбу в схватку с мячом на земле, так называемый «рак». Это, в свою очередь, позволило бы, протолкнув соперников силовым коллективным воздействием, передать мяч полузащитнику для успешного развития атаки.
Особое внимание на технику приема и передач мяча при вбрасывании его из аута я обращаю потому, что на сегодня это наиболее слабое место наших сборных и клубных команд. На вбрасывание аутов приходится около двух третей всех статических построений команды за матч. Судите сами, насколько важно выиграть мяч при этих вбрасываниях.
Проигрывая же его здесь в первых таймах матчей с командами Италии и Румынии, наши регбисты оказывались на голодном пайке и не могли завязать атаку. Если нас что и выручало в первом матче, так только так называемая свободная игра, в которой мы имели преимущество перед оборонительными порядками соперника. Оба заноса в его зачетное поле были сделаны после овладения мячом советскими регбистами именно в свободной игре.
Индивидуальная и коллективная игра в защите. Редко когда увидишь у наших регбистов грамотно выполненный передний боковой захват в пояс или в ноги. Все игроки даже сзади пытаются захватить соперника за плечи. А это частенько приводит и к захватам за шею. Между тем Международная федерация регби приняла поправку к правилам, согласно которой игрок, захватывающий соперника за шею сзади или спереди, будет наказываться штрафом.
Тем не менее в индивидуальной защите советские регбисты имеют преимущество перед своими зарубежными соперниками. Они защищаются более решительно и цепко. А вот в коллективной обороне мало используют подстраховку своего центра и недостаточно энергично набегают при захлестывании центра противника, что дает тому возможность опасно атаковать за нашим центральным трехчетвертным (№ 13).
Хотелось бы видеть более продуманные и точные удары ногой в исполнении регбистов в открытой игре. Правда, целый ряд игроков: Олег Слюсар, Игорь Миронов, Анатолий Гоняный, Александр Бугров, Григорий Дрожжин — выполняют такие удары достаточно хорошо. Но лишь в тех случаях, когда располагают большим промежутком времени для проведения удара.
Штрафные же удары, с которых мяч идет по воротам, лишь Бугров пробивает с завидным хладнокровием, принося своей команде очень важные, порой решающие очки на самых последних минутах ответственных матчей. Остальные же зачастую не могут реализовать даже, казалось бы, стопроцентные голевые ситуации, лишая победы свои команды.
Резко сдали такие «пенальтисты», как Владимир Бобров, Павел Берзин. А ведь доказано, что ни за что не занять команде высокого места в любом турнире, если она не имеет в составе искусного бомбардира, мастера штрафных ударов. До 55—65% очков обычно вносят такие игроки в актив команды за матч. Их удачная игра придает уверенности партнерам, создает хороший настрой у всей команды.
От каждого игрока вообще, а от членов сборной страны в особенности требуются тонкое понимание и оценка ситуации, складывающейся на поле в любом матче. Сообразуясь с ней, он и принимает то или иное решение в каждом игровом эпизоде. Ошибки же здесь не прощаются.
В первом тайме матча со сборной Румынии создалась ситуация, как нельзя более благоприятная для открытия счета нашей командой. Советские нападающие, владея мячом, атаковали вблизи «мола» соперников. Они же могли бы и завершить атаку. Однако еще более предпочтительной была позиция у трехчетвертных. Когда мяч попал в их линию, достаточно было сделать всего лишь одну передачу, чтобы сразу три наших игрока беспрепятственно устремились к зачетному полю соперника. Но наш центральный трехчетвертной Михаил Паршин вместо быстрого паса одному из освободившихся игроков вдруг передал мяч в центр, потерял темп и был остановлен набежавшими соперниками. Вот она, цена неправильной оценки игровой ситуации.
Большинство игроков сборной СССР оказывают в течение всего матча умелую, активную поддержку партнерам, владеющим мячом. Это означает, что тренеры нашли тот оптимальный режим подготовки, в результате которого их регбисты выходят на поле в хорошей физической кондиции.
В заключение о тактике сборной СССР. В регби наиболее эффективным тактическим элементом нападения справедливо считается прорыв по центру поля. Если же команда раз за разом стремится прорвать оборону соперника на флангах, это только облегчает тому игру в защите. Все это, казалось бы, хорошо известно. Тем не менее в матче со сборной Румынии в Бухаресте наши регбисты, владея мячом на протяжении всего второго тайма, только один раз совершили прорыв по центру, пройдя с мячом добрых 35 метров. И дело сразу же едва не закончилось заносом.
Уверен, что держи наша команда центр румынской сборной в постоянном напряжении, результат этого матча мог бы быть иным. Значит, надо неустанно наигрывать на тренировках этот важный тактический элемент, чтобы он из отдельных эпизодов превратился в постоянно действующее оружие наших регбистов.