По словам всех, кто видел игры 39-го чемпионата мира по настольному теннису, на турнире явственно проглядывался силуэт пяти олимпийских колец. Спортсмены выходили к столам, установленным в огромном зале Дворца спорта Индиры Ганди в Дели, думая об Олимпиаде-88, на которой состоится дебют этого вида спорта в программе олимпийских игр.
Рассказывает Борис ШАФИР, заслуженный тренер УССР:
— Американцы никогда еще в настольном теннисе громко о себе не заявляли. Но хорошо известно, насколько тщательно готовятся они к олимпиадам по всем видам спорта вообще. Приглашение китайского тренера для работы со сборной США по настольному теннису говорит о многом.
Но лидер команды, Боган, чья фамилия фигурирует в мировой классификации, в Дели не приехал. Воз можно, он готовится к Олимпиаде по индивидуальному плану. Но как бы то ни было, а матч с командой США трудных вопросов перед нами не поста вил. Как, впрочем, и остальные встречи в предварительной подгруппе.
Этого не скажешь о следующей стадии чемпионата, в которой борьбу за награды продолжали 16 команд. На легкую жизнь рассчитывать не приходилось и все-таки можно было пожелать себе подгруппу, составленную из менее титулованных соперников сборные Польши и Югославии — из лидеров европейского настольного тенниса. Играть предстояло именно с ними.
Покривил бы душой, если б сказал, что наша мужская команда рассчитывала пробиться в финальный квартет делийского чемпионата мира. Но о месте в восьмерке думали, и не без оснований: за два года, прошедших с последнего чемпионата в Гётеборге, мастерство наших ребят выросло. Оставалась малость — выиграть хотя бы у одного из двух фаворитов, которые два года даром времени также не теряли.
Андрей Мазунов выиграл все три встречи у поляков, в том числе у их лидера Анджея Груббы. И я, как тренер Владимира Дворака, и мои коллеги — тренеры сборной очень рассчитывали, что он сумеет поддержать рывок Андрея. Право на поездку в Дели Дворак получил, уверенно проведя последний чемпионат страны и завоевав на нем серебряную медаль. Да и здесь, уже в личном турнире, был близок к победе над именитым японцем Миязаки. Но это будет потом. Пока же ему надо было выиграть у Лешека Кухарски. Увы...
Надеялись мы и на Игоря Подно-сова во встрече со Стефаном Дрыша-лем. И здесь осечка. Впрочем, все это уже детали, будем объективны: теннисисты Польши сегодня сильнее наших.
В газетных отчетах с чемпионата промелькнуло сожаление по поводу того, что мы не выставили в командных соревнованиях юного Диму Мазу-нова. Подтекст сожалений ясен: «Если уж не выиграть, то хоть молодых проверить». Но Дима поехал на чемпионат мира буквально с «третьим звонком», его дозаявили и в команде выступать он не мог. Правда, в любом случае матч со сборной Польши не был тем полигоном, который пригоден для экспериментов.
Все, казалось бы, складывалось удачно для нашей команды во встрече с югославами. Мазунов обыграл Зорана Примораца. Дворак взял верх над одним из сильнейших теннисистов Европы экс-чемпионом мира Зораном Калиничем. Но, к сожалению, на этом наши успехи и закончились. Пришлось вести борьбу за 9—12-е места.
Хозяева чемпионата пригласили для подготовки сборной югославского тренера. В итоговой таблице гётеборгского чемпионата команда Индии стояла на семь ступенек выше нас. В Дели же преимущество наших ребят над ней было бесспорным — 5:0.
Но тут на нашем пути встала сборная Южной Кореи, победитель последних Азиатских игр, где она обыграла и «самих» китайцев. Не на шутку разозленные неудачами во встречах с командами Швеции и Тайваня, теннисисты Южной Кореи предельно мобилизовались на встречу с нами...
В матче со сборной Англии мы выиграли 11-е место. Конечно, после 19-го на предыдущем чемпионате какой-то прогресс есть, но...
Будем смотреть правде в глаза: в личном турнире наши мужчины еще не готовы сражаться на равных с соперниками. Я уж не говорю о безраздельной гегемонии здесь китайцев: начиная с четвертьфинала турнир этот превратился в матч КНР — сборная остального мира. Но для победы и над таким соперником, какой достался Двораку (помните: японец Миязаки?), нужна прежде всего убежденность в самой возможности этой победы Владимира не пугала ни азиатская манера игры соперника, ни его мощные подачи и столь же мощные атаки, но вот убежденности в победе недоставало.
На общем фоне выступления 20-летнего Андрея Мазунова произвело впечатление. За выход в число 16 сильнейших Андрей победил чемпиона Европы шведа Юргена Перссона. Остановил же его в четвертьфинале опытный турнирный боец Анджей Грубба. В утешение Грубба предсказал, что уже в следующем году Мазунов станет сильнейшим в Европе. Что ж, его бы устами...
Выступление нашей женской команды комментирует заслуженный тренер СССР Николай НОВИКОВ:
— Еще один чемпионат мира прошел под знаком подавляющего превосходства мастеров маленькой ракетки из КНР — 6 золотых медалей из 7 разыгрывавшихся! В женском турнире из посланцев Европы лучше всех смотрелись Чилла Баторфи и Эдит Урбан из Венгрии. Сейчас в спортивных играх, в баскетболе например, все чаще успеха добиваются спортсменки, овладевшие манерой игры, близкой к мужской. Так вот, сериями ударов, сочетающих силу и сложность, подачами, двусторонними топ-спинами игра спортсменок из сборной Венгрии очень близка к мужской манере.
Последнее время наши девушки никак не могут справиться с ними. И в Дели именно они преградили нашей команде путь в квартет сильнейших. А в борьбе за 5-е место сборная СССР уступила команде КНДР и, таким образом, сделала шаг назад по сравнению с предыдущим чемпионатом мира.
Чемпионат Европы в Праге вроде бы обнадеживал: одна золотая и две серебряные медали. Но вспомним, это было достижением двух спортсменок — Флюры Булатовой и Елены Ковтун. Сейчас же и к ним у нас есть претензии, и к моей воспитаннице Валентине Поповой. Против европейских теннисисток они играют уверенно, во встречах же с азиатскими эта уверенность исчезает неизвестно куда.
Тревожит и другое. Прежде все время в нашем женском настольном теннисе загорались если не «звезды», то «звездочки», богат он был талантами. А сейчас те, кто за Булатовой, Поповой, ну, пусть еще Ковтун, размещаются всегда за чертой призеров всесоюзных чемпионатов и, похоже, весьма этим довольствуются. Кому же дерзать?