Приближающийся апрель — время, когда в настольном теннисе, по традиции проводятся венчающие сезон соревнования — чемпионат Европы (по четным годам) либо чемпионат мира (по нечетным). 5 апреля в Праге будет поднят флаг очередного, 15-го европейского форума малого тенниса.
В преддверии столь ответственных соревнований разговор о том, с чем подходят к ним игроки СССР, обычно не ведется. Вот, когда выступят хорошо, — воздаем должное, при неудаче — критикуем. А может быть, есть смысл поговорить «до того»? Что может нас ожидать в Праге?
Когда пишутся эти строки, нет еще возможности назвать точные составы мужской и женской команд страны: известно лишь, что в первой выступят пятеро, а во второй — четверо спортсменов и спортсменок.
Состояние дел в нашем настольном теннисе в последние годы нередко подвергалось критике вполне справедливой. В основном она была направлена в адрес мужчин. Последнее достижение мужской сборной страны — бронзовые медали мирового чемпионата — датируется 1973 годом. Еще дважды «бронза», но европейского масштаба доставалась теннисистам СССР на чемпионатах 1976 и 1978 гг. В последующее семилетие на мировых чемпионатах команда СССР, выступая, конечно, в различных составах, занимала места с 7-го по 19-е, на европейских — с 6-го по 9-е. В 1983 году команда выбыла из первой категории во вторую, два года спустя не смогла вернуться в первую, другими словами, не попала в число двух лучших команд второй категории.
На последнем факте надо остановиться подробнее. Для выхода в первую категорию сборной СССР, как выяснилось в ходе чемпионата, надо было выиграть матч с командой ФРГ, но сделать это ей не удалось. А на год раньше на европейском чемпионате в Москве теннисисты СССР уверенно победили тех же соперников.
В сборной СССР к второму матчу остался только Мазунов, у соперников был заменен только ветеран Лик. Во втором матче наши теннисисты вели 4:3, но взять решающее очко так и не смогли. Разные причины неудачи приводили потом очевидцы матча Одни утверждали, что с ответственностью решающей встречи не справился Розенберг, другие — что лидер Мазунов не принес три очка из трех и т. п.
Никак не могу согласиться со второй версией. И прошу извинения у читателя за цитирование самого себя, отметившего более года назад, в статье об итогах московского чемпионата Европы в журнале «Спортивные игры», что Мазунов — наш лидер, но он юн, и бремя лидерства первое время может оказаться ему не по плечу. В этом не было открытия: ведь Андрею только в последний день марта исполнится 19 лет. В то же время, если вообще может идти речь о появлении у нас в последние годы игроков международного класса, то здесь прежде всего надо назвать Андрея Мазунова.
В течение трех предыдущих сезонов, на двух чемпионатах мира и одном — Европы, в составы сборной мужской команды СССР входили девять теннисистов — И. Солопов, В. Шевченко, В. Дворак, М. Овчаров, И. Подносов, И. Минкевич, А. Мазунов, Б. Розенберг, А. Стадниченко, пятеро из которых в разные годы становились чемпионами страны, еще трое — призерами чемпионатов СССР, и, стало быть, усомниться в правильности подбора состава особых оснований нет. Так что придется признать, к великому сожалению, что уровень мастерства наших теннисистов весьма невысок. При этом следует отметить, что приведенный перечень имен, весьма вероятно, являет собой большинство (если не всех) участников предстоящего европейского чемпионата. А где же новые мастера?
Причин сложившегося положения немало. Есть они, скорей всего, и в системе подготовки игроков, и в невысокой квалификации тренерских кадров, в характере и отношении к делу самих теннисистов. Думается, однако, что не последним фактором здесь являются, так сказать, потери на «переправах». Что же имеется в виду?
Вот уже три десятилетия ежегодно проводятся юношеские первенства Европы. И на протяжении почти всей их истории теннисисты СССР, как правило, были либо среди призеров, реже — на верхней ступени пьедестала почета в том или ином виде соревнований. Другими словами, длительный период показал, что в подготовке юных игроков мы никому в Европе не уступаем. Но что происходило с этими победителями и призерами дальше, при переходе в категорию взрослых? Большинство медалистов в дальнейшем становились самыми обыкновенными середнячками. Серьезной перестройки тренировочного процесса, изменения отношения к делу и как следствие роста мастерства теннисистов не происходило. Думаю, что Мазунов в этом плане — исключение. Похоже, что он и его наставник заслуженный тренер РСФСР из Горького Михаил Носов не возводили в ранг великих достижений победу Андрея в 1981 году в первенстве Европы среди младших юношей, а пошли в своей работе по восходящей линии: в 1983 году Андрей стал уже бронзовым призером среди старших юношей континента, в 1984-м выиграл взрослый чемпионат СССР, получил бронзовую медаль на взрослом чемпионате Европы, вошел в европейскую «элиту», а летом того же 1984 года обыграл всех соперников и стал первой ракеткой Европы среди старших юношей.
Пытаюсь вспомнить нечто аналогичное из прошлого, но... кроме Гомозкова, Сархаяна и Строкатова ничего не припоминается. Но ведь именно это же трио и оказалось в 1973 году в шаге от золотых наград мирового чемпионата и получило там бронзовые медали.
В прошлом году на европейском юношеском первенстве среди младших юношей победил брат Андрея — Дмитрий. А за год до этого их тренер Носов высказал предположение о том, что Дима будет еще более интересным теннисистом, чем старший брат. В любом случае хочется, чтобы оба они прогрессировали. И еще, у Носова есть и Дима Гусев, который вместе со своим тезкой выиграл в прошлом году командный чемпионат Европы среди младших юношей. Как жаль, что пока их нельзя всех троих поставить в одну команду.
Я бы мог назвать несколько десятков фамилий теннисистов, которые в течение двух предыдущих десятилетий привозили с европейских юношеских первенств медали разных достоинств, но в дальнейшем о них не было слышно. Кое-кому, правда, удавалось сверкнуть во взрослых соревнованиях внутреннего календаря, участвовать и в официальных международных соревнованиях. Но не более.
Потери оказывались слишком велики, а отдача от всего того, что вкладывалось в подготовку юных, слишком мала. И об этом пора всерьез подумать и Всесоюзному тренерскому совету Федерации настольного тенниса СССР, и Управлению спортивных игр Спорткомитета СССР.
Ну а теннисистки? Ведь у них в предыдущее десятилетие был лишь один серьезный сбой — в 1982 году потенциально сильнейшая команда в Европе оказалась только на 5-м месте, правда, в основном из-за тренерских просчетов. Во все же остальные годы (1976—1985) наша женская команда либо побеждала на европейских, либо оказывалась лучшей среди европейских команд на мировых чемпионатах: дважды — в 1977-м и в прошлом году была второй на чемпионатах мира среди сборных европейских стран, и лишь однажды, в 1978 году заняла на чемпионате Европы 4-е место (тогда в команде было сразу три дебютантки из четырех). Так что, значит, и ныне все в порядке? Оказывается, нет.
Еще на пленуме Федерации настольного тенниса СССР в июне 1981 года раздавались голоса, призывавшие к тому, что пора нашим теннисисткам выходить на качественно новую ступень, соперничать с сильнейшими теннисистками Азии. Призыв остался призывом. И в прошлом году команда сделала хотя и небольшой, но все же шаг назад, пропустив вперед на чемпионате мира европейскую команду — сборную Голландии.
В Праге в нашей команде (скорее всего по семейным обстоятельствам) не будет В. Поповой и Н. Антонян. Что и говорить, ослабление серьезное. В то же время в последние годы неоднократно приходилось слышать, что у нашей женской сборной сильный резерв. Сегодня надо откровенно сказать, что жизнь опровергла этот тезис. В первой половине нынешнего сезона в различных международных соревнованиях помимо вице-чемпионки Европы Ф. Булатовой выступали С. Ларина, А. Захарян, И. Яворовская, Ф. Хасанова и Р. Тимофеева. И никому из этой пятерки не удалось доказать способность на равных бороться с сильнейшими теннисистками Европы. Более того, кроме Захарян, уже пять раз игравшей в составе сборной СССР на чемпионатах мира и Европы (правда, все пять раз — далеко не на первых ролях), все остальные либо вообще не имеют опыта выступлений в турнирах такого уровня, либо, как Яворовская, лишь однажды были в составе команды.
Словом, мало вероятно, что в отсутствие Поповой и Антонян лучшая команда континента последнего десятилетия сможет и теперь претендовать на награды чемпионата Европы. Солидным резервом сборная женская команда страны не располагает. И здесь приходится признать, что, хотя и в меньших масштабах, потери на «переправах» также имели место. Вот, к примеру, только за пять предыдущих лет в призерах и победителях европейских юношеских первенств побывали И. Запевалова, Р. Дьяченко, И. Данилявичюте, Е. Ковтун, Е. Вечерок. Но никому из них не доверялось выступать в сборной женской команде СССР. Конечно, можно понять тренеров,что при наличии Поповой, Антонян и Булатовой искать «добра от добра» не имело смысла. Думать же о будущем, о смене следовало: «обстреливать» юных во взрослых соревнованиях рангом ниже, чем чемпионаты Европы и мира.
Конечно, и у игроков и у тренеров есть свои проблемы. Не все они решены. Ну, к примеру, до сих пор сборные команды страны не имеют своей постоянной тренировочной базы.
Было время, проблемой был дефицит инвентаря и скудность календаря международных соревнований. В прессе даже были отдельные высказывания, что нехватка накладок на ракетки — одна из причин провала наших теннисистов. Но вот уже несколько лет, как игроки сборной не испытывают дефицита в инвентаре. Иное дело, когда речь о качестве и количестве инвентаря для массового потребителя: ни то, ни другое не выдерживает критики и по сей день.
Ну а календарь международных соревнований? Здесь однозначно не ответишь. Если сравнить его с тем, что было лет 5—7 назад, то прогресс несомненен. Теперь в ежесезонном перечне международных и открытых чемпионатов европейских стран вот уже примерно 3—4 года наши теннисисты выступают по полной программе. Чаще стали выезды сборных команд союзных республик. Да, играем с нашими соперниками куда чаще, чем раньше, но достаточно ли? Вот уже третье десятилетие в Европе проводятся клубные кубки, а наши теннисисты в них не участвуют. А зря, поскольку во многих европейских странах в клубные команды собрали ведущих игроков, таким образом, «сборники» получили дополнительные возможности проверять себя в официальных турнирах, узнавать, чем «дышат» соперники.
Без малого два десятилетия назад Федерация настольного тенниса СССР была одним из инициаторов проведения первенства Европейской лиги. Популярность этих соревнований росла год от года, и ныне существуют уже высшая (суперлига), первая, вторая и третья лиги. А сборная СССР вот уже три сезона как не выступает в этом престижном турнире. И опять-таки поводом стали неудачи: сначала потеряли место в суперлиге, затем не смогли вернуться в нее из первой, после чего взяли, с эдакой легкостью, и... самоисключились. Так, может быть, не участвовать в командной части мирового чемпионата у мужчин? Скажете, абсурд? Да, но не больший, чем в примерах с кубковыми соревнЬваниями и с лигой. А ведь именно в них могла открыться дополнительная возможность «обстреливать» ближайший резерв.
С 1963 по 1977 год у нас в стране ежегодно проводился международный турнир. Затем эти соревнования исчезли из календаря,чтобы возобновиться в 1982 году. Теперь турнир имеет солидного «патрона» в лице газеты «Советская культура». Но не грозит ли участь предшественника новому турниру? Ведь интерес со стороны зарубежных участников к турниру постепенно падал и привел к тому, что он по существу превратился в чемпионат СССР (после чего и прекратил свое существование). В чем же дело? Ни тот давний турнир, ни нынешний не включались пока в официальный календарь ЕТТУ (Европейского союза настольного тенниса). Турнир не оказывает никакого влияния на классификационные показатели теннисистов. К тому же проводится он в неудобные сроки, подчас перехлестывая входящие в календарь ЕТТУ соревнования. В прошлом году, к примеру, наш турнир начался в день очередного тура Европейской суперлиги (11 декабря), а завершился через день после очередного тура в первой лиге (15 декабря). Таким образом, от приза «Советской культуры» были разом «отрезаны» ведущие игроки 17 стран Европы. И получается, что Федерация настольного тенниса СССР — хозяин турнира, а максимальную пользу от него извлекают гости. Каким образом? Присылают своих юных игроков, резервные составы сборных. И если еще наши юные теннисисты что-то получают от участия, то взрослые очень мало. Мириться с этим нельзя. Прав один из ведущих деятелей ЕТТУ и французской Федерации настольного тенниса Ж. Девис, который в ответе на приглашение игрокам Франции в прошлом году подчеркнул, что его федерация, учитывая добрые отношения, приняла решение участвовать (она прислала второй состав), а в дальнейшем рекомендует включить турнир в календарь ЕТТУ. Так неужели же нам надо ждать таких рекомендаций со стороны?
Рамки статьи не позволяют подробно остановиться на других проблемах, «реестр» которых значителен. Но все их надо решать. Не следует забывать, что не за горами первый в истории настольного тенниса олимпийский турнир. А это — еще в большей степени обязывает навести порядок в хозяйстве нашего настольного тенниса.