Не найдется, наверное, ни одного москвича, который бы или сам не ездил в них, или с интересом не провожал взглядом эти быстро мчащиеся автобусы с надписью «Для авиапассажиров». За год они перевозят 13 миллионов пассажиров. Что и говорить, внушительная цифра.
Мне довелось побывать дома у этих красавцев «Икарусов». «Живут» они все, как один, а это большая семья — 450 машин, в Лихоборах, в московском автокомбинате № 3. Часть их была на маршрутах, часть ожидала своей очереди в парке. Рядом стояли громадные цистерны со сжиженным газом, гиганты-лесовозы. Большов хозяйство у 3-го комбината, не зря же он является головным предприятием объединения «Мосснабпромтранс».
Мы условились о встрече в парке со старшим инструктором объединения Валерием Петровичем Масловым. А для меня просто Валерием, ибо знаю его давно, еще по Второму часовому заводу, коллектив физкультуры которого он возглавлял в течение ряда лет. Успехи заводской регбийной команды мастеров «Слава» тесно связаны с именем Маслова.
Впрочем, имя его и сейчас прекрасно известно в регби. Он познакомился (или, говоря его словами, «прирос» к нему) с овальным мячом еще в 1962 году. Ради него оставил школу братьев Знаменских, где под руководством тренера Евгения Аракеляна, призера чемпионатов СССР, а ныне проректора ГЦОЛИФКа, занимался бегом на средние дистанции, столь любимые Серафимом и Георгием Знаменскими. На 800-метровой выполнил норму кандидата в мастера спорта.
«Виноват» во всем был один из пионеров нашего регби и страстный его патриот Анатолий Михайлович Тимошенко. Так уж случилось, что оказались они соседями с Масловым. Он все присматривался к парню, а потом стал уговаривать: «Ты рослый, крепкий, нам бы такого в схватку». Нам, московскому «Спартаку», который в то время диктовал регбийную моду, состязаясь с МВТУ, МАИ, «Трудом».
В конце концов Валерий попробовал и... больше с овальным мячом не расставался. Верен остался только своему клубу «Спартак». Другое дело, что команду его преобразовывали. Называлась она и «Мосфильмом», а потом, в году 1968-м,была преобразована в ВВА, ту самую ВВА, которая теперь прочно в чемпионах страны ходит.
И здесь Маслов получил звание кандидата в мастера спорта — за победу в чемпионате России. Игравшие с ним нынешний старший тренер молодежной сборной страны Анатолий Тимошенко, тренер «Спартака» Василий Куликов, тренер детского клуба «Фили» Владимир Болдырев, наставник женской команды мастеров «Спартака» по хоккею на траве Геннадий Берендюхин год спустя стали чемпионами СССР и мастерами спорта, но Валерия к тому времени заставила оставить поле тяжелая травма.
Высоких званий же он добился на судейском поприще. Судил матчи ведущих команд и в нашей стране, и за рубежом. Вот уже добрых полтора десятка лет арбитр всесоюзной категории Маслов является главным судьей первенств СССР среди команд 1-й группы и группы Б высшей лиги. Знать, успешно справляется со своими обязанностями, ведь каждый сезон кандидатура главного утверждается заново.
Теперь вот Маслов вернулся на круги своя, то бишь в родной «Спартак» — все автомобилисты ведь спартаковцы, но окунулся с головой в новую среду. Среду, как он сам говорит, особую, в основном шоферов с их спецификой работы и соответственно образа жизни «на колесах».
— Круглосуточные перевозки авиапассажиров, частые ночные рейсы, все это требует опытных, тренированных рук, крепкого здоровья, — говорит Маслов, — Хорошо, что и сами автомобилисты прекрасно понимают, что первые им помощники — физкультура, спорт.
Да, здесь уяснили себе, что в претворении в жизнь постановлений партии и правительства о борьбе с пьянством, об организации досуга трудящихся и здорового образа жизни большая роль отводится спорту.
И еще одну «нагрузку», специфическую для этой профессии, возлагают здесь на спорт. Не секрет, что только один процент от общего количества шоферов остается на работе после достижения пенсионного возраста. И на автокомбинате поставили задачу продлить трудовую жизнь водителей. Называют даже цифру — на 8—10 лет. Именно с этой целью начали строить собственный бассейн на шесть дорожек с двумя прыжковыми вышками и «лягушатником», с комнатой здоровья, тренажерами, восстановительным кабинетом.
Надеются закончить стройку в кратчайшие сроки. Порукой тому — отношение ко всему, что касается спорта, руководителей. Ведь во многом благодаря инициативе генерального директора объединения «Мос-снабпромтранс» Иосифа Ильича Фрумина на автокомбинате построен трехзальный спортивно-культурный комплекс. Этот человек в 60 лет сдал нормы ГТО на «Золотой значок», да и сейчас, в свои 70 неравнодушен к спорту.
Он так и говорит: «Спортбаза есть, ваше дело — загружайте». И автомобилисты «загружают». Есть где развернуться теперь любителям многих видов спорта и в первую очередь — спортивных игр, к которым здесь относятся с особой любовью.
На нижнем этаже — зал тяжелой атлетики, предмет особой заботы директора спорткомплекса Владимира Печенина, мастера спорта именно по этому виду. Водители тяжелых машин любят «железную игру», и с утра до вечера из зала доносятся ее отголоски — специфический грохот штанги, когда ее бросают с поднятых рук.
Второй этаж отдан волейболистам, здесь же занимаются группы ритмической гимнастики. В волейбол играют не только водители или слесари, но и члены их семей — жилой дом для них построен прямо рядом с автокомбинатом. В частности, здесь прекрасно налажены занятия детской волейбольной секции.
О детях на комбинате — забота особая. Инструкторы физкультуры Алексей Зобов и Дмитрий Мухин тренируют юных волейболистов. В группах у них занимаются около четырех десятков ребят, среди которых и детвора из подшефной ДЭЗ-6 Тимирязевского района столицы. А вот футбольное поле приходится арендовать.
«Мы бы построили и свой стадион, — говорит Маслов. — Да уж слишком забиты некогда пустынные Лихоборы. Ну ничего, рядом — известный стадион «Наука», который и предоставляет нам футбольное поле и хоккейные площадки. Можем в случае надобности съездить и подальше, благо с транспортом, как вы понимаете, проблем у нас нет».
Любят спортивные игры и рабочие комбината. В минувшем году волейбольная команда его победила во всех соревнованиях, в которых участвовала: на первенствах МГС «Спартак», отраслевого совета профсоюза рабочих автотранспорта и шоссейных дорог, Тимирязевского района. Тон в команде задают уже знакомые нам Зобов и Мухин. Играет за нее и заместитель генерального директора объединения по пассажирской службе Владислав Басс. Ему за 40, но он еще и чемпион объединения по настольному теннису, а вместе с мастером авторемонтных мастерских ударником коммунистического труда Павлом Фильжаком выиграл второе место и на первенстве отраслевого совета по этому виду спорта.
Волейбол же вообще является здесь, так сказать, профилирующим спортом. Именно на базе 3-го автокомбината создана команда «Спартак», выступающая на первенствах Москвы среди спортклубов по 1-й группе. Автомобилисты нацелились на призовое место, хотя добыть его в борьбе с такими соперниками, как МАИ, «Москвич», «Луч», «Рассвет» очень и очень нелегко.
Не хотят отставать от волейболистов и футболисты комбината. Они также стали чемпионами и своего отраслевого совета, и Тимирязевского района Москвы. Тренирует их на общественных началах слесарь цеха диагноситки ударник коммунистического труда Юрий Лукьянов. Он тренер играющий, причем играющий неплохо. Передовики производства, чьи фотографии не снимаются с Доски почета, водители Валерий Хусаинов и Срегей Петрухин — одни из лучших и на футбольном поле.
Ну а зимой, понятно, процветает хоккей. Хоккеисты, которых возглавляет слесарь ударник коммунистического труда Марат Газин, также ходят в призерах на первенствах и района, и отраслевого совета. Правда, маловато среди них водителей — мешает им регулярно тренироваться, а особенно выступать в календарных матчах, сменная работа.
Так живет дружный коллектив шоферов «Икарусов» и других рабочих 3-го автокомбината.
— Мастеров спорта у нас нет, — говорит в заключение Маслов. — Зато только за 1985 год мы подготовили 360 спортсменов массовых разрядов, 430 человек сдали у нас нормы ПО. Гпавным же выигрышем было здоровье рабочих.