Еще сравнительно недавно, каких-нибудь лет 8—10 назад, говоря о городошном спорте, поклонники этой народной игры точно знали: центром, где наиболее ярко и полно развиваются городки, является черноморская здравница Евпатория. На страницах «Спортивных игр» не раз говорилось об этом, но, думается, сегодня, именно сегодня, следует вновь напомнить, как все начиналось...
...Демобилизованный из Армии старшина Абрам Борисович Файнгольд, иркутянин, волею судеб поселился в этом небольшом городке. До войны был он неплохим конькобежцем, встречался на ледяной дорожке с лучшими скороходами страны, но, оказавшись в Евпатории, понял: здесь не разбежишься, даже и в футбол сыграть, что тоже умел неплохо, не с кем. Курорт, кругом сестры, санитарки, официантки. И еще разнорабочие здравниц. Причем значительная часть этого контингента, отдыхая по вечерам, свободное время проводила в точно установленном месте — у пивного павильона, близ автоматов с «красным».
Вот здесь-то и разбил свой спортивный центр Файнгольд. Вернее — начертил. Городошный квадрат, ограничительные линии кона и полукона. И стал играть. Выбивать фигуры, что можно делать и одному, хотя, конечно, что же это за игра — в одиночестве? Только недолго так продолжалось. Удивленные непрошенным вмешательством любители пива и «красного» вскоре сами взялись за биту. «Мы тоже не лыком шиты!» Да так и пошло дело.
Тесно стало у павильона — переместились в приморский парк, где автоматов с «красным» уже не было, да о них в азарте городошных сражений уже и не очень-то вспоминали, а потом и вовсе забыли. Образовался сильный коллектив заядлых городошников, притягивающий к себе все новых и новых людей. Прежде всего — ребятишек, для которых выбор спортивных увлечений в небольшом городке был крайне ограниченным.
Сегодня в Евпатории есть Дворец спорта, где работают различные спортивные секции, есть стадион, работает первая и пока единственная в стране детская школа городошного спорта.
Этот живительный процесс продолжается и ныне, больше того — набирает силу. Приоритет за Евпаторией остается, но сегодня уже в ряд городошных центров поднялись несколько населенных пунктов. За исключением Воронежа, где пусть не школу, пусть спортивный городошный класс организовал педагог мастер спорта Леонид Анискин, это, как правило, небольшие города, даже поселки. Станица Павловская в Краснодарском крае, городошники которой, возглавляемые Владимиром Курочкиным, победили на юношеском первенстве страны. А третьим призером чемпионата стали спортсмены белорусского города Молодечно из секции Александра Сучко. Интересно работает в Коврове Рудольф Каравай-кин. Судья всесоюзной категории, он побывал на многих крупных турнирах. Судил игры. Теперь взялся за тренерскую и организационно-массовую работу. Стремительно поднимаются, выходят в лидеры городошники Приозер-ска, районного центра Ленинградской области, расположенного на берегу Ладожского озера. И опять присмотримся: где оно, начало начал?
В 1978 году основал свою юношескую секцию в Приозерске демобилизованный солдат Виктор Торочков. Восемь ребят записались в нее и семь из них стали мастерами спорта (сейчас их, кстати, в Приозерске 12). При всем при том, что Торочков ни тренером, ни даже спортивным педагогом не был.
Секция набирала силу, поднимал голос и Торочков. Его уже не удовлетворяли ни деревянные, ни бетонные квадраты, подавай металлические. Но «подавай» — это только так говорится. Все здесь делалось руками самих городошников. И вот сегодня маленький Приозерск имеет такую городошную базу, которой позавидуют — и здесь нет никакого преувеличения — знаменитые столичные Лужники.
Четыре прекрасных площадки на открытом, с трибунами корте. Корт крытый представляет собой панельный зал, в котором на двух современных площадках городошники могут тренироваться круглый год. Но и этого мало. Приозерцы приобретают выпускаемый в далеком Ташкенте надувной манеж и там сооружают еще три площадки.
Собственно, манеж этот вместе с панельным залом сейчас превратился уже в универсальный комплекс, в котором рядом с городками развиваются волейбол и баскетбол, аэробика и настольный теннис. Так в парке Приозерска и вырос культурно-спортивный комплекс. Да-да, 12 марта 1986 года он официально получил это свое наименование: культурно-спортивный.
Всякое доброе дело находит у нас всемерную поддержку. И чтобы придать новые силы спортсменам Приозерска, помочь им обогатиться передовым опытом ведущих мастеров, 44-й чемпионат страны по городошному спорту было решено провести в Приозерске.
На состязания приехало всего 32 мастера биты. Немного? Ведь мастеров спорта, посвятивших себя городкам, у нас куда больше. Но столь небольшое количество участников объясняется тем, что на чемпионат приглашались лучшие из лучших по специальному списку Спорткомитета СССР. А это, в свою очередь, было вызвано тем, что нынешний чемпионат носил в большой мере экспериментальный характер: на нем впервые испытывались новые фигуры.
Из года в год выбивали мастера биты из своих квадратов, сначала земляных, потом деревянных, бетонных, наконец, металлических, одни и те же фигуры: «колодцы», «вилки», «звезды». Так было на 43 чемпионатах страны. Но вот, придя на последний тур чемпионата 44-го, зрители Приозерска, а они уже достаточно искушены в городках, не увидели названных фигур вовсе, а место привычной «артиллерии» заняла вроде бы похожая, но, так сказать, качественно новая «катюша». Правда, старое «пулеметное гнездо» соседствовало с новым «автоматом», но, в общем-то, 8 из 15 фигур были совершенно новыми.
Мало того, нарушился прежний, казалось, незыблемый порядок их выбивания: фигуры стоячие чередовались теперь с фигурами лежачими.
Наконец, организаторы нынешнего чемпионата разрешили в самом неприкосновенном «письме» выбивать городки в абсолютно произвольном порядке.
И электросварщик из заполярного Мурманска Николай Никитин за два игровых дня трижды кряду справлялся с «письмом» всего двумя битами — такого не было за всю историю городков! Для городошника это все равно, что, скажем, установление мирового рекорда в любой из спортивных дисциплин. Мало того, получив возможность одолеть самую сложную фигуру всего двумя битами, городошники наконец-то смогут внести поправку и в давно достигший своего потолка абсолютный рекорд — 17 бит на 15 фигур.
Казалось, кому же еще, как не Никитину, и замахнуться на этот рекорд? Поначалу все вроде бы к тому и шло. Никитин после двух игровых дней опережал ближайших соперников — москвича Геннадия Скаткова и рижского шофера Александра Чубукова на три биты, а украинца, шофера из Евпатории Сергея Ильина (запомним это имя) даже на четыре.
Но, видно, не так просты оказались новые фигуры. Экономя биты на «письме», мурманский мастер в последний день допустил явный перерасход их именно на новых фигурах.
В результате не только рекорда не получилось, но так явственно замаячившая было перед ним золотая медаль (впервые он завоевал ее 10 лет назад) обернулась лишь «серебром». А чемпионом страны стал — уже во второй раз — Сергей Ильин. Скатков сумел удержаться на третьем месте, поддержав хотя бы таким образом марку городошников столицы, которых представлял на чемпионате в единственном числе.
Ну а что же сами новые фигуры? На того же Никитина, например, новинка особого впечатления не произвела. Он говорит: «Разве что зрителям она была интересной. Для нас самих практически мало что изменилось. Та же механика броска, однако напряжения все же побольше. Чуть-чуть ошибся, смотришь, городок остался в квадрате... Но это ж и раньше было...»
Ветеран городошного спорта, судья всесоюзной категории из Ленинграда Константин Егоршин был более категоричен: «Хорошо, что новинку не приняли, так сказать, келейно, а вынесли на суд общественности, апробировали на соревнованиях столь высокого ранга, как чемпионат страны. В чередовании стоячих фигур с лежачими есть прямой смысл. Ведь прежде, когда сначала выбивали подряд все стоячие, уже после этого можно было практически назвать победителя в партии. Фигуры лежачие выбивались уже для проформы. Теперь же ответственность возросла, до последней фигуры трудно предсказать, сколько бит будет в итоге».
Известный московский тренер, судья всесоюзной категории Евгений Косырев говорит так: «Мы заменили в первую очередь те фигуры, что изрядно поднадоели игрокам, такие, как «ракетка», «рак», «стрела», «самолет». Ведущие мастера выбивали их с одного удара от соревнования к соревнованию — где ж здесь было взять стимул для роста?»
Напомним: первым у нас в стране выбил 90 фигур 111 битами Сергей Ильин. Рекорд не засчитали (состязания были небольшого масштаба), но факт остается фактом — 111 бит на 90 фигур. Обладателем рекорда стал Вячеслав Фетисов, из-за болезни не участвовавший в чемпионате. Ну а третьим, кто достиг того же (111 на 90), был Николай Никитин.
Ильин и Никитин. Сильнейшие прежде, они сильнейшие и теперь, доказав тем самым, что только настойчивая тренировочная работа, поиски научно обоснованных методов в изучении броска, полета биты приносят успех.
И еще одно обстоятельство необходимо подчеркнуть. Новые фигуры можно менять на состязаниях различных масштабов. Для менее опытных городошников составлять одни комбинации, для мастеров — другие. У гимнастов, прыгунов в воду и ряда представителей других видов спорта каждое упражнение имеет свой коэффициент трудности. К тому же нацелены поиски новых путей в городках. А это значит, что старинная народная игра все больше и больше приобретает характерные черты атлетизма, присущие спорту современности.
Владимир Пашинин, Виктор Викторов, спец. кор. «Спортивных игр».