Наши читатели не раз обращались с просьбой рассказать о различных национальных спортивных играх. Так, о традиционных состязаниях в республиках Средней Азии хотят узнать В. Ишутин из Калининграда и С. Петушков из Хабаровска, о литовской игре ритинис просит написать М. Кравченко из Кокчетава. Другие читатели интересуются играми народов Закавказья и Севера. Начиная с этого номера мы будем рассказывать о национальных спортивных играх.
Больше ста народов, больших и малых, различных по языку, культуре, особенностям быта, населяют нашу громадную страну, и каждый имеет свое, только ему присущее спортивное лицо, у каждого есть свои народные игры и виды состязаний, иногда, впрочем, довольно схожие между собой.
Отсутствие жестких правил в народных играх облегчает условия их проведения. Тут могут быть использованы дворы, лужайки, водоемы, дороги, а также площадки и сооружения, предназначенные для занятий другими видами спорта.
Многие из этих игр доступны людям самого различного возраста: физические нагрузки ведь можно регулировать в соответствии с возможностями играющих, уменьшив или увеличив продолжительность игры, размеры площадки, вес инвентаря. Это подлинно массовый спорт — так как число участников правилами тоже не оговаривается.
На конях, с клюшкой и с мячом
Издавна большой популярностью пользовались различные спортивные состязания в Средней Азии и Казахстане.
Здесь, на бескрайних степных просторах, испокон веков обитали смелые наездники, с которыми мало кто мог сравниться в искусстве верховой езды, в силе, выносливости и смелости. В древности здесь жили скифы — саки и массагеты, позднее образовались казахская и киргизская нации, сохранившие любовь к верховой езде до наших дней.
Еще у древних саков существовал обычай проводить спортивные состязания по случаю заключения брака. Жениться юноша мог, лишь победив свою невесту в спортивном поединке.
Дошедшие до нас описания этих игр говорят о близости их современной конноспортивной игре кыз-куу («погоня за девушкой»). Эта веселая народная забава, всегда увлекающая зрителей, дошла до наших дней почти без изменений.
Соревнования по кыз-куу сейчас проводят так. К месту старта вызываются девушка и джигит, причем последний стартует сзади, давая сопернице преимущество в несколько метров. Начинается состязание. Джигит старается догнать всадницу и сорвать с ее рукава платок-повязку, чтобы получить приз. Девушка стремится уйти от преследования и быть первой на финише.
Одно из наиболее интересных конных состязаний в Средней Азии, требующее от участников силы и ловкости, выносливости и смелости, находчивости и прекрасного владения искусством верховой езды, — аударыс-пак, единоборство двух джигитов, во время которого каждый из его участников старается стащить или любым другим способом вынудить сойти с седла своего противника. Правилами соревнований в этом единоборстве предусмотрены три весовые категории: легкий вес — до 65 кг, средний — до 80 кг и тяжелый — свыше 80 кг. Большое значение имеет подбор коня для аударыспака. Наиболее подходящими для этого являются небольшие, но сильные и подвижные животные. Крупные и высокие лошади менее увертливы и для участия в этом состязании не годятся.
Возвращаясь с удачной охоты, кочевники-скотоводы устраивали соревнования-гонки: кто первый привезет в аул убитого зверя. Так родилась конноспортивная игра кокпар (козлодрание) — одна из самых массовых и популярных не только в Казахстане, но и в других республиках Средней Азии. У киргизов она называется улактарыш, у узбеков — улак, у таджиков — бузкаши. Все эти национальные варианты дают картину различных этапов развития одной и той же игры у соседних народов.
Раньше кокпар представлял борьбу за тушу козла, теперь же две команды ведут борьбу за лежащий на земле четырехугольный коврик размером метр на метр, кусок холста или каната.
В Таджикистане существует также пеший вариант этой игры, носящий название пиедакашак. Эта игра проводится обычно по случаю свадьбы или рождения сына на широком поле, стадионе. Участвовать в ней могут до 200 человек. Юноши и девушки играют отдельно.
В Средней Азии с древних времен увлекаются играми, напоминающими травяной хоккей. В Таджикистане, особенно в горных районах Памира, играют в чавгонбози. Эта игра имеет пеший и конный варианты.
Пеший чавгонбози очень похож на классический хоккей на траве, столь популярный в соседних Индии и Пакистане. Только в каждой команде здесь от 12 до 22 игроков. Играющим нужны клюшки и один жесткий мяч размером с теннисный из резины или кожи. В кишлаках часто играют самодельным мячом.
Как и в травяном хоккее, одна сторона клюшки — плоская, другая — слегка выпуклая, мяч можно вести и бить только плоской стороной клюшки. Стойки, палки, кегли или флажки, установленные на противоположных сторонах поля в 10—15 м от средней линии, изображают ворота. Расстояние между предметами 2—3 метра.
В пеший чавгонбози чаще всего играют мальчики-подростки, юноши и взрослые предпочитают его конный вариант. Игра в чавгонбози на лошадях (ее называют также гуйбози) напоминает конное поло.