Чем привлекает зрителей спортивная игра, будь то футбол, хоккей, волейбол, баскетбол или гандбол? Высокой техничностью спортсменов? Нет едва пи игровики превосходят в атом компоненте гимнастов или мастеров фигурного катания на льду. Может быть, быстротой бега игроков? Пожалуй, и не этим, ведь игрокам не угнаться за спринтерами-легкоатлетами. Безусловно, интересно наблюдать за единоборствами, за проявлением физической силы или духа командной спортивной борьбы. Но и в этом игровикам не уступят, скажем, борцы, штангисты, участники различных эстафет.
Скорее всего, главная привлекательность игры — в непредсказуемости ее течения, в разнообразии тактических ситуаций, в просторе для творчества игроков. Чем чаще спортсмены изумляют нас, зрителей, неожиданными тактическими ходами, тем больше нам нравится матч.
Глядя с трибуны на спортивную площадку, все мы словно сами находимся там. Пытаемся мысленно раньше игроков выполнить нужный прием, дать точный пас в самом выгодном направлении, послать мяч или шайбу в цель сильным ударом. И остаемся довольные своими «способностями». когда игрок, словно телепатически восприняв нашу подсказку, добивается успеха.
Но вот когда игрок выполнит совсем иной, чем мы предполагали, прием, изберет чуть ли не противоположное придуманному нами действие и получит от этого выгоду, то тут мы приходим просто-таки в восхищение. Тогда-то перед нами и раскрываются богатейшие тактические возможности игры, ее беспредельный творческий потенциал.
А теперь давайте вспомним своих любимых игроков. Например, в футболе. Кто они? Уверен, не ошибусь: миллионы болельщиков назовут в первую очередь футболистов творческого плана — тех, кто нас изумлял оригинальностью мысли, оригинальностью тактических решений.
Пожалуй, больше всего хитроумных футболистов риожно насчитать среди полузащитников, склонных к исполнению диспетчерских функций в команде. Ведь само игровое амплуа дирижера требует от футболиста кроме высочайшей техничности еще и остроты мысли, творческого начала.
Игорь Нетто, Валерий Воронин, Владимир Мунгян, Давид Кипиани, Леонид Буряк, Юрий Гаврилов — все эти полузащитники сборной страны завоевали наши симпатии прежде всего своим умением управлять действиями партнеров, направлять атаки команды в наиболее выгодное русло.
Игра — это прежде всего игра, то есть состязание в хитрости, бойкости ума, творчестве. На втором плане ее, так сказать, физические компоненты — быстрота, сила и выносливость игроков. И даже их техничность является как бы подчиненной составной частью, призванной обслуживать главную — движение мысли играющих.
Характерен в этом отношении хоккей Когда проходят матчи сборных СССР и Канады, мы убеждаемся, что соперники не уступают нашим хоккеистам ни в физической силе, ни в технике владения клюшкой, ни в быстроте передвижения по льду, ни в мощи завершающих бросков А кое в чем канадцы даже искуснее нас. например в умении выигрывать вбрасывание шайбы и бороться на пятачке — защищать пространство перед своими воротами или добивать шайбу в наши. И все-таки успех чаще всего сопутствует сборной СССР, ибо наши хоккеисты превосходят заокеанских быстротой мысли, комбинационными способностями, привычкой творить на поле, искать в атаке новые тактические пути.
Возможности для совершенствования творческих способностей игроков, по сути дела, безграничны. В этом компоненте мастерства, если нацеливаться именно на него, можно достичь немалого перевеса над конкурентами. И самое главное, такое превосходство будет носить долговременный характер. Другие же стороны подготовленности спортсменов не бывают настолько же стабильными. Скажем, в функциональной подготовленности соперники могут довольно быстро сравняться с теми, кто поначалу вырвался вперед.
Курс на совершенствование комбинационных способностей игроков в учебно-тренировочном процессе привел к успеху баскетболистов каунасского «Жальгириса». Они выдвинулись на вторую позицию в стране вслед за командой ЦСКА.
В тактике этих двух лидеров советского баскетбола ясно видны существенные различия. Московские армейцы делают ставку на высокий темп с частыми заменами игроков (скамейка запасных у них достаточно длинна), на скоростные действия в атаке и подвижную оборону, на силовую борьбу под щитом, на использование высокого индивидуального мастерства баскетболистов в бросках по корзине. Позиционные атаки армейцев выглядят довольно просто: несколько передач вокруг построенной соперниками обороны и бросок по цели одного из снайперов со средней дистанции с последующей борьбой под щитом.
Интереснее смотрятся позиционные атаки «Жальгириса». Тут можно восхищаться и внезапными проходами под щит невысокого разыгрывающего Масальскиса, и четкими взаимодействиями нападающих со своим центровым Сабонисом, и скорострельными бросками Иовайши и Чивилиса, выполняемыми в окружении соперников, и решительными завершениями быстрых прорывов, на острие которых чаще других оказывается Хомичус. Наблюдая за так называемым постепенным нападением литовцев. никто не может заранее определить, кто и как завершит комбинацию.
Важные функции дирижера атак под сипу далеко не каждому игроку. Тут необходима кроме точности и своевременности пасов еще и способность предвидеть действия остальных играющих, как партнеров, так и соперников. Лучшие диспетчеры умеют даже создавать предпосылки для успешной игры атакующих товарищей по команде. Достаточно привести в пример гандболистку киевского «Спартака» и сборной СССР Зинаиду Турчину.
На одном из чемпионатов СССР произошел такой эпизод. Турчина в матче, как обычно, из центра второй линии руководила действиями подруг, и атаки киевлянок доводились до логического конца — броска по воротам из удобных позиций. Но потом диспетчера усадили на скамейку запасных. И вдруг хорошо разученные взаимодействия спартаковок перестали приносить успех. Пришлось Зинаиде, превозмогая недомогание, вновь выйти на площадку — и комбинационное нападение киевлянок вновь наладилось.
Успехи сборных команд СССР по нескольким видам спорта были теснейшим образом связаны с именами диспетчеров этих коллективов. Например, немало лет подряд волейбольные мужская и женская команды одерживали победы во многом благодаря искусным связующим Георгию Мондзолевскому и Людмиле Булдаковой. А когда они закончили играть, то обе наши сборные познали горечь поражений на крупнейших международных турнирах.
Пожалуй, до сих пор в женской национальной команде не нашлось достойной замены прежней связующей Булдаковой, и наши волейболистки терпят поражения на чемпионатах мира, Европы и на олимпийских играх. Хотя по силе игры нападающих, по их способности наносить мощные удары через сетку наши спортсменки не уступают никому.
Зато в советском мужском волейболе. главенствующем на международной арене, высококлассный диспетчер есть — это Вячеслав Зайцев из ленинградского «Автомобилиста».
На недавно завершившемся чемпионате Европы по волейболу в ГДР Зайцева признали лучшим пасующим игроком турнира. Зрителей, журналистов и специалистов волейбола поражали не столько его точные пасы, сколько неистощимая изобретательность в организации атак Казалось, что блокирующие соперники 8 большинстве случаев просто не знали, куда перемещаться, чтобы отражать удары над сеткой.
В волейболе, как и в гандболе, большинство командных комбинаций заранее отшлифовано на тренировках. Казалось бы, поэтому управлять игрой партнеров с диспетчерского пункта не очень сложно. Однако на практике заменить в этом амплуа постоянного дирижера почти никому не удается. Видимо, для этого нужны кроме определенных умений еще и призвание, какие-то врожденные редкие способности.
Вернемся к самому популярному виду спорта — футболу. В какой линии команды место дирижера?
В классных командах диспетчер не один, а их несколько — в каждом звене. Скажем, Франц Беккенбауэр занимал пост центрального защитника, Владимир Мунтян — правого полузащитника. Давид Кипиани — оттянутого назад центрфорварда Общее в их игре — высочайшая техничность, умение быстро и верно оценить обстановку на поле, выбирать остроумные продолжения атаки и посылать точные пасы партнерам.
Каждый из знаменитых диспетчеров имеет и свои индивидуальные особенности. Беккенбауэр, например, отлично чувствовал намерения атакующих соперников и занимал в обороне ключевую позицию, откуда своевременно стартовал на перехват чужого паса. Овладев мячом, он стремительно продвигался вперед, а когда его собирались атаковать, то не рисковал, не затевал обводку, а направлял мяч партнерам.
Мунтян меньше любил защитную игру, но зато атаковал самозабвенно. Совершал длинные рывки вперед, подключаясь к нападению из глубины поля, и угрожал воротам дальним прицельным ударом
Кипиани тоже больше любил атаковать, чем обороняться. Он не только руководил действиями партнеров, но и сам постоянно оказывался на острие атаки и нередко завершал комбинации тбилисских динамовцев и сборной СССР меткими ударами ногой или головой.
Наиболее привлекательная черта всех футбольных диспетчеров — самобытность. оригинальность мышления. И не только в атаке. Я видел, в частности, как спартаковский полузащитник со склонностями к дирижерским функциям Федор Черенков в центре поля перехитрил владевшего мячом соперника. Тот собрался направить мяч партнеру к левой бровке поля. Черенков сделал ложное движение в другую сторону, якобы собираясь перекрыть игрока в центре, и тут же бросился по направлению к бровке. Соперник к этому моменту уже выполнил несильную передачу, ибо был уверен, что путь мячу открыт. Спартаковец перехватил этот пас.
Отобрать мяч у футболиста на свободном участке поля никаким другим способом было бы невозможно. Тут не привели бы к успеху ни скорость рывка, ни смелость нападения на владеющего мячом, ни физическая сила. И только игровая хитрость дала положительный результат.
Доказывая здесь приоритет творческого начала в игре, я вовсе не хочу принизить значение других компонентов спортивного мастерства. Если, скажем, игроки плохо подготовлены физически, технически или психологически, то, несомненно, потерпят поражение в матче. И все же игра — это в первую очередь состязание в тактическом остроумии и лишь во вторую очередь — в скорости бега, прыгучести, смелости, упорстве и других составных частях общей подготовленности спортсмена.