Имя архитектора Игоря Анатольевича Гунста мне было знакомо задолго до нашей встречи. По его проекту, признанному лучшим на всесоюзном конкурсе, был сооружен памятник Владимиру Ильичу Ленину в Ленинабаде. Кто бывал в этом городе, не мог не обратить внимания на это монументальное сооружение. Оно возвышается на берегу Сырдарьи и прекрасно смотрится на фоне отрогов Туркестанского хребта.
Фотография этого памятника висит над рабочим столом Гунста. Кресло за этим столом он занимает уже добрых два десятка лет, как главный архитектор Всесоюзного института по проектированию спортивных сооружений. Если проще — Союзспортпроекта, недавно отметившего свое пятидесятилетие.
Стены же кабинета Гунста, как и соседнего с ним выставочного зала, сплошь увешаны фотографиями сооружений, в назначении которых трудно ошибиться. Тут, что называется, все для спорта. Об этих сооружениях и идет у нас беседа с хозяином кабинета.
— Наверное, архитектора, как творческого работника, увлекают прежде всего идеи создать нечто грандиозное, скажем, новые Лужники, коль скоро речь идет о спорте?
— Творческие работники, как и все люди, ходят по грешной земле и не могут оставаться в стороне от веяний времени. А веяния эти требуют, чтобы наши проекты прежде всего способствовали массовому развитию физкультуры и спорта, их оздоровительному назначению. Экономический эффект, повышение производительности труда, выигрыш в здоровье, получаемые от занятий физкультурой, — это не дежурные фразы, это главный принцип нашей сегодняшней деятельности, ведущая тема в творчестве архитекторов нашего института.
Время рождает новые понятия, новые категории в любой области. Вы слышали, конечно, о так называемых ФОКах (физкультурно-оздоровительных комплексах). Мы разработали ряд комплектов этих легких спортивных сооружений.
И Гунст показывает фотографию «коробки», с которой как бы снята крышка. В этом поперечном разрезе мы видим унифицированное спортивное сооружение. Зал размером 36х18 м с раздевалкой, душем, банькой, а то и модной сауной. Зал предназначен по преимуществу для спортивных игр.
В той же «коробке» — бассейн с ванной 25х11 м. Ванна изготовляется в металле, сварная. Ее уже готовой привезут в ФОК прямо с завода, и установить ее большого труда не составит.
А вот проект так называемого малого ФОКа. Здесь под одной крышей разместятся также игровой зал, но поменьше — 24X12, ванна 16,67X6 м да еще небольшой «лягушатник». Дотошный читатель обратил внимание на необычную длину этого микробассейна. Дело в том, что, проплыв его три раза от бортика до бортика, преодолеешь как раз 50 м — дистанцию, привычную для пловцов, необходимую для сдающих нормы ГТО.
ФОКи эти будут сооружаться целиком на заводах Минмонтажспецстроя и, как вы уже поняли, готовыми доставляться заказчику.
— Когда же эти симпатичные сооружения шагнут с фотографий на землю?
— По плану в этом году должны изготовить 50 таких простейших спорткомплексов. На момент нашей беседы уже устанавливаются для экспериментального опробирования два из них: в новом столичном районе Чертанове и на улице Ивана Франко в Кунцеве.
Заказчиком их выступает Мосгорисполком. Но ему, выражаясь опять же языком строителей, придется выполнить только нулевой цикл: уложить железобетонное основание да подвести коммуникации. Потом сюда придет заводская бригада устанавливать саму конструкцию. Привезут коробку уже с «начинкой»: инженерным оборудованием, перегородками, спортивно-технологическим оборудованием.
Около двух месяцев проработают бригады в Чертанове и Кунцеве, после чего сдадут «под ключ» эти красивые сооружения заказчику, наверное не забыв сказать напутственное: «Играйте на здоровье!»
— Хочется надеяться, что жители Чертанова и Кунцева получат свои спорткомплексы в срок. И все же «Спортивные игры» оставляют за собой право убедиться в этом, а потом и проинформировать своих читателей.
— Что ж, тем самым журнал окажет добрую услугу и нашему институту. Каждый архитектор стремится поскорее увидеть свои проекты, шагнувшими с кульманов на прочную, в данном случае — железобетонную основу.
Я начал с этих довольно простых сооружений, ибо вижу в них важнейший шаг в решении главной на сегодняшний день проблемы: улучшения физкультурно-оздоровительной работы с населением. Если же, как намечается, за пятилетку таких ФОКов будет построено до двух тысяч, представляете, как далеко продвинется эта проблема к своему разрешению.
Проекты похожих сооружений разработаны и в ЦНИЭП спортивных зданий им. Мезенцева. Предусмотрено делать их деревоклееными. Может быть, это обойдется и дешевле, чем из железа, да такие конструкции выпускают у нас только предприятия Агропрома, а у них мощности значительно меньше. Поэтому много таких спорткомплексов не построишь.
Поиграть в волейбол или баскетбол, поплавать в этих ФОКах можно будет так же, как, скажем, сходить в кино, купив билет. Возможно, будут выпускаться и абонементы, посмотрим, как пойдет дело. Москвичам ждать недолго. После ввода в строй этих двух экспериментальных спорткомплексов мы примемся за разработку проектов, «привязанных» к различным поясам нашей большой страны.
Беседа наша перенесена из кабинета Гунста в соседнюю комнату. Развернутая там выставка экспонатами насыщена до предела. Большинство из них представляли собой проекты спортсооружений для крупных городов, больших промышленных центров. Специфика таких сооружений состоит в том, что они требуют довольно большой территории, резерва которой в городах, как известно, нет. Так что, создавая новые проекты, архитекторы решали в первую очередь задачу: как на небольшой территории развернуть большую спортивную программу.
— Наиболее удачным решением нам представляется строительство многоярусных, или, если хотите, многоэтажных спортивных залов, — говорит Гунст. — Да, да. вот время породило и еще один новый термин, наверное, непривычный для наших ушей. А все очень просто. Представьте себе четыре тех же небольших спортзала 36X18 м, как бы поставленных один на другой.
Сооружение это, так сказать, по-лиспортивного характера. Оно призвано удовлетворить интересы и вкусы любителей не одного и даже не двух видов спорта, а сразу нескольких.
— Четырех? — хотите вы подсказать. И ошибетесь вдвое. Если для баскетболистов нужен зал высотою 12 метров, то для штангистов или борцов достаточно шестиметрового. Манипулировать же пространством можно легкими мембранными перекрытиями. Допустим, сегодня время для занятий в зале отведено только представителям неигровых видов спорта. Зачем же им тесниться в четырех залах, если в короткое время наши мембраны смогут преобразовать их в восемь?
— Судя по снимку, это многоярусное сооружение обладает и большей архитектурной выразительностью...
— Добавлю, что и в общую архитектуру города оно вписывается лучше, чем приземистый одноэтажный спортзал. И наконец, главное: многоярусные спортзалы — это уже осуществленный проект. Один гордо возвышается в Чебоксарах, два других вы можете увидеть в Москве. Это Дворец детского спорта на Рабочей улице и спорткомплекс «Трудовые резервы» близ станции метро «Щелковская».
— И все же, как с мечтою о новых Лужниках? Сердцу архитектора милы, наверное, уникальные, а не типовые проекты. Сколь бы важны ни были последние, творческой фантазии тут не развернуться...
— Да кто вам сказал, что мы не будем строить уникальных сооружений? Олимпийский Дворец спорта в Измайлове знаком многим тысячам людей. Это наше детище. Многие принципы его постройки учтены при проектировании крытого спортивного комплекса на БАМе, в Нерюнгри. Но это будет совершенно уникальное сооружение, не имеющее себе подобных в мире.
В футбол и хоккей здесь будут играть на втором этаже. Плавать или играть в водное поло в двух бассейнах, проводить матчи по ручному мячу, скажем, — на первом. За матчами футболистов и хоккеистов смогут наблюдать 10000 болельщиков, на трибунах внизу разместятся две тысячи человек. Эти четыре нижние трибуны представляют собой нечто вроде поворотного круга, как в паровозных депо, и легко смогут поворачиваться туда, где в данный момент больший наплыв зрителей: например, в баскетбольный зал или на каток для фигуристов.
А сколько творческого труда вкладывается в сооружения, предназначенные для спортсменов самого высокого класса! Мы планируем усовершенствовать спортивные базы Эшеры близ Сухуми, Отеля в Эстонии, горнолыжный центр «Мир» в Кабардино-Балкарии.
В Нижнем Тагиле по нашему проекту построен и вводится в строй уже в нынешнем году уникальный крытый каток с трибунами на 5000 зрителей. В качестве верхнего перекрытия здесь использована легкая мембрана: сооружение, говоря языком архитектора, внутри просто дышит воздухом. Прекрасно смотрится каток и снаружи — вы видите его на снимке. Надеюсь рабочие Уральского вагоностроительного завода получат неплохой подарок к 50-летию своего предприятия.
Наконец, об уникальном проекте специализированного футбольного стадиона в Актюбинске. Легкие ажурные конструкции мачт для вечернего освещения, изящные козырьки над трибунами, укрывающие от непогоды 10000 зрителей, — все это современно, красиво...
Установите на поле ворота, соответственно меньшего размера, да нужную разметку и, пожалуйста, проводите гандбольный матч. Поставьте стойки и щиты — играйте в баскетбол...
футбольным же мы его называем потому, что нет вокруг зеленого поля привычных беговых дорожек, не увидишь позади ворот секторов для прыжков и метаний, в общем, всего того, что называют легкоатлетическим ядром и что присуще всем нашим стадионам. Это дает возможность максимально приблизить зрителей к событиям на поле.
— После столь крупных, капитальных, что ли, проектов вовсе уж мелким, малозначительным может показаться вопрос, например, о дворовых хоккейных коробках?
— Отнюдь. Мы с особым вниманием относимся к заказчикам таких сооружений. Ведь речь идет о нашей детворе. Это она заполняет такие коробки с раннего утра до позднего вечера. Да и не хватает все еще их. Хотя в десятках микрорайонов Москвы, например, уже не первый год функционируют сделанные по нашим проектам коробки.
Впрочем, я лишь по инерции называю их коробками. А может быть, и потому, что больше всех их ждут именно юные хоккеисты. На самом же деле это универсальные спортивные площадки размером 61х30 м, огражденные бортиками. Зимой их заливают льдом, летом же здесь можно играть практически во все ручные игры и даже в мини-футбол.
Между прочим, площадки и залы для спортивных игр предусмотрены проектами практически всех наших сооружений. Казалось бы, яснее ясного направленность занятий в Доме военно-технического обучения, построенного в Первомайском районе столицы по заказу ДОСААФ для допризывников. Однако игровой зал в этом доме никогда не пустует.
— Наверное, заказчик задал бы этот вопрос в самом начале беседы. Корреспондент приберег его под конец: «Какова стоимость проектируемых вами сооружений, кому они, так сказать, по карману, а кому нет?»
— Практика показывает, что ФОК, например, без ущерба для собственного бюджета может заказать любое предприятие, на него может израсходовать не одну такую уж большую долю своих доходов любой колхоз или совхоз. Комплект для села обходится в 290 тысяч рублей, для города — в 340. Сооружение универсальной дворовой площадки стоит около 10 тысяч рублей. Чтобы внести полную ясность: стоимость проекта составляет всего 1,2—1,5 процента от стоимости сооружения.