В последнее время интерес к физическому воспитанию детей, особенно дошкольников, возрос неимоверно. Пристальное внимание ученых к раннему детскому возрасту, желание докопаться до причин различных отклонений от нормы повели их вглубь, к истокам формирования личности. Реформа общеобразовательной школы заставила обратиться к проблемам раннего возраста, указав на необходимость начинать обучение детей на год раньше, то есть с 6 лет.
Шестилетки — вот она нынешняя забота школы. Сколько вокруг них шума, тревог, несогласий! Сегодня еще неизвестно, кому они больше принадлежат — школе или детскому саду, пока все в эксперименте, в движении. Ищут, прикидывают, где лучше учиться шестилетним детям, где скорее выявятся их индивидуальные способности.
Наш журнал не остался в стороне от этого всеобщего интереса к воспитанию малышей, конечно, прежде всего — к физическому воспитанию. Критические выступления в последних номерах «Спортивных игр» (№ 8. 9, 11 за 1986 г. и № 1 за 1987 г.) со всей категоричностью свидетельствуют, что детские сады мало и плохо воспитывают детей средствами физической культуры, что нынешние шестилетки, оказывается, способны к восприятию не только сложных школьных дисциплин, способны они и к прохождению усложненного, усиленного курса спортивных наук. Да, впрочем, что же в этом удивительного — раннее приобщение к спорту давно уже в арсенале средств воспитания будущих чемпионов.
Но не о них сейчас речь. Всеобщая тревога нынче об обычных ребятишках: большинство из них посещают детский сад, который неизбежно оставит в их душах неизгладимый след на всю жизнь.
С номерами «Спортивных игр» в сумке и невольно ожидая встретить на свои выступления в журнале отрицательную реакцию, я переступила порог научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР. Учреждение авторитетное, одна из его лабораторий занимается исключительно вопросами физического воспитания детей. Здесь создавались многие, если не все, пособия по воспитанию в детских садах, защищались диссертации, готовились рекомендации по программным вопросам.
Встреча же оказалась совсем иной, нежели мне представлялось. Вот передо мной изданная в 1986 г. книга доктора педагогических наук Т. И. Осокиной «Физическая культура в детском саду». В ней можно найти ответы почти на.все вопросы, поднятые на страницах нашего журнала.
Начнем с главного: мало, очень мало уделяют в детском саду времени физической культуре — играм, упражнениям. На чем основано в большинстве случаев это мнение? Видимо, чаще всего на личных наблюдениях, на опыте собственных детей — мало гуляют, мало играют, забыли игры своих бабушек, не узнав новых, не научились по правилам играть в спортивные. Целыми вечерами смотрят телевизионные передачи и зачастую не только детские, но и, за компанию с родителями, спортивные, а назавтра приходят в детский сад — тут бы им и попробовать все эти прыжки и броски на практике, — какая бы польза была! Но в каком саду есть спортивная площадка, каток или хоть просто клюшки, чтобы погонять не шайбу, а какую-никакую банку, как во дворе?
Действительно, законсервированы детишки во многих детских садах строгим режимом, крохотными квадратиками площадок, на которых хватает места лишь традиционным песочницам или в лучшем случае диковинному зоосаду слепленных из снега зверей.
Обо всем этом говорила не я — говорили с горечью и обидой за виденное во многих детских садах сотрудники лаборатории. И с особенным жаром — руководитель ее И. Т. Терехова, работавшая ранее в институте педиатрии АМН СССР и отлично знающая, что гиподинамия в наше время грозит детям уже в среднем дошкольном возрасте.
Так за чем же, собственно, стало дело? Сотрудники НИИ не только не запрещают играть дошкольникам в баскетбол или бадминтон, осваивать элементы футбола, напротив — рекомендуют, разъясняют, методически обосновывают. В подтверждение этому мне показали еще одно издание — типовую программу «Физическая культура в детском саду» (М., «Физкультура и спорт», 1984), утвержденную Министерством просвещения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР — нынешним Госкомспортом. Тираж программы... 70 тысяч экземпляров. А сколько городов в стране, поселков, где ныне уже не по одному детскому саду! Кто же имеет возможность ею руководствоваться? А программа-то — государственный документ. Как и любая другая, школьная, вузовская. Самодеятельности тут быть не должно. Да и программа эта прелюбопытная. Основы физического воспитания малышей в ней вполне соответствуют духу времени, требованиям последних постановлений партии и правительства по вопросам дальнейшего развития физкультуры и улучшения охраны здоровья населения, опираются на достижения современной медицины. Признано необходимым проводить в детских садах ежедневные занятия физкультурой.
Известно, малышей не надо заставлять двигаться — частенько все усилия взрослых направлены как раз на то, чтобы удержать их от беготни. А тут три узаконенных программой организованных занятия, начиная со 2-й младшей группы. Между прочим, в детских садах ГДР совсем недавно было лишь одно организованное занятие, а каким физическим развитием обладают дошкольники! Значит не только в этих занятиях дело. И действительно, новая программа детского сада по физическому воспитанию (кстати, впервые вышедшая отдельным изданием и, следовательно, претендующая на самостоятельность) требует двигательной активности детей на протяжении всего дня. Каждого дня недели. Сюда входят подвижные и спортивные игры во время прогулок, различные физические упражнения в помещении, дни здоровья и праздники.
К тому же, уверена, что известно это совсем немногим, введено новшество: дважды в год — зимой и весной — в детских садах объявляются каникулы. В течение недели — никакой умственной деятельности, все подчинено физкультурным и музыкальным занятиям. Даже туристские походы включили — что совсем уж опережает школу. Рекомендовано практиковать в детском саду и домашние задания по физкультуре.
Определено примерное количество часов, отводимое на организованную активную двигательную деятельность детей в день, в неделю, в год. Я бы с удовольствием привела все эти таблицы — они поразительны. Например, в средней группе на это отводится 180—220 часов в год. в старшей — 220—280 часов, в подготовительной к школе группе — 280—320 часов!Вспомним, что в школе та же подготовительная группа, то есть нынешние шестилетки, имеет в год всего 70 уроков физкультуры по 45 минут, да и во всех других классах — столько же!
Так в чем же упрекать научных работников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР? Претензии предъявляли они к органам народного образования. плохо следящим за выполнением этой программы, к прессе, слабо пропагандирующей опыт лучших детских садов, к шефам детей — а две трети садов ведомственные, имеют возможность получить существенную помощь от предприятий, строек, совхозов. Конечно, под эту новую программу физического воспитания необходима и новая материальная база. Не говоря уже о бассейнах, строительство которых потребует особых затрат, нужны прежде всего хорошо оборудованные площадки на воздухе, необходимы детские тренажеры в помещениях, а точнее в спортивных залах. А ведь зачастую и специальную комнату для игровых занятий найдешь далеко не в каждом детском саду.
Только все это и может реально обеспечить выполнение государственной программы. Значит, не в программе дело — в ее реализации Одна проблема — в спортивной базе детских садов, другая — в подготовке воспитателей. Ведь выполнять весь этот двухсотчасовой режим физкультуры предписано воспитателю, который и так, как известно, при нехватке технического персонала в нынешних детских учреждениях и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Как требовать от воспитателей еще и знаний методики обучения мини-баскетболу или техническим элементам футбольной игры? Тут впору вспомнить только игры собственного детства. Говорить об этом вскользь нельзя — тема требует серьезного и детального разговора. К тому же в последнее время материальное положение учителей начальных классов улучшилось, и дипломированные специалисты дошкольного воспитания предпочитают работать с теми же шестилетками в школе, а не в детском саду. Как их в том упрекнешь? Человек ищет, где лучше... Об этом тоже с горечью мне говорили в НИИ — детские сады теряют лучшие свои кадры.
Плохо в детских садах с детским спортивным оборудованием, но и во многих школах не лучше — ведь начальная школа из самых отстающих. В спортивном зале — занятия старшеклассников, секций, команд, а иногда и мастеров из детских спортивных школ. Вторых залов пока еще нет, бассейнов тем паче. И перебиваются три-четыре года малыши в классах, коридорах, иногда с теми же классными руководителями, лишь бы как-нибудь провести эти два урока физкультуры в неделю.
Кто сомневается в том, что детскому саду нужны баскетбол, гандбол, обучение другим спортивным играм? Мы убедились; наука — за. государственная программа включила их в обязательные разделы обучения. Просто надо начинать работать по-новому, всем вместе. И прежде всего — педагогам, которые готовят в училищах и вузах воспитателей Перестройка высшего и среднего образования, перестройка всей нашей работы, сознания людей вселяет надежды. Дело надо делать по-деловому, в дошкольном воспитании многое надо поставить на новые рельсы
Все начинается со школы — говорили мы когда-то. Нет. ошибались, значительно раньше — все начинается с рождения ребенка, с первых шагов его в яслях, в детском саду И должны быть они. эти шаги, по-настоящему уверенными, а значит — спортивными.