«Статую Милона, сына Диотима из Кротона, изваял Дамей, тоже родом кротонец. У Милона было в Олимпии шесть побед в борьбе, из них одна в состязании мальчиков».
(Павсаний, «Описание Эллады», VI, 14, 5)
Имя величайшего античного атлета Милона Кротонского, ученика и последователя знаменитой философской школы Пифагора, тысячелетия не сходит со страниц различных изданий, посвященных периоду бурного развития культуры, в том числе физической, древней Эллады. Такое внимание ученых-историков, любителей древностей и почитателей спорта понятно. Ведь на счету Милона многочисленные победы не только в Олимпии. В общей сложности ему удалось завоевать 31 громкую победу в Олимпии, Немее, Дельфах и на Истме. чего не удавалось самым прославленным олимпийцам древности.
Дело дошло до того, что древние статистики запутались в числе олимпийских побед, одержанных Милоном. Павсаний, авторитетный летописец, оставивший после себя великолепное описание Олимпийского праздника, единственного дошедшего до нас сочинения, так объемно и ярко передающего олимпийские события, утверждает: Милон был шестикратным победителем Олимпиад. Такого же мнения придерживаются Юлий Африкан. которому принадлежит авторство на хронологический список олимпийских победителей, и повторивший этот список с дополнениями Евсевий Кесарийский, Но списки эти составлялись спустя почти триста лет после смерти чемпиона. и в них могла вкрасться ошибка.
Дело в том, что современник Милона, известнейший поэт Симонид Кеосский, живший за счет прославления атлетов и оставивший после себя многочисленные эпиграммы, утверждает:
«Милона славного эта прекрасная статуя, в Писе
семь одержал он побед и поражений не знал».
Как видите, очевидное разночтение с Павсанием. А что говорит олимпийская хроника? Первая победа Милона зафиксирована на 60-й Олимпиаде 540 года до н. э. Тогда юный дебютант завоевал первенство среди мальчиков. Затем идет пробел. На 61-й Олимпиаде, сведения о которой носят отрывочный и неполный характер, имя Милона не упоминается. Впервые как о победителе среди мужчин о нем заговорили на 62-й Олимпиаде 532 года до н. э. Это было начало триумфального шествия Милона Кротонского по крупнейшим спортивным аренам Древней Греции. В течение последующих шестнадцати лет он неизменно становится победителем Игр. И в 516 году до н. э. в возрасте 39 лет одерживает очередную победу. Но и на этом ветеран не успокоился. Спустя четыре года он вновь вышел на олимпийское ристалище. Дойдя до финала, в упорнейшей и тяжелейшей схватке Милон уступает лавровый венок своему молодому земляку Тимасифею, к слову, в дальнейшем не отличавшемуся в Олимпии.
Завершив спортивную карьеру, Милон под влиянием Пифагора увлекся философией и политикой.
О спортивной жизни атлета сохранилось много различных сведений, не все они могут быть приняты на веру, ибо образ Милона не только идеализировался, но и идолизировался. Правители древней Эллады, хотя и разобщенной на многочисленные города-государства, хотели видеть в молодежи Милонов. Сильных, выносливых и стойких. Таково было требование сурового времени жестоких войн, от исхода которых зависела свобода Древней Греции.
Не будем отвергать дошедшую до нашего времени информацию. Воспримем ее, как эхо великой славы великого атлета.
При раскопках Олимпии археологи обнаружили статую юного борца, держащего в руке плод граната. Ученые пришли к твердому убеждению: найденное изваяние олимпийца — юный Милон. Так вот, это упражнение было любимейшим у атлета. Взяв гранат, крепко и очень осторожно сжимал его пальцами. И предлагал желающим отнять. Сила пальцев Милона была настолько велика, что самые сильные атлеты не в состоянии были разжать их. Или такая забава. Становился на плоский диск для метания. намазанный оливковым маслом, и, несмотря на яростные толчки соперников, стоял на скользкой поверхности снаряда не шелохнувшись. Еще одно упражнение-игра. Обвязав лоб прочной веревкой, задерживал дыхание. Лобные мышцы, налившись кровью, разрывали пеньковую веревку, которую невозможно разорвать руками. Прижав к боку правую руку от плеча до локтя, свободную часть вытягивал вперед. Сжав четыре пальца в кулак, большой выставлял кверху. Требовалось отделить от сжатого кулака мизинец, выпрямив его. Но и здесь Милон оставался победителем.
Будучи в юном возрасте, ежедневно упражнялся с подрастающим теленком — таскал его на плечах вокруг городской стены. Позднее, достигнув зрелого возраста, вступил на олимпийскую арену, неся на плечах взрослого быка! А после первой победы, за которую ему полагалась статуя в Олимпии, дождавшись завершения работы скульптора! взвалил гигантскую ношу на плечи и самолично перенес ее из мастерской художника в Олимпию...
Не всегда Милон выходил победителем в своих шутках. По свидетельству Элиана, автора всевозможных забавных и удивительных историй, однажды Милон встретился с пастухом Титормом и начал похваляться своей силой. Пастух, мойча сняв верхнюю одежду, подошел к гигантскому камню и играючи сдвинул его с места, затем подтянул к себе. И предложил Милону повторить это упражнение, перенеся махину к ногам прославленного олимпийца! Задача оказалась непосильной для величайшего атлета всех времен, потерпевшего фиаско в поединке с пастухом.
Павсаний сообщает, что Милон умер страшной смертью. Переоценив свою силу, всунул руки в узкий расщеп дерева, удерживаемого клиньями. Клинья он вынул, а вот руки остались прищемленными. И великий борец стал жертвой голодных зверей. Диоген же утверждает, что Милон погиб от рук политических противников, ворвавшихся к нему в дом во время тайного собрания пифагорейцев...
Еще одна легенда — об аппетите Милона. Не так давно канадский профессор Александр Янг, занимающийся проблемами олимпизма древнего мира, сообщил на заседании Олимпийской академии, что дневной рацион Милона Кротонского состоял из 9 кг мяса, такого же количества хлеба и около 10 литров вина! Об этом же упоминает и Симонид Кеосский.
Вот такую удивительную жизнь прожил Милон, сын Диотима, величайший из величайших олимпийцев древнего мира.