«Есть настроение», «нет настроения» — привычные слова. Нередко можно услышать и такое: «Встал не с той ноги», «явно не в духе»... Настроение может появляться, меняться, пропадать. Несомненно то, что каждый, и тем более спортсмен, должен учиться властвовать собой, уметь управлять своим настроением. Особенно это важно для игровиков, которые в соревнованиях не только преодолевают самих себя, но и борются с соперниками, одновременно взаимодействуя с партнерами. А ведь у каждого из них тоже свое настроение, свое отношение к игре.
Примеров того, как относительно слабая команда «собралась», «была в настроении» и выиграла у более сильной, много. Слишком подверженные настроению игроки тоже известны любителям спорта. Достаточно вспомнить таких одаренных спортсменов, как хоккеист Сергей Капустин, футболист Федор Черенков или баскетболист Римас Куртинайтис.
Конечно, опытный мастер методом проб и ошибок находит свой способ создания нужного настроения перед соревнованием. И все же слишком ощутимы потери из-за отсутствия этого умения у большинства игроков.
В баскетболе, как и в любом другом виде спорта, за несколько дней до ответственного турнира или накануне решающей встречи у игроков возникает настроение, которое в психологии принято называть «ранним предстартовым состоянием». Проявляется оно в навязчивых мыслях о предстоящем испытании, в постоянных оценках шансов на выигрыш, в преувеличенных суждениях о силе соперников, в снизившейся точности бросков и быстрой утомляемости на тренировках, в бессоннице, раздражительности, а нередко — «в уходе в себя», в излишней молчалисости, неверии в собственные силы.
Сомнительны уверения тех спортсменов, которые говорят, что они совсем не испытывают ранних предстартовых состояний. Более того, подобного рода состояния необходимы, они помогают игроку мобилизоваться. Другое дело, когда волнение переходит границы и идет уже во вред.
Есть выражение — психология победителя. Оно означает определенное отношение к своей спортивной судьбе, стабильное боевое настроение. Особенно важно сохранять такой настрой в последние дни перед ответственным турниром. Добиваются этого самоубеждением, основанным на железной логике.
Игрок говорит себе: «У меня пошел бросок. Меня никто не удержит». Или: «Я много тренировался, значит, могу активно сыграть хоть все 40 минут». А еще лучше в таких формулах пользоваться местоимением «мы». Например: «Мы прибавили в скоростной подготовке, значит, наша сила — в быстром прорыве», «С нашими центровыми обязательно выиграем борьбу на щите». И даже если в подготовке данного игрока есть пробелы: «У меня сейчас с бросками неважно, зато в нашей команде сильные снайперы, а я силен в результативных передачах». Формул самоубеждения множество. С их помощью формируются так называемые «внутренние опоры». Можно создавать и искусственные условия для «внутренних опор». Например, игрок, убеждающий себя, что он точно посылает мяч в кольцо, при выполнении дистанционных бросков в последних тренировках намеренно бросает с более короткой, чем обычно, дистанции, чтобы хорошим процентом попаданий повысить уверенность в себе. Не надо бояться такого, в сущности, самообмана.
Сергей Белов и Модестас Паулаускас. в недавнем прошлом игроки сборной команды СССР, с успехом пользовались схожим приемом подготовки к ответственным матчам. На предыгровых тренировках они много внимания уделяли самым легким броскам — в статичном положении из-под кольца, закрепляя этим «чувство точного броска».
Другие варианты саморегуляции носят название идеомоторной и ментальной тренировки. В первом случае обычно игрок мысленно представляет выполнение определенных игровых приемов (например, штрафного броска). Такой прием ценен и в повседневной, и в предсоревновательной тренировке. Во втором случае баскетболист моделирует не игровой прием, а целую игровую ситуацию. Зная, против кого из соперников ему придется выступать, игрок мысленно со всеми подробностями разыгрывает моменты грядущего единоборства. Спортсмен может представить, что у него четыре фола. Начинается воображаемая игра: более четкая по дистанции, выбору места, контролю за положением рук в защите и т. д. Можно смоделировать вариант отрыва от соперника и эффектно забитого мяча сверху. Можно представить четко выполненный трехочковый бросок, после которого команда вышла вперед в счете, и партнеров, одобрительно реагирующих на такой бросок. Решающий бросок Александра Белова на Олимпиаде в Мюнхене, который привел нашу сборную к триумфу, помнят все, кто его видел. Цветные фотографии, изображающие все фазы этой победной атаки советской команды, впоследствии висели у Белова дома, и он, чтобы создать боевое настроение перед игрой, всегда представлял себе сначала эти фотографии, а потом и сам момент игры.
Еще один прием управления собственным настроением перед игрой — «рационализация». Не бойтесь начинающегося предстартового волнения, не надо закрывать глаза на признаки раннего возбуждения, а наоборот, как бы наблюдая за собой со стороны, хладнокровно и рационально анализируйте такое волнение.Если накануне игры — бессонница, не надо пытаться считать слонов, чтобы быстрее уснуть. Объясните себе: «Мне не спится, значит, сейчас организм не нуждается в сне». Если появились раздражительность, повышенная нервозность в отношениях с партнерами, сразу ищите этому рациональное объяснение: «Все ясно — я вхожу в спортивную форму. Говорят, у спортсмена, который на пике готовности. все настолько обострено, что нередко он становится склонным к раздражительности».
Суть следующего методического приема — «сублимации» («вытеснения») в том,что установку на предстоящую игру вытесняют из сферы оценочно-эмоциональной в сферу оценочно-деятельную. Отгоните от себя накануне матча навязчивые мысли об исходе предстоящей встречи и сосредоточьтесь на обдумывании технико-тактического содержания игры: «Настроюсь, чтобы не пропускать соперника по лицевой», или: «Главное — искать момент для своевременного паса центровому», или: «В защите все время нужно быть в низкой стойке — тогда не упущу соперника». Главное, не пытайтесь отвлечь мысли от игры (это бесполезно!), а направляйте их в нужное русло.
Близкий к этому методический прием называется «деактуализацией», когда в оценке соперника намеренно занижают его возможности, делают их менее актуальными. Здесь, разумеется, нужно соблюдать меру, иначе вы сами не поверите в собственное внушение. Лучше всего придерживаться правила золотой середины, то есть оценивать достоинства и недостатки соперника в отношении 50:50. Ход рассуждений будет примерно таким: «Наши завтрашние соперники плотно прессингуют, но во втором тайме обычно выдыхаются», «Их центровые мобильны, но уступают нашим в росте и прыгучести, поэтому подбор мы должны выиграть».
Эффективно пользуется такой схемой заслуженный тренер СССР В. П. Кондрашин, ненавязчиво раскрывая подопечным сильные и особенно слабые стороны игры соперника. Если игроки начинают относиться к сопернику несколько пренебрежительно, он тут же находит неопровержимые доказательства того, как трудно с ними бороться, а стоит кому-либо сгустить краски в разговоре об их сильных сторонах, как у тренера масса примеров слабости соперника.
«Десенсибилизация» — еще один методический прием саморегуляции. С его помощью игрок как бы приучает свою психику к неблагоприятным эмоциям. Наиболее распространенный вариант этого приема таков. В условиях пассивного отдыха (например, лежа в постели перед сном) с помощью широко известных формул аутотренинга приведите себя в состояние полного расслабления (релаксации). Затем вызовите в памяти моменты неудач, желательно в играх с будущим соперником. Вот вы неожиданно промахнулись из-под кольца, а вот упустили своего соперника, и тот без помех забросил мяч. Можно представить реакцию трибун на такую ошибку, реплики партнеров. После этого вновь применяются формулы аутотренинга. и на фоне эмоционального расслабления начинается противоположный сеанс: теперь уже в воображении вызываются картины прошлых успехов, удачных действий, красиво забитых мячей. При этом спортсмен должен ощутить легкое возбуждение, небольшой «предыгровой мандраж». Такое чередование положительных и отрицательных воспоминаний можно повторять несколько раз.
Известно, что команда баскетболистов Австралии по рекомендации психолога Л. Дэвиса регулирует предстартовое состояние своих игроков, пользуясь целым набором неприятных и приятных ассоциаций.
Но вот наступило время игры. Команда собралась в раздевалке. Последние наставления тренера (развернутую установку на игру большинство тренеров предпочитает давать раньше, за несколько часов до ее начала). В этот момент и начинает в полной мере развиваться предыгро-вое психическое состояние. Нередко оно выражается очень ярко, часто в форме невротических реакций: реакции ожидания или реакции пресыщения.
Первая — результат чрезмерного психического напряжения перед предстоящими испытаниями. Ее внешние признаки: «лихорадочный» блеск глаз, покраснение кожи лица, суетливые движения, безудержная разговорчивость, громкий голос, беспричинный смех. Спортсмен не знает, чем занять себя, пока его товарищи переодеваются и сосредоточенно настраиваются на игру.
В таком случае можно применять следующие приемы регуляции:
тщательно, нарочито размеренно переодеваться;
следить за своей речью: говорить медленнее, чем обычно (в действительности речь будет нормальной);
при переодевании фиксировать внимание на каких-либо предметах;
сделать дыхательные упражнения: например, 3 раза подряд глубокий вдох — затем спокойный, удлиненный полный выдох;
упражнения общего характера в начале разминки выполнять так, чтобы движения были относительно медленные, но широкие по амплитуде;
в основной части разминки первые броски выполнять с близких дистанций, чтобы обязательно попасть в кольцо;
в начале игры не торопиться с бросками, больше уделять внимания действиям в защите.
Невротическая реакция пресыщения сопровождается ощущением слабости, быстрой утомляемостью уже в начале разминки, сухостью во рту, чувством обреченности. Ее внешние проявления: молчаливость, бледность, дрожание пальцев рук, отсутствующий взгляд.
Тут могут помочь иные приемы регуляции:
«рационализация», то есть объяснение самому себе, что состояние, в котором находится спортсмен, не что иное, как невротическая реакция, с которой можно эффективно бороться;
снятие значимости — спортсмен внушает себе (а лучше, если это делает и тренер), что данная игра не так уж важна, что впереди еще много игр и что поражение, а тем более неудачные действия отдельного игрока не приведут к тяжелым для команды последствиям;
воспроизведение чувства успеха — спортсмен вспоминает свои эффектные, а главное, эффективные действия в предыдущих играх;
отвлечение — подключение к разговорам партнеров, просмотр журналов, прослушивание музыки и т. п.;
упражнение на «релаксацию» — напряжение и расслабление мышц рук, туловища, шеи, лица; дыхательные упражнения (чередование глубокого и поверхностного дыхания);
установка перед игрой на максимально быстрые действия, на жесткую (но без фола!) игру в защите, на активную игру на щите соперника.
Все эти приемы дают эффект при двух условиях: во-первых, необходимо применять их в комплексе, а не изолированно друг от друга, во-вторых, надо обязательно верить в их пользу. Без такой веры невозможна психорегуляция. Разумеется, каждый спортсмен должен сам найти наиболее подходящее для него сочетание приемов, применять их своевременно. Главное, неустанно искать пути целенаправленного формирования нужного настроения. Тогда каждый игрок, став своим собственным психологом, сможет наилучшим образом настроиться на встречу с любым соперником. От этого выиграют и спортсмены, и зрители, выиграет и игра.