«Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни» — таков один из параграфов новой Программы нашей Коммунистической партии.
О некоторых оздоровительных мерах и пойдет сегодня речь.
Движение — жизнь!
Давайте вначале обратимся к классическому наследию Петра Францевича Лесгафта (1837—1909) — замечательного русского педагога-демо-крата, анатома, врача, гигиениста, основоположника научной системы физического воспитания. «Выдающийся ученый и страстный учитель» — так назвал Лесгафта патриарх физиологов И. П. Павлов.
Видный общественный деятель, неоднократно подвергавшийся преследованиям царского самодержа вия Лесгафт близок нам прежде всего тем, что вся его многогранная деятельность была направлена на оздоровление народа. Более ста лет назад ученый подчеркивал, что правильное физическое воспитание требует глубокого знания анатомии, физиологии и гигиены. Физическое и умственное развитие должны идти в ногу, параллельно, ибо это основа гармоничного развития личности. В те далекие годы Лесгафт предлагал учредить специальное учебное заведение — Центральный гимнастический институт, проект которого он детально разработал. Но замысел ученого осуществился много лет спустя, уже в советское время. На основе созданных им курсов воспитателей физического образования был открыт в Ленинграде институт физического образования, ныне Государственный институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
Лесгафт участвовал в создании гимназии, где наряду с общеобразовательными предметами впервые были введены обязательные уроки физических упражнений и игр. Им ежедневно отводилось около полутора часов.
Важно, говорил ученый, не только показать учащемуся какое-либо движение, чтобы он его повторил, но и детально объяснить, как это движение делать и к чему оно приводит. Научить умению анализировать — одна из основ педагогического метода Лесгафта. Руки, ноги и голова (мысль — главное!) должны участвовать в выполнении физических упражнений.
Выдающийся советский физиолог Л. А. Орбели назвал методику П. Ф. Лесгафта в области физического воспитания «очеловеченной гимнастикой», требующей не слепого наращивания мускульной силы, а разумного, всестороннего развития всего человеческого организма. Кстати сказать, Лесгафт считается одним из основоположников лечебной физкультуры в нашей стране. В качестве терапии он широко применял различные спортивные игры. Написанная ученым еще в 1870 г. «Инструкция для измерения живого человека» — это первое отечественное руководство по врачебному контролю при занятиях физическими упражнениями. Лесгафт участвовал в создании первого в России кабинета гигиены.
Вот некоторые высказывания выдающегося ученого.
«Движение! Движение в области мысли, действий, переживаний. Движение — жизнь, покой — смерть».
«При помощи игр и упражнений детям легче привить общественные начала, приучить их к активности, самостоятельности и сознательности, желанию действовать в условиях сотрудничества и интересах коллектива».
«Обратите внимание на гибкость. И подумайте, правильно ли делают те педагоги, которые заставляют ребенка стоять столбом или сидеть неподвижно. Ведь он не может фиксировать тело с помощью своего, еще не окостеневшего, как у взрослых, позвоночника и вынужден держать его мышцами. А мышцы быстро утомляются, особенно если ребенку не удается переключить одну их группу на другую. Надо помнить анатомию детей школьного возраста, знать детский организм и не допускать вредных воздействий».
«Метод обучения физическим упражнениям должен быть такой же, как и при умственном образовании. А поэтому начинать нужно с «азбуки физических упражнений», т. е. с отдельных элементов движений, объяснения должны быть простыми, ясными и точными».
«Любовь к труду нужно воспитывать физическими упражнениями, во время которых развиваются все группы мышц».
«Молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой, а искренним желанием совершенствоваться».
«Кто спорит — выходи вон из игры и жди, пока она не кончится. Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить детей владеть собой, научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучать таким образом подчинять свои действия сознанию, соблюдать закон игры, быть правдивыми и справедливыми, понимать права личности другого человека».
«Не понижать самодеятельности детей!»
«Руководить физическим образованием — дело очень трудное. Руководитель должен быть хорошо образованным человеком, только тогда он сможет стать настоящим воспитателем».
«Приучаясь владеть и управлять своим двигательным аппаратом, человек приучается вместе с тем владеть и управлять своими чувствами и подчинять их воле. Правильное умственное и физическое образование содействует развитию нравственного характера — воспитанию волевого, стойкого бойца за идеи служения народу».
«Великие силы дремлют в каждом человеке, но они, как нежный росток, могут не подняться, будучи смяты, забиты,исковерканы вначале».
«Школа должна развить в ребенке не только силы, но главным образом уменье целесообразно применять их».
«И к чему этот жир! Совсем ни к чему!.. Вот мне тот сюртук впору, что я тридцать лет назад сшил... Жир — это нехорошо, это лишнее, ненужная тяжесть».
«Прогулки очень выгодны как в отношении физического развития ребенка, так и в нравственном отношении».
«Обратите внимание на походку этого человека, какой хвост тянется за каждым его следом. Не поднимает ног. Это неряшливая походка. Видимо, он и в жизни неряшлив».
«Кто бездельничает, лежит на боку, тот слабеет физически, нравственно и умственно, тот разрушается. Кто трудится, тот приобретает силу, здоровье, выносливость, бодрость и ясность духа».
В неограниченных дозах
Среди писем, поступающих в редакцию, есть и такое.
«Я занимаюсь баскетболом, — пишет московский школьник Ю. Пикалкин. — Тренируемся в зале — и зимой, и летом. Но я гораздо лучше себя чувствую после лыжной прогулки или купания в реке летом, чем после занятий баскетболом в зале. Иногда даже болит голова. Может быть, переключиться на какой-нибудь другой, более полезный для здоровья вид спорта?»
Баскетбол, как и другие спортивные игры, не только увлекателен, эмоционален, но весьма полезен для всестороннего физического развития. Это бег и прыжки. Это броски, для которых необходим незаурядный глазомер. Это быстрота, сила, выносливость. Это смекалка, умение ориентироваться. Это тренировка мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Доказано, что баскетбол способствует увеличению ростовых данных, ибо при этой игре необходимо вытягивать тело, устремляться вверх.
Но, увы, зачастую у нас забывают регулярно проветривать залы. Воздух загрязняется. Согласно исследованиям гигиенистов, воздух, который мы выдыхаем, содержит в 100 раз больше кислоты и парообразной влаги, чем вдыхаемый. Еще основатель терапевтической школы в России М. Я. Мудрое писал: «Движение тогда здорово, когда на свежем воздухе». А вот слова великого русского медика Н. И. Пирогова: «Свежий воздух и движения тела составляют наилучшие условия жизни».
Конечно же, в зале, где спертый воздух, быстро утомляешься. Не мудрено, что после таких занятий может заболеть голова. И, разумеется, польза от тренировок в таких столь не подходящих гигиенических условиях весьма сомнительна.
Да и вообще, не слишком ли мы стремимся тренироваться и проводить турниры в закрытых помещениях? Причем такая неоправданная тягд наблюдается даже летом. Игры на свежем воздухе — вот что делает спорт по-настоящему оздоровительным.
Как не вспомнить мудрые слова из романа Петра Павленко «Счастье»: «Нужно насквозь продуть себя свежим воздухом, омыть им каждую клетку... Завтракать на открытом воздухе. Спать на открытом воздухе... Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище... Ощущайте его на вкус и запах, наслаждайтесь им...»
Окна и форточки надо открывать не только для того, чтобы избавиться от спертого воздуха. Надо открыть путь солнечным, а точнее, ультрафиолетовым лучам. Без них, как установили ученые, человек хиреет. Ультрафиолетовые лучи очищают воздух, уничтожают болезнетворные бактерии.
Знаете ли вы...
...что по статистике Всемирной организации здравоохранения, если курят родители, школьный учитель, тренер, то вероятность того, что дети начнут курить равна 79—85 процентам.
Что среди курящих школьников до 30 процентов неуспевающих. Табачные яды пагубно влияют на мозг. Курение вредит спортсменам, потому что снижает не только их физические возможности, но и интеллектуальные.
А ведь современный спорт — это сложнейшая техника, хитроумная тактика и глубоко осмысленный учебно-тренировочный процесс.
Что каждая выкуренная сигарета разрушает в организме 2,5 миллиграма витамина С, ровно столько, сколько его содержится в одном апельсине.
И хорошее настроение
Гёте был не только великим писателем, но и выдающимся ученым (кстати сказать, он был избран в 1826 г. иностранным почетным членом Петербургской академии наук). И поныне большой интерес вызывает его книга «Учение о цвете». В этой книге — одна из первых попыток проанализировать, какие эмоции рождает тот или иной цвет. Например, Гёте считал, что желтый цвет вызывает оптимистическое, радостное настроение, синий — ощущение холода, сиреневый — грусть.
Современные ученые, в том числе и наши, советские, многие годы занимаются изучением воздействия цвета на настроение человека, его здоровье. Путем многочисленных экспериментов установлено, что наиболее благоприятно действуют на человека зеленые, желто-зеленые и зелено-голубые цвета. Поэтому так полезны занятия физической культурой, различными спортивными играми на свежем воздухе, в лесу. Не только легче дышится (деревья очищают воздух), но и лучше смотрится. Естественные тона — голубое небо, зелень деревьев — рождают светлое настроение, действуют оздоровляюще.
Медики стали использовать цвет как средство терапии. Так, при воздействии на человека зеленым цветом у него снижается глазное давление. Зеленый цвет способствует нормальному наполнению сосудов. В одной из московских школ благодаря окраске помещений классов в светлозеленоватые тона значительно уменьшились случаи близорукости. Как установили психологи, дети стали более уравновешенными.
Первый нарком здравоохранения и организатор физкультуры и спорта у нас в стране Н. А. Семашко писал, что физические упражнения должны сочетаться с широким кругом гигиенических мероприятий.с использованием естественных, природных факторов. Так, эстетика спортивных залов должна в полной мере учитывать психологическое, оздоровительное значение цвета. Мир спорта — это мир радости, вдохновения, оптимизма.
Доказано, что светлый зал кажется просторнее, чем такой же по размерам, но выкрашенный в темные тона. А вот желтый цвет на многих воздействует отрицательно. Было установлено, что когда кабины самолетов были окрашены в желтый цвет, то даже опытные летчики чувствовали себя во время полета хуже. У них наблюдались головокружение и тошнота.
Вдох глубокий...
Вы идете с работы домой. Одолевают утомление, вялость, побаливает голова. Хотите быстро прийти в себя? 5—6 шагов — глубокий вдох. 3—4 шага — задержите дыхание. 4—5 шагов — полный выдох. Затем снова задержка дыхания. Но продолжительность вдоха на этот раз несколько большая (примерно на 10—12 шагов). И выдох более растянутый по времени, вернее по количеству шагов, чем вначале.
Простое упражнение. Но тот, кто его делает, убедился, как быстро улучшается самочувствие. А все потому, что благодаря дыхательной гимнастике в клетки мозга более активно поступает кислород. Омывается кислородом весь организм. Благодаря возможно полному вдоху и выдоху из легких удаляется застоявшийся воздух.
Дыхательные упражнения — одна из важных основ оздоровления. Если в спокойном состоянии человек делает 12—16 вдохов-выдохов в минуту, то в ходе физических упражнений — до 30—40 и более. Так благодаря различным физическим упражнениям и таким динамичным из них, как различные спортивные игры, увеличивается жизненная емкость легких. Если обычно человек вдыхает в среднем 500 куб. см воздуха, то спортсмен до 6000—7000. Значит, больше кислорода поступает в легкие и соответственно большее количество углекислого газа выводится. Активное дыхание улучшает кровообращение, обмен веществ, способствует общему оздоровлению.
Специалисты в области физиологии спорта советуют во время тренировки или игры делать несколько особо глубоких вдохов и выдохов. Акцент —на выдохе! Когда волейболист атакует, он при подходе к сетке должен сделать вдох, а когда непосредственно бьет по мячу, — выдох. Так же и при блокировании: во время прыжка — вдох, а при постановке рук над сеткой — выдох.
А каковы особенности дыхания у баскетболиста, ведущего мяч? Один-три шага — вдох, один-три шага — выдох. При бросках в кольцо: один-два шага и прыжок — вдох, бросок — выдох.
У нетренированных, слабо физически развитых людей разница в окружности грудной клетки между полным вдохом и полным выдохом составляет 4—5 см. У тех, кто регулярно занимается физической культурой и спортом, этот показатель гораздо выше — в среднем 8—10 см.