Леонид Арсланов, заслуженный тренер РСФСР, судья международной категории, Владимир Тамбов, старший тренер ДЮСШ.
Подготовка здоровых, сильных молодых людей, стойких защитников Родины, как и подготовка спортсменов высокой квалификации, — основная задача детско-юношеских спортивных школ. Весомый вклад вносят спортшколы и в дело воспитания молодежи. Особого внимания заслуживает опыт ДЮСШ по привлечению к занятиям спортом так называемых трудных подростков.
Порою авторитет тренера превосходит авторитет родителей. Увлекшись каким-то видом спорта, подросток целиком отдает свое сердце тому, кто помогает ему в любимом занятии. Но авторитет не приходит сам по себе. Его надо завоевать. Здесь нет готовых рецептов, очень многое зависит от личности тренера, его опыта, подхода к этому трудному, благородному делу.
Неисправимых подростков нет. Плохое поведение — недостаток воспитания, результат безнадзорности. Безответственное отношение родителей к своим обязанностям, нездоровая обстановка в семье, раздоры, пьянство родителей приводят к тому, что ребенок растет предоставленный самому себе, оказывается под влиянием дворовой компании. Скука, подмена истинных духовных ценностей мнимыми, раннее пристрастие к алкоголю —причины драк и других серьезных правонарушений.
Оградить подростка от дурного влияния, увлечь его спортом — вот задача, которую ставят перед собой казанские баскетбольные тренеры.
Рассказывает старший тренер-преподаватель РДЮСШ Юрий Второв:
— После тренировок, которые я проводил с детскими группами, при выходе из школы мне ежедневно встречалась компания ребят. Они сквернословили, курили, приставали к младшим. Приходилось слышать много жалоб и от родителей моих подопечных, и от учителей школы. Вот я и решил пригласить ребят в спортзал поиграть в баскетбол. Но поставил условие: не ругаться и бросить курить. Не сразу дело пошло на лад, но со временем группа так увлеклась баскетболом, что, по словам одного из моих новых учеников, стоило мне уехать на соревнования, они не находили себе места. Сейчас многие учатся в ПТУ, техникумах. А с баскетболом так и не расстались.
Это не единичный случай. Старший тренер-преподаватель ДЮСШ-6 Игорь Игуменцев набрал группу в школе-интернате, а тренер РДЮСШ Ренат Исмагилов в районе, где особенно много неблагополучных детей.
Работа с такими ребятами в баскетбольных ДЮСШ Казани имеет давние традиции. Первый директор ДЮСШ-6 участник Великой Отечественной войны Геннадий Маликов уделял ей особое внимание, считая составной частью общего воспитательного процесса. Сейчас эти традиции поддерживает Игорь Базыгин, который стал директором ДЮСШ-6 после ухода Маликова на пенсию.
Всегда ли наши тренеры добивались поставленной цели? Нет, были промахи, ошибки. Так, привлечение к занятиям баскетболом подростков со слабовыражен-ными двигательными навыками зачастую приводило к тому, что ребята, терпя неудачи на тренировках, замыкались в себе, отстранялись от коллектива, а затем и вовсе прекращали приходить в спортзал. Видимо, таких подростков целесообразно привлекать в другие спортивные секции, кружки самодеятельности или технического творчества, выявив предварительно их наклонности и способности. Работа же с теми, кому нравился баскетбол, кто по своим данным подходил для занятий этим видом спорта, со временем, как правило, давала результаты. Именно со временем, потому что невозможно из трудного подростка в один день сделать хорошего. Чрезмерное форсирование этого процесса часто приводило к срывам. Требования сразу же изменить поведение, успеваемость, регулярно посещать занятия для большинства оказывались непосильными. Цели добивались те тренеры, которые старались разобраться в характере ученика, понять его.
Тщательно продуманная программа перевоспитания, уважительное, тактичное отношение к подростку, умение заинтересовать его тренировками, дружба с товарищами по команде — все это ведет к исправлению трудновоспитуемых. Важно на конкретных примерах убедить их в необходимости отказаться от курения, соблюдать режим дня, улучшить успеваемость. Когда подросток поймет, что предъявляемые требования — непременный залог успеха в спорте, он без принуждения им подчинится. Большое значение имеют личность тренера, его отношение к команде в целом и к каждому члену коллектива в отдельности. Подростки очень тонко чувствуют и фальшь, и искренность, добрые чувства пробуждают ответные добрые дела.
Трудно переоценить роль сверстников по команде. Процесс перевоспитания во многом зависит от отношения коллектива к подростку, от влияния на него команды. Ускорить этот процесс тренеру помогают постоянные контакты с общеобразовательной школой, родителями, с детской комнатой милиции.
Работа по перевоспитанию сложна, требует глубоких педагогических знаний, времени, выдержки.
Как считают педагоги и психологи, основная причина появления неблагополучных девушек — пробелы семейного воспитания. Для девочек гораздо большую роль, чем для мальчиков, играет семья. Поэтому распад семьи, пьянство родителей они воспринимают болезненнее. По рекомендации специалистов главное внимание мы стремимся уделить развитию нравственных качеств учениц, сосредоточиваем внимание на положительных задатках в характере, чтобы развивать их.
Рассказывает тренер-преподаватель РДЮСШ Любовь Лушавина:
— В школе № 133, где я занимаюсь с баскетболистками, в 8-м классе учились девочки, которых принято называть трудными. Какие только меры не принимали к ним в течение учебного года, но сдвигов не было. И вот летом мы выехали в спортивно-трудовой лагерь, где наряду с работой на совхозных полях школьники занимались спортом. Было решено доверить нашим трудным обязанности бригадиров, редакторов стенгазет, ответственных за чистоту комнат. И здесь они проявили себя с самой лучшей стороны. На доверие ответили отличным трудом и примерным поведением. Вернувшись в город, многие из них стали посещать баскетбольную секцию. Привлекая таких школьниц к занятиям баскетболом, мы используем стремление девушек к красоте, грации. Продолжаем привлекать их к общественной работе, стараемся сделать все, чтобы они как можно естественнее вошли в наш спортивный коллектив.
И таких случаев немало. Каждый из них не похож на другой, как не схожи и те средства, которые используют тренеры в своей работе. Но как бы ни складывался этот процесс, если в результате юноша или девушка исправляется, мы считаем задачу выполненной.
Успехи по перевоспитанию трудных подростков имеют в своем активе завуч РДЮСШ Ирина Тимуршина, старший тренер Маргарита Хафизова, тренеры Герман Андреев, Наталья Второва, старший тренер ДЮСШ-6 Валерий Самсонов. Все они опытные педагоги, завоевавшие своим отношением к делу уважение и авторитет у юных спортсменов.
Было бы неплохо, если бы наши коллеги, прочитав эту статью, откликнулись на нее, рассказав о своем опыте работы с трудновоспитуемыми. Дело это важное, нужное и общее, и давайте делать его сообща.