Продолжение разговора о преимуществах спортсменов, хорошо владеющих и правой, и левой рукой. Автор провел целый ряд новых наблюдений за тренировками и играми гандбольных команд московского «Луча» (женщины) и «Кунцева» (мужчины), волейбольных — московского «Динамо» (женщины) и ЦСКА (мужчины).
Преимущество игроков, в равной мере использующих как правую, так и левую руку, очевидно. Но, увы, игроков, располагающих этим преимуществом, единицы. Вопрос о методах и средствах подготовки. как мы выражаемся, двуруких игроков весьма жизнен. Чтобы глубоко его изучить, надо достаточно хорошо знать индивидуальные особенности преимущества развития либо правой, либо левой руки-ноги (в биомеханике это называют двигательной асимметрией) спортсменов. Но если с новичками кое-что делается в этом плане, то в отношении спортсменов-игровиков высокой квалификации данные крайне недостаточные. Волейбол и гандбол отличаются постоянным повышением объема тренировок. Сами игры становятся динамичнее, интенсивнее. Требования к техническому и тактическому мастерству возрастают. Все это диктует необходимость разносторонней подготовленности спортсмена, иными словами — универсализма. Игрок-универсал с равным успехом выступает, скажем, в роли защитника и нападающего, разыгрывающего и бомбардира и т. п.
Все это — истины бесспорные. Их признают все тренеры. Каждый из них рад бы иметь в команде игроков-универсалов. Команда, составленная целиком из таких разносторонних игроков, — заветная мечта.
Не скажу, что тренеры и игроки не проявляют усилий в этом направлении. Но, к сожалению, забывают об одном весьма важном: никогда не стать настоящим универсалом спортсмену, игнорирующему игру слабейшей рукой. Между тем именно этим грешит большинство наших волейболистов и гандболистов.
Чтобы помочь совершенствованию в этом отношении, и были проведены наши изыскания. В ходе их мы стремились определить асимметрию в развитии силы отдельных мышечных групп рук и ног: латеральные предпочтения, то есть предпочтения какой-то одной стороне в различных двигательных действиях; преимущественное использование одной из рук непосредственно в игре, причем в игре ответственной, результат которой был особенно важен для команды.
Для определения двигательных предпочтений мы использовали целый комплекс (всего 17) тестов. От метания в цель спортивных снарядов или мячей до обыкновенного письма шариковой ручкой. 11 из этих тестов были связаны с движениями рук, 5 — с движениями ног и 1 — с вращением корпуса. При выполнении тестов отмечалась рука, нога или сторона, предпочитаемая спортсменом. Среди участников эксперимента совсем немногие оказались левшами. В команде «Динамо» это И. Маслова и М. Колосова, в «Луче» — Е. Иршенко, в «Кунцеве» — В. Филиппов, В. Мануйленко, А. Корольков, в ЦСКА их не было вовсе.
Тесты, понятное дело, выполнялись на тренировках. Но одновременно мы вели наблюдения за теми же игроками на матчах чемпионатов страны, отмечая преимущественное использование одной руки при выполнении нападающего удара или броска каждым из них.
Данные о распределении спортсменов с двигательным предпочтением получены динамометрическим методом. Эти измерения говорят о том, что сила правых рук игроков гандбольных команд «Луч» и «Кунцево» преобладает над силой их левых рук на 3,8 и 4,8 кг соответственно. У волейболистов ЦСКА это преимущество составляет 2,8 кг, у команды «Динамо» — 4,6 кг.
А вот цифры, показывающие превосходство в силе левой ноги над правой у игроков тех же команд (тоже в килограммах): «Луч» — 17; «Кунцево» — 8,4; ЦСКА — 7,9; «Динамо» — 2,1.
Вполне естественно, что спортсмены, собственно, как и те, кто не занимается спортом, в большинстве своем предпочитают чаще пользоваться правой рукой — правшей на свете больше. Потому-то у них наблюдается и правосторонная асимметрия в силе мышц-сгибателей пальцев кистей.
В то же время оказалось, что в тестах, связанных с выбором опорной (толчковой) ноги — в различного рода прыжках, удержании равновесия и с выбором стороны вращения, четко проявляется левосторонняя тенденция. Эта тенденция у спортсменов выражена более ярко по сравнению с не занимающимися спортом. Отсюда и развитие левосторонней асимметрии в силе мышц-разгибателей голеней.
Логично было бы предположить, что между латеральным двигательным предпочтением и асимметрией в развитии силы существует определенная взаимосвязь. Точнее — у тех спортсменов, которые пробивают или бросают правой рукой, должна в большей степени развиваться сила правой же ноги. На самом же деле у большинства волейболистов и гандболистов правшей толчковой или соответственно стопорящей ногой при выполнении нападающего удара и броска является левая.
На наш взгляд, выбор большинством игроков левой ноги в качестве толчковой (стопорящей) обусловлен характером нападающего удара или броска, выполняемого правой рукой, и не зависит от развития силы ног. У спортсменов-левшей четкого предпочтения при выборе толчковой ноги и стороны вращения не наблюдается. Исключение — тест на сохранение равновесия. Здесь все предпочли опираться на правую ногу. У четырех из шести левшей преобладала сила левой руки и только у двух — сила правой ноги.
В ходе соревнований абсолютное большинство волейболистов не выполняют нападающий удар, а гандболистов — бросок по воротам не ведущей рукой. Такая односторонность вызвана преимущественной специализацией ведущей руки на начальных этапах обучения. Как видим, упущение детских тренеров. С возрастом же наверстать то, что потеряно, гораздо труднее.
В не таком уж далеком прошлом были у нас великолепные «двурукие» игроки, такие, как волейболист Нил Фасахов или баскетболист Иван Лысов. Приходится сожалеть, что у этих выдающихся спортсменов сегодня нет последователей и богатые возможности, которые заложены в ударах и бросках с обеих рук, остаются неиспользованными.
Ага-Саид САИДОВ, старший преподаватель кафедры физвоспитания Московского инженерностроительного института.