Автор первой статьи Тамаз Антадзе — один из наиболее ярких игроков того поколения, которое во второй половине 50-х и начале 60-х годов «открывало» у нас гандбол. Разыгрывающий тбилисского «Буревестника», пожалуй, наиболее артистичной команды тех лет, он умело дирижировал ансамблем великолепных исполнителей... И, естественно, проблема разыгрывающих (а она существует не только в гандболе) не может не волновать Антадзе.
Проблемы спортивных игр настолько переплетаются и дополняют одна другую, что порой, читая в спортивной прессе только заглавия, думаешь, будто речь идет именно о твоем виде спорта.
Моя статья была готова и я обдумывал, как бы ее назвать. В это время получил 8-й номер журнала «СИ», прочел статью «Кто заказывает музыку» и подзаголовки «О связующих — в который раз», «Требуются универсалы», «Не ростом единым» и обрадовался — подзаголовки для моей статьи готовы! (Да простит меня Владимир Шкурихин за плагиат!) Точно так же эти темы, да и суть тоже, подойдут для статьи о баскетболе и других спортивных играх.
О разводящих
Роль разыгрывающего в гандболе трудно переоценить. Это спортсмен, к которому тянутся все игровые связи, это человек, который готовит все атаки, это связующий, диспетчер, конструктор, дирижер (по-моему, достаточно синонимов). Но главное, это лидер.
В 60-х годах на первых гандбольных чемпионатах СССР все команды высшей лиги имели четко выраженных разыгрывающих: Ю. Лебедев, Ю. Предеха, А. Мацежинскас, В. Зязин, В. Ефремов, А. Ивахин, В. Фоменко, С. Миронович. А. Пахунков — вот неполный список диспетчеров тех времен. Причем каждый из них был яркой индивидуальностью с собственным почерком, с больФим арсеналом скрытых передач, самобытными финтами, поставленным «коронным» броском. Каждый восхищал скрытностью своих действий, хорошо развитым периферическим зрением. своеобразной паузой перед передачей и самое главное — импровизацией. Кроме общего руководства игрой и проведения комбинаций каждый из них безукоризненно взаимодействовал в связке с партнером, исполняя излюбленную двухходовку. очень простую, но действенную. Защитники знали, что сейчас последует острая передача, готовились ее прервать, но она была настолько искусной, что оборона оказывалась бессильной. Одним только маневром эти двое, разводящий и, как правило, линейный, добывали «свои» 3—4 гола за игру.
Вспомним изящные комбинации Лебедева — Исаенко, игру «в стенку» Мацежинскаса — Контвайниса, финт Предехи вправо с последующим опорным броском или скидкой в линию, или пасы Мироновича линейному Вальчаку над головой.
В те далекие времена персонально опекали не бомбардиров, а разводящих...
И все те разводящие были капитанами своих команд...
И каждый из них был на площадке от начала до конца, они не подлежали замене...
О каждом из них можно написать отдельный очерк, настолько разнообразно, эффектно и эффективно они играли.
Шли годы, рос гандбол в прямом и переносном смысле, а роль разводящего — обычно игрока среднего роста — как-то блекла и отходила на второй план. И самих разводящих уже не искали, не растили, им не доверяли... Началось увлечение высокорослыми.
Был брошен клич; у скандинавов — все высокорослые, надо догнать! И стали догонять... И перегнали! Ставка была сделана на рост, силу, высокий прыжок. Был забыт и арсенал приемов прежних разводящих; броски с опорного положения, снизу, с «отвала». Защита стала практиковаться только одна — 6—0. Рост всех вратарей стал под два метра. Тактика элементарная: кто кого перепрыгнет. Естественно, кто-то кого-то перепрыгивал, кто-то у кого-то выигрывал, но от этого страдал гандбол. Атака из второй линии превратилась в «бой мастодонтов» (да простят мне сравнение). Гандбол стал откровенно грубым и малоинтересным, потерял зрителей и поклонников.
Но даже и в этих условиях сохранили места в командах представители второй плеяды самобытных разводящих: Лагутин, Луценко, Аржолайтис, Бериашвили...
Особо хочется сказать о Викторе Махорине. Такого талантливого и техничного гандболиста у нас до сих пор нет, но его способности разводящего, мягко выражаясь, не были использованы до конца. В то же время Климов и Белов — «чистые» полусредние — были объявлены разводящими, хотя по своим природным данным не были ими, да и они сами, я уверен, таковыми себя не считали.
Талант разыгрывающего — это природный дар, такой же, как, например. музыкальный слух или голос певца. Естественно, талант нужно развить, но научить игре диспетчера нельзя, потому что фантазии и импровизации не обучают. Таланту надо дать простор, свободу действия — и тогда ансамбль, им дирижируемый, зазвучит.
Диспетчер в то же время является проводником и исполнителем тренерских мыслей и воли. Поэтому очень важны его способности ведущего. Представление же о техничности разыгрывающих того времени может дать игра неувядаемой киевлянки Турчиной.
Приведу пример из мировой практики: разыгрывающие Хорват и Гацу — диаметрально противоположны по физическим данным и манере игры. Однако они выполняли одну и ту же функцию, и кто из них был ценнее для своей команды, определить трудно.
Румын Гацу, невысокого роста, быстрый, резкий. Он постоянно создавал видимость атаки, угрозу воротам. Замахи для броска выполнял настолько искусно, что трудно было не поверить в его намерения атаковать самому, хотя он редко бросал по воротам — за матч один-два раза. Но если бросал, попадал обязательно.
Гацу не играл по схеме, можно сказать, сам не знал заранее, куда направят — в зависимости от ситуации — игру его голова и быстрые ноги. «Музыку» он сочинял и исполнял на ходу. Такого игрока —не слишком результативного да еще непредсказуемого — я уверен, не приняли бы у нас ни в одну команду. Однако под его руководством сборная Румынии два раза становилась чемпионом мира.
Разыгрывающий сборной Югославии Хорват — высокий, стройный, элегантный, с мягкими движениями и выверенным пасом. Он выполнял огромный объем работы на площадке. Душа атаки, отличный бомбардир с разнообразным арсеналом бросков, настоящий дирижер, искусный исполнитель штрафных бросков — идеал разводящего. Сборная Югославии достигла наибольших успехов именно при Хорвате, а Румыния — когда играл Г ацу. Вот и судите сами...
Бум с поисками высокорослых, похоже, отходит в прошлое. Жизнь заставляет переходить на более гибкую игру. Теперь оказалось, что высокого роста защитникам нужна еще мобильность. чтобы выдвигаться вперед и встречать таких же высокорослых соперников подальше от ворот. Беда в том, что в силу своих физических особенностей высокорослые гандболисты выполняют защитные функции хуже, чем игроки среднего и низкого роста. В общем, вопрос с ростом спортсменов как-то стабилизировался.
Теперь, похоже, происходит перегибание палки в другую сторону, к снова клич — все в защиту 3—3. С этим, скрепя сердце, можно согласиться, но прививать насильственно этот вариант обороны и персональную опеку на своей половине поля — это уже слишком!
Известно, что команды юношей и юниоров обязаны играть на первенствах СССР один тайм именно «персонально». Но позвольте, ведь это уже не гандбол! Это что-то другое, уродующее и детей и гандбол. Судите сами.
Выбирается в команде хороший дриблер, остальные нападающие отходят к боковым линиям (защитники следуют за ними, так как обязаны стоять в метре от них). Дриблер переигрывает своего «опекуна» и забрасывает мяч в ворота. Остальные пять пар пассивно наблюдают за своими «лидерами». Вот и весь гандбол! Спору нет, это нововведение полезно для молодых, но только как упражнение на тренировках, не более! И давайте на официальных встречах — и детей, и взрослых — играть в гандбол!
Не ростом единым
«Не ростом единым должен жить, — не могу вновь не процитировать В. Шкурихина, — наш волейбол (читайте: гандбол, баскетбол). Что греха таить, в наших спортивных школах едва ли не единственным критерием для зачисления является высокий рост. Без него ни мальчишке, ни девчонке вроде бы уж и дороги нет в волейбол (гандбол, баскетбол). Да полно! Вспомним недавно оставившего волейбол Кондру и выступающего в нем ныне Сорокалета... а также добавлю Бериашвили и Гацу в гандболе, Еремина и Боже (159 см) в баскетболе, Месхи и Марадону в футболе!
Еще более тщательно, чем идет отбор высокорослых, нужно вести селекцию разыгрывающих: склонных к этому амплуа детей надо растить, лелеять, обучать специфическим техническим приемам, скрытым пасам, броскам с опоры, снизу, с «отвала», финтам. Им надо устраивать совместные сборы, выставлять против команды высокорослых (пусть доказывают свое право на существование), развивать оригинальный природный дар. Хороший разводящий — это, конечно, не панацея от всех бед, но он необходим каждой команде.
И в гандбольной команде надо найти оптимальный ростовой вариант. В играх на первенство СССР желательно ограничить количество высокорослых (выше 190 см) на площадке всего двумя спортсменами. Для сборной СССР советы давать не берусь.
Скажете, опять ограничения? Но это уже на пользу — так сказать, выправим перегнутую палку. Благо, пример есть.
Все удивляются успехам команды минского СКА: вроде бы и высокорослых мало, и новичков много — и такой успех. Секрет, по-моему, прост. Из многих канонов игры одному минчане следуют неукоснительно: у них всегда есть классный разводящий.
Разместите ссылку на статью на своем сайте, блоге или форуме:
HTMLTextBB Code
Напишите свой отзыв к этой статье
Лора
16.10.2016 01:33
Отличная статья,полностью согласна,погоня в гандболе за высокорослыми игроками,становится смешной,игрок высокий, а играет слабо, но ждут когда он выстрелит,это можно ждать всю жизнь,вы дайте шанс игрокам с невысоким ростом,но быстрых, ловких, видящих игру.в современном гандболе маленьким не дают шанс, возьмите любое училище олимпийского резерва, там сразу надо родиться левшой и с ростом 2 метра.Только результам пока не виден.В мужском гандболе.