На линии в шести метрах от ворот этаким ровным полукругом стоят как вкопанные все шесть игроков обороняющейся команды. Соперники разыгрывают мяч, стараясь найти брешь. Вся остальная площадка пустует, лишь у дальних ворот скучает их страж. Такую же картину можно было видеть, когда, перехватив мяч, в наступление устремилась только что оборонявшаяся команда.
Правда, один из обороняющихся изредка оставался на половине поля команды соперников, чтобы «прихватить» ее игрока с мячом. Но делалось это с единственной целью: дать возможность партнерам откатиться в оборону.
Так было совсем недавно. Сегодня в гандбол играют практически по всей площадке. Несколько защитников выдвигаются вперед на 12. а то и на 14 метров, активно препятствуя нападающим, более того — контратакуя их. Да, привычную некогда картину гандбольного матча изменили активные формы обороны. Это продиктовала сама жизнь. Тех, кто не спешил это сделать, подстегнули своими установлениями Федерация ручного мяча и Спорткомитет СССР.
В Положении о юношеском первенстве страны записано следующее. Первые 15 минут тайма каждая команда обязана обороняться по системе 3+3. Первые три игрока выходят за девятиметровую линию, вторая тройка размещается на девятиметровой. Один из них, обычно тот, кто ближе к сопернику, владеющему мячом, атакует его. Второй встает на пути возможной передачи мяча. Третий смещается, к примеру, под другого полусреднего, готовясь перехватить адресованную тому передачу. Таким образом сразу два игрока атакующей команды лишаются возможности получить мяч.
Вторые 15 минут юноши обязаны применять персональную защиту. Располагаясь в одном метре от нападающего. защитник может встречать его даже у самого центра поля. Правда, это последнее требование нуждается, на мой взгляд, в изменении. Дело в том, что, трактуя его буквально, арбитры не позволяют защитнику оставлять своего подопечного. Держа его постоянно на метровом от себя расстоянии, они лишены возможности прийти на помощь партнеру, подстраховать его. А ведь умелый дриблер один на один сумеет обыграть соперника. Если не выйти на нападающего, он беспрепятственно пройдет к воротам.
Но это, так сказать, частное замечание. По существу же, решение, призывающее игроков активно обороняться уже в юношеском возрасте, несомненно принесет пользу нашему гандболу.
Давайте разберемся с понятием «активная защита». Таковой может быть любая форма обороны, даже 6+0, если защитники выходят на нападающих, активно ставят им блок, и даже всю свою линию обороны, если надо, смещают в ту или иную зону. Насколько активной может быть защита 3+3, мы могли убедиться на опыте Олимпиады-80, когда наша сборная не могла преодолеть именно такую систему, примененную командой ГДР, и уступила ей золотые медали.
Существуют еще системы: 4+2, 4+2 персонально, при которой плотно опекаются два сильнейших нападающих противника, 5+1 персонально и 5+1 смещенный и т. д Остановлюсь на системе обороны 4+2. По-разному могут осуществлять свои функции эти двое. Взять, скажем, под плотную опеку бомбардиров противника. Если же те начнут скрестные перемещения, то и поменяться друг с другом подопечными. Но в любом случае они обязаны парализовать активность нападающих задней линии противника. Может же один из них блокировать связку «центр — полусредний». Переведет соперник мяч на другой фланг — заблокировать связку центрального с другим полусредним. Четверка же остальных защитников активно действует на девятиметровой линии, плотно опекая крайних нападающих. Делает на них выходы и ложные выходы. Понятно — ведь именно эти опасные крайние начинают входы в линию, чтобы помочь своим партнерам, которых плотно держат два выдвинутых защитника. Четверка и обязана препятствовать таким выходам. вытеснять крайних в неактивную зону, прерывая таким образом комбинации в зародыше.
Точно так же кто-то из четверки опекает и линейного игрока противника, мешая ему получить передачу. Система обороны 4+2 применяется обычно, когда и соперник ведет нападение по системе 4+2, то есть с двумя линейными. Линейные в паре при четко наигранной связке между ними представляют особую опасность. Они могут ставить и заслоны с отключением, любой из них может выступить в роли разыгрывающего и подыграть крайним, чтобы дать им возможность войти в линию с угрозой поразить ворота.
Так что четверке обороняющихся тоже приходится нелегко. На их долю остается слишком большая зона обороны да еще постоянная опасность отсечек линейными. При таких отсечках надо и успеть поменяться подопечными, и, как выражаются гандболисты, «убрать» своего подопечного, чтобы он оказался не перед тобой (там-то он наверняка получит мяч), а за твоей спиной — тогда ты сумеешь пресечь передачу.
Ну а на роли двух выдвинутых вперед выделяются обычно игроки невысокого роста, но чрезвычайно подвижные. Чаще всего крайние нападающие, но бывает и разыгрывающий. Как, скажем, гандболист минского СКА Александр Малиновский, чемпион мира среди юниоров. Малиновский перешел даже сейчас в переднюю линию, постоянно играет роль одного из выдвинутых вперед защитников.
Кстати сказать, это довольно старая форма защиты. Вторую жизнь же она получила именно в минском СКА благодаря тренеру Спартаку Мирано-вичу. Правда, в несколько иной трактовке. Своеобразие трактовки минчан в том, что их выдвинутые игроки выступают не столько персональными опекунами, сколько смещенными (вроде 5+1 смещенный, только тут их двое). Взаимодействуя между собой за 9-метровой линией, активно препятствуют вести нападение всей задней линии команды противника. Не исключено, что один из них берет под персональную опеку самого сильного нападающего. Тогда другой остается на дальних подступах к воротам в роли этакого блуждающего разрушителя, препятствуя ведению мяча и передачам по связкам, даже по определенным, наигранным противником комбинациям.
Тут все дело в том, как «держать» соперника. Можно войти вроде бы и в теснейший контакт с ним, но оставить свободной его руку с мячом. Он тут же даст пас тебе за спину, его партнер примет — и вынимай мяч из сетки. Об этом всегда следует помнить. Как и еще об одной стороне активной защиты — подстраховке.
В игре детских и юношеских команд чаще всего можно видеть такую картину. Ведет противник наступление на левом фланге. Там и защита весьма активна. В лице, скажем, двух игроков. Остальные же пребывают в роли зрителей, тогда как они также должны сместиться в сторону мяча, уплотняя линию обороны, но не выпуская из поля зрения опекаемых ими нападающих, чтобы прервать адресованную тем передачу. Пресечение связей — одна из сложных задач активной защиты. Только так можно предотвратить прорыв линии обороны. Но, допустим, этот прорыв все-таки назревает. Вот как в этом случае надо действовать. События происходят на правом фланге. Один из выдвинутых защитников атакует правого полусреднего, второй же быстро устремляется в открывшуюся брешь, подстраховывая свою зону на шестиметровой отметке, ибо кто-то из игроков противника непременно попытается ворваться туда. Если ему поставят заслон, надо переключиться на того, кто поставил этот заслон, либо на другого бомбардира, то есть левого полусреднего.
В мое время (а я играл еще в 60-е годы) было у нас такое неписаное правило: если тебя обыграет нападающий один на один, бросайся вдогонку и в прыжке «ласточкой» старайся выбить у него мяч. Сейчас такое в гандболе увидишь редко. Как-то утратился вкус к напористой, инициативной игре в защите. Много потеряла она и от того, что стала чересчур жесткой. Между тем, активная защита вовсе не означает — жесткая.
Но как бы то ни было, следует прививать гандболистам вкус к защите с самого раннего возраста. Здесь, понятно, на первые роли выходят детские тренеры. Сумеют они это сделать, вырастут у нас и высококлассные защитники. С первых шагов юного гандболиста следует учить защитным приемам, как учат, скажем, в баскетболе (там сложилась довольно основательная школа защиты): правильной посадке, или, как говорят, «сидению на ногах», перемещениям в этом положении вправо-влево, вперед-назад. Стараться избегать в упражнениях монотонности.
Возвращаюсь к теме нашего сегодняшнего разговора. На роль выходящих защитников в системе 4+2 следует готовить игроков специально. Я уже говорил, что это должны быть очень подвижные, мобильные игроки, цепкие, с хорошим видением поля. А то куда ж это годится, если защитник уставится на своего подопечного и не замечает ничего вокруг. Он обязан видеть и того из соперников, кто собирается поставить ему заслон, дабы избежать этого заслона, периферическим, боковым, зрением следить за всеми передачами мяча.
Говорят, все это «дар божий». Отнюдь. Скорее — плоды большого труда. Нет слов, нужны и природные данные. Гиганту, скажем, в этой роли будет выступать трудно, как бы он ни старался. Правда, и тут нет правила без исключений. Вспоминаю, как остро и своевременно выходил из линии Евгений Чернышев и разрушал комбинации соперников.
Но возьмем за исходное: такими защитниками должны быть «малыши». Юрий Кидяев сейчас лучший защитник. Но не все, наверное, знают, что Юрий «сделал себя сам». Еще школьником был он взят в команду ЦСКА. Но, если был свободен от тренировок в армейском клубе, обязательно приходил на Ленинские горы, на стадион родного для него Дворца пионеров и трудился, что называется, до седьмого пота. Кидяев сам говорит, что неутомимыми его ноги сделали Ленинские горы. Под стать ему три воспитанника нашей гандбольной школы Дворца пионеров: Николай Дрипенкин и Сергей Толстых из команды МАИ и Игорь Лозовой из «Кунцево». Все они чемпионы мира разных лет среди юниоров.
Очевидно, пришло время специализации в самом лучшем смысле этого слова. В гандболе 11 на 11 были полузащитники. Как и футбольным, им приходилось перекрывать большие участки поля. Сейчас гандбольное поле значительно уменьшилось. Но на долю называвшихся уже здесь двух выдвинутых защитников по-прежнему приходится большой участок площадки. Очевидно, и готовить их нужно по специальной программе, в отдельной группе, как готовили прежде полузащитников.
Упражнения для развития подвижности, мобильности отлично знают все гандбольные тренеры. Это и разного рода эстафеты, и обводка стоек, и выходы на скорости, и игры типа «салок» и проч. и проч. Главное, что должны не забывать детские тренеры: такую группу ребят следует держать на постоянном контроле, тщательно регистрировать показатели ловкости, скорости, подвижности. Особое внимание обратить на взаимодействие в парах, _ для чего в каждую тренировку вводить микроматчи 2X2. Потом усложняя — двое против троих, когда игрок поставлен перед необходимостью определить и место и время наиболее опасного момента атаки; когда эти двое должны решить, кого из соперников взять персонально, каких подстраховывать.
Чтобы правильно построить оборону команды, тренерам необходимо следовать трем основным положениям, выработанным еще известным нашим тренером Юрием Предехой.
1. Обязательно пресекать связи между игроками противника.
2. Создавать численное преимущество на определенном, ударном участке своей обороны.
3. Соблюдать закон противохода, или противодвижения. то есть защитник не должен стоять на месте, а своевременно выходить на своего подопечного — нападающего команды противника.