Бела Барталош («Баньяш», Татабанья, Венгрия). Родился 6 июля 1948 г., рост 182 см. Дебютировал в национальной сборной в 1970 году и первым в мире провел 300 международных матчей. Участник Олимпийских игр 1972, 1976, 1980 гг., чемпионатов мира 1970, 1974, 1978 и 1982 гг. Один из сильнейших вратарей мирового гандбола.
Мастерство спортсмена выверяется уровнем соревнований. Можно блестяще отыграть в рядовой встрече, но из рук вон плохо выступать в главных поединках. Барталош относится к тем голкиперам, которые исключительно сильно проводят ответственные матчи.
Олимпийский турнир в Москве, собравший весь цвет мирового гандбола, стал для Белы вершиной творческих достижений. Взять, к примеру, встречу с будущими олимпийскими чемпионами — сборной ГДР, потерявшей в матче с венграми ценнейшее очко. За первые десять минут игры немецкие гандболисты сумели забить всего один гол! Случай для такого масштаба соревнований редчайший. Непрерывно атакуя, игроки сборной ГДР не забивали с игры, и даже с семиметровой штрафной отметки.
А финальный матч за бронзовые медали? Лучшие бомбардиры румынской команды Стефан Биртолан и Василе Стинга трижды терпели фиаско в поединке один на один с Барталошем.
Называя лучших вратарей олимпийского турнира, многие видные специалисты были единодушны: Михаил Ищенко, Виланд Шмидт и Бела Барталош. Такая высокая оценка явилась заслуженным признанием мастерства венгерского гандболиста.
Так вышло, что в богатой наградами спортивной коллекции Белы нет ни одной медали олимпийских игр и чемпионатов мира. Мужская сборная Венгрии многие годы ходила в «середнячках», хотя имела в своем составе выдающихся игроков. Нередко в таких командах тускнеет и вянет талант большого игрока. С Барталошем этого не случилось. Он всегда был на виду, в первую очередь за счет яркой и самобытной манеры игры.
Темпераментная игра Барталоша вызывала не только восторг, но и недоумение. Своей оригинальностью и непохожестью на действия многих голкиперов высокого класса. Бела — единственный гандбольный вратарь, постоянно выступавший в «футбольной» форме — свитере и трусах. По этой примете его узнавали даже несведущие в гандболе зрители. Барталош отличался и в манере игры, где его приемы, техника резко контрастировали с общепринятыми.
Венгерская школа вратарей всегда была ведущей в Европе. Но отличались в основном представительницы «слабого» пола. Имена Агаты Буйдошо, Анны Ротермел, Марии Берсеньи знал весь спортивный мир. Мужчины оставались в тени. Пока на площадке не появился Бела Барталош.
Отвергая шаблонные приемы и стандартные установки, молодой голкипер демонстрировал эффективнейшие, но непонятные с первого взгляда способы ведения игры. В одном случае, не хуже заправского футбольного вратаря, отчаянно бросался в дальний верхний угол за, казалось бы, безнадежным мячом, а спустя несколько минут, за счет безукоризненного выбора месте, отражал опаснейшую голевую атаку.
В те годы шел ожесточенный спор между так называемыми «классиками» и «футболистами». И лишь накануне Олимпийских игр 1980 года была поставлена точка в этом споре. Родился общепризнанный комбинированный стиль, ярким представителем которого стал Барталош.
Чем отличались эти стили? «Классики» были мощными высокорослыми атлетами, хорошо выбирали место в воротах, отражали броски экономичными подставками и короткими выпадами. Они исключали любой риск, делая ставку на безукоризненный выбор позиции, четкую организацию обороны, особенно при отражении бросков из стандартных положений. Важное место в игре «классиков» занимал математически точный расчет действий, построенный на неоднократно выверенных моделях возможных игровых ситуаций.
«Футболисты» действовали лихо, зачастую даже с необоснованным риском. Но зато нередко «вытаскивали» безнадежные мячи.
До определенного времени оба стиля были в равной мере жизнеспособны. После Олимпийских игр гандбол претерпел значительную эволюцию. Резко повысилось качество игры, возросли скорости. «Футболистам» стало худо, они явно не поспевали за ходом времени. Казалось, стиль отомрет сам по себе.
Барталош был в числе первых, кто соединил оба стиля. Таким же образом поступили чемпионы мира Корнел Пену, Манфред Хоффман, некоторые другие прославленные голкиперы. И все же они больше тяготели к классике и комбинированный стиль применяли в исключительных случаях. Барталош мог играть в стиле самых отчаянных «футболистов», но когда было необходимо — становился собранным и жестким, мгновенно перестраивался. В этой универсальности — наиболее яркая черта творческого почерка венгерского спортсмена.
Кроме того, Бела, с учетом индивидуальных особенностей сильнейших бомбардиров, может в одной игре многократно менять стойку. В одном случае она высокая, в другом — средняя, бывает и настолько низкой, что ладони едва не касаются пола площадки.
Очень темпераментный, Барталош часто совершал рискованнейшие рейды к центру площадки. Ошеломив такой дерзостью нападающих, овладевал мячом. Не менее удивительны его эффективные выходы на атакующего бомбардира. Смелый и отчаянный выход на бьющего игрока — явление ординарное. Выйти вперед не проблема. Важно знать, когда можно и нужно предпринять этот маневр. У Барталоша стройная система контратаки. На основе скрупулезного анализа сотен матчей, изучения индивидуальных особенностей нападающих, сопоставления рефлекторных характеристик спортсменов он отлично знал, когда и что следует предпринять. И если Бела выходил на прорвавшегося к линии площади вратаря нападающего, действия и возможности которого изучены, успех такого маневра был несомненен.
Ныне действия высококлассных нападающих отличаются предельными скоростями передвижений и выполнения приемов, неожиданностью бросков с закрытых позиций, особенно из опорного положения. И, конечно, скоротечностью атаки. Все это держит вратарей в состоянии постоянного нервного напряжения, требует полной мобилизации и предельно рациональных действий. Ни одного лишнего движения, ни одного опрометчивого выхода или выпада.
Наблюдая за игрой Барталоша, начинаешь думать, что его чрезвычайно эмоциональная манера игры не совпадает с подобными требованиями. Но постепенно понимаешь, что даже самые отчаянные рейды Бела, его «охота» за мячом в глубине площадки, головоломные броски за безнадежными мячами — действия обоснованные и хорошо продуманные. Но эти действия доступны не каждому вратарю. Здесь необходима высочайшая атлетическая подготовка, отменная реакция. Барталош очень подвижен, оснащен основательной акробатической подготовкой. Он вынослив, быстр, его реакция молниеносна. Бела не только смел, но и расчетлив, умеет жестко контролировать свои действия.
Еще одна завидная черта Барталоша — умение наладить четкие взаимодействия с защитниками, оперативно руководить ими. Бела — прирожденный лидер, командир. Эти его качества не раз выручали венгерскую сборную.
Последнее десятилетие ведутся горячие споры по поводу оптимального роста вратарей. Дело дошло до парадоксов, в отдельных командах появились гиганты за два метра. И все же тренеры пришли к выводу: оптимальный рост голкипера 185—190 см. У Барталоша меньше, до эталона не дотянул нескольких сантиметров. Но своей блестящей игрой он доказал: не в росте дело, а в степени таланта и способности трудиться.
Барталош — признанный мастер отражения 7-метровых штрафных бросков. Здесь многие вратари надеются на счастливый случай. Барталош, как правило, делает ставку на объективные данные: анализ игрового почерка постоянных пенальтистов, учет склонности игрока к броскам в «свой» угол ворот. При отражении штрафных бросков многие голкиперы выходят из ворот почти к 4-метровой марке. Это позволяет свести до минимума угол отражения ворот, представляет вратарям определенное преимущество, особенно любителям «погадать». Бела выходит из ворот на 2—2,5 метра, дальше — опасно, рост маловат, нападающий может перебросить мяч по высокой траектории.
Отразив бросок, Бела стремится сохранить контроль над мячом, для чего применяет технику его гашения. И молниеносно организовывает контратаку, безошибочно выводит своих нападающих на самое слабое место в обороне соперников.
В течение многих лет черта, отделявшая мастеров гандбола от 300 международных матчей, считалась «звуковым» барьером,преодолеть который не удавалось самым именитым атлетам. Ближе всех к заветной цели был румын Корнел Пену — 285 матчей. Но и он не сумел прорваться за эту черту. На рубеже 1984 года первым в мире это сделал Бела Барталош. В тот год ему исполнилось 36 лет! Это была победа и над временем.