В декабрьских «Спортивных играх» минувшего года была опубликована подборка «Грубость с поля вон». Речь шла о том, что в гандболе, наряду с повышением атлетизма, усилением темпа игры наблюдаются и негативные явления. Это прежде всего грубые, недозволенные, зачастую хитро замаскированные действия отдельных игроков. Атлетической мощи гандбола сегодняшнего дня, его зрелищной привлекательности не должна мешать «грязная» игра. Об этом пишут читатели нашего журнала. Один из таких откликов мы публикуем.
Если мы хотим искоренить с гандбольных полей грубость — необходимо, как говорил Козьма Прутков, зреть в корень. В данном конкретном случае не только определять мотивацию конфликтных ситуаций, но, в первую очередь, искать эффективные «лекарства», способные поставить заслон грубости.
На мой взгляд, таким эффективным средством будет комплексный подход к проблеме. С участием коллективов, игроков, тренеров, арбитров, всех заинтересованных лиц. Потребуется целенаправленная работа, жесткая линия на выполнение принятых решений, широкая гласность и повседневный контроль. А вот конкретные средства — это детали, которые выявятся в процессе разработки комплексной программы.
Теперь о первопричинах, порождающих грубость. Практика показала, что высокотехничный и дисциплинированный игрок на нарушение правил не пойдет. Ему это просто-напросто не нужно, ибо он и без грубости превосходит своего соперника. Грубят, в основном, слабо технически подготовленные игроки. Они пытаются компенсировать отставание в технике грубой силой и опасными для соперников приемами. К сожалению, к этой категории следует причислить высокорослых, но малоподвижных защитников, значительно отстающих в своих действиях от скоростных высокотехничных нападающих.
Конфликтные завязки начинаются, можно сказать, банально. Защитники, преграждая путь нападающим, встречают их толчками рук, выставляют в качестве заслона колени, локти. И если это не помогает — применяют откровенные захваты, бьют по руке с мячом или захватывают ее кисть, что, как известно, чревато тяжелейшими травмами.
Сами посудите, нападающий, набрав высокую скорость, атакует ворота. Все движения, в том числе замах на бросок, выполняются на пределе возможной быстроты. И вдруг рука с мячом оказывается в цепкой кисти защитника! Мгновенный захват, такая же мгновенная остановка движения. И выходит нечто вроде катастрофы: мчащийся на огромной скорости автомобиль, в данном случае рука нападающего, врезается в дорожный столб или другой жесткий предмет. Последствия такого столкновения общеизвестны...
Должен заметить, что и нападающие не всегда деликатничают. Набрав огромную скорость, врезаются в защитника с одновременным броском по воротам. И часто делают вид, что они пострадали. В отдельных случаях, судьи невысокой квалификации попадаются на наживку нападающего. И, увы, наказывают защитника.
Все эти приемы хорошо известны любителям гандбола, игрокам, тренерам и, конечно, арбитрам. Но вот борьба с подобными отрицательными явлениями не всегда приводит к успеху. И дело не только в антислортивном поведении игрока-нарушителя, но и в позиции тренера. Если тренер будет слеп и глух к происходящему на площадке, арбитр в ряде случаев тоже бессилен навести порядок, ибо времена прямолинейной, незамаскированной грубости ушли в прошлое. Сегодня каждый «грязный» прием даже тщательно шлифуется на тренировках, облачается в одежды невинности. Лишь опытный арбитр способен разобраться в подоплеке такого, с позволения сказать, «технического» средства. Конечно, лучше всех в этой «технике» ориентируется тренер команды.
Начав свое выступление с предложения «зреть в корень», я имел в виду, что таким «корнем» есть тренер. Настоящий наставник, воспитатель в полном смысле этого слова не потерпит в своем коллективе нарушителя спортивного кодекса, ибо любое нарушение. если оно совершается предумышленно, действие бесчестное. Но вот здесь есть одна проблема. Требуя от игрока безукоризненного поведения на площадке, тренер обязан таким же образом вести себя не только на скамейке во время игры, но и вне соревнования. Это. к сожалению, бывает не всегда. Таким образом, появляется прецедент. Коль дозволено тренеру, то отчего же нельзя «порезвиться» игроку?
Далее. Уважительное отношение к личности арбитра, его функциям, даже если он в отдельных случаях и допускает непредумышленные ошибки — залог успеха в борьбе с грубостью. Даже закоренелый нарушитель правил не рискнет испортить отношения с судьей, к которому тренер относится с искренним уважением и пониманием его многотрудных задач. И наоборот, если тренер позволяет всевозможные выпады против арбитра, игрок будет вести себя таким же образом. Совершенно очевидно, что такое же уважение к наставнику и спортсмену должен проявлять судья. Вот такое взаимное доброжелательство и послужит строительным материалом для сооружения фундамента честной игры.
А что мы порой видим во время напряженных игр? Некоторые тренеры, не стесняясь, поносят арбитра, ставят под сомнение его решения, картинно вскидывая руки, требуют от главного судьи «защиты» от якобы неправедных действий арбитра на площадке. Прием, прямо скажу, не менее грязный, чем нечестная грубая игра.
Но, увы, такими «действиями», грешат порой даже известные тренеры. Они пытаются психологически воздействовать на членов судейской коллегии. А вдруг дрогнут под натиском агрессивного тренера и, как следствие, во всех сомнительных случаях не решатся принять справедливое решение. И в результате в выигрыше команда тренера-крикуна и давилы. Должен сказать, что этот грубый прием, к сожалению, зачастую срабатывает безотказно. Если, конечно, арбитр не проявит твердости и принципиальности.
Следует сказать, что такое подстрекательство, в прямой или завуалированной форме, довольно часто приводит к острейшим конфликтам, участниками которого в ряде случаев становятся все игроки. Мне не забыть (думаю об этом помнят и другие любители гандбола) как на одном из чемпионатов страны во встрече студентов из Краснодара и Тбилиси завязалась перепалка, связанная с групповыми нарушениями правил игры.
Мне хочется поставить в пример, как образец корректного, справедливого наставника тренера минских армейцев Спартака Мирановича. Он вырастил великолепную команду. В самых остроконфликтных ситуациях Миранович всегда остается прежде всего настоящим воспитателем. Гандболисты его команды неизменно корректны, честны, я бы даже сказал благородны. Минчане не срываются даже когда игра не идет, и команда рискует потерять чемпионский титул.
Требуя безупречности от тренеров, мы вправе предъявить такие требования к судьям. Не всегда еще проявляется принципиальность и справедливость, живуч либерализм. Это, можно сказать, почва, на которой произрастает грубость, антиспортивное поведение тренеров и игроков.
Не буду говорить о том, что тренеры и арбитры должны находиться на уровне современных профессиональных требований. Это несомненно. Но хочу напомнить о необходимости каждодневного совершенствования ранее приобретенных знаний. Ведь некоторые специалисты, достигнув определенного уровня, останавливаются в своем росте. Отстают от требований сегодняшнего дня. А вот амбиции остаются прежние, что нередко является первопричиной конфликтов.
На мой взгляд, деловые и товарищеские взаимоотношения между тренерами, игроками и арбитрами невозможны без широкой гласности при обсуждении их деятельности. Вот почему следует ввести обязательные послематчевые прессконференции, участниками которых станут не только непосредственно действующие лица, но и те, кто создают основу гласности. Я имею в виду представителей печати, радио и телевидения. Именно средства массовой информации помогают объективному формированию общественного мнения, борьбе с различными нарушениями. Кроме того, такие пресс-конференции станут доброй школой всестороннего и глубокого проникновения в нюансы игры, повысят компетентность не только арбитров, но и всех присутствующих на подобных разборах.
Мне понравилось предложение о введении «чистого времени» в правилах 45 секунд. Такая мера перечеркнет весьма живучую тактику «мелкого фола» защитников, сделает игру более привлекательной и целенаправленной.
Не менее заманчива идея вывести на площадку третьего арбитра. Нововведение, разумеется, не простое. Оно потребует максимального взаимопонимания судей одинаково высокой квалификации. И постоянной за-ряженности на повышение своих знаний. Одновременно повысится и чистота игры. Тройной контроль при равных правах! Конечно, один из этой тройки должен иметь этих прав чуточку больше, не оставив надежд грубиянам. Ведь каждый метр площадки будет находиться в поле зрения одного из трех арбитров.
Это предложение следует опробовать на уровне команд мастеров. Но предварительно необходимо провести судейский семинар, разработать четкие методические рекомендации, направленные на повышение взаимопонимания арбитров.
К вопросу о наказании виновных в антиспортивном поведении. Одними уговорами проблему не решить. Удаление тренера или игрока должно автоматически повлечь дисквалификацию на очередную игру. В промежутке между этим судейская коллегия обязана тщательно разобраться в сути конфликта. И если возникнет необходимость, ужесточить наказание. Вероятно, это может быть дисквалификация на 4 очередные игры, а также другие меры, которые послужат свидетельством бескомпромиссной позиции судейской коллегии. Независимо от заслуг тренера или спортсмена. Справедливость должна быть одна для всех!