Что есть гандбол? Задавать себе время от времени этот вопрос, право же, нелишне. Особенно оглядываясь на какие-то вехи в жизни нашей игры. В последнее время для советской команды такими заметными вехами стали Кубок Балтики и чемпионат мира по группе «В».
Никаких сюрпризов в тактике нападения ни одна из команд, с которой мы встречались на этих турнирах, не преподнесла. А вот в обороне... Наши основные соперники не имеют такого мощного оборонительного заслона из высокорослых атлетов, какой есть у нас. Это заставило их видоизменить свои защитные построения. Их боевые порядки находят выражение в разных формулах: 5+1, 4+2, 3+3. Но суть одна — применять дальние выходы на атакующих. Защитники выдвигаются теперь на 9—11 метров от ворот, опекая особо опасных бомбардиров персонально. Когда есть возможность, защитники могут и поменяться друг с другом подопечными, но в основном держат игроков, как говорят, «лично».
Оборону такого рода я бы назвал полупрессингом или, прибегая к баскетбольной терминологии, зонным прессингом. Она предъявляет к гандболистам ряд требований. Во-первых, им нужна большая подвижность, — ушло в прошлое представление о переходе к обороне как к возможности сделать небольшую передышку. Во-вторых, четкое взаимодействие партнеров — уверенность в том, что партнер всегда подстрахует тебя, — имеет большое значение.
Но вспомните поговорку: «На друга надейся, я сам не плошай». Так вот, от каждого защитника требуется умение вести единоборство с нападающим и выходить победителем.
Невольно возникает мысль: «А не рассчитана ли такая система обороны на отсутствие у соперников нападающих, умеющих обыграть индивидуально?» Я не вижу сегодня таких ярких нападающих, как, скажем, Владимир Максимов, который мог преодолеть самую жесткую защиту. Можно вспомнить и Георгия Лебедева или румына Кристиана Гацу, умевших один на один переиграть самого хваткого «сторожа». Совсем недавно мастерство индивидуального обыгрывания демонстрировал и крайний нападающий Владимир Кравцов.
В последнее же время и в нашем, и в европейском клубном гандболе ставка в нападающих действиях делается на многоходовые комбинации, большое количество перемещений с целью вывести на бросок бомбардира. Сами же бомбардиры стали редко стремиться к индивидуальному обыгрышу. Нередко наблюдаешь такую картину. Передний, или центральный, защитник выдвигается на добрых 11—12 метров, два полусредних выходят на 9 метров и таким вот уступом буквально выталкивают нападающих из опасной для ворот зоны. А у сборной ГДР даже крайние защитники выходят чуть ли не на 10 метров от ворот, чтобы противодействовать своим подопечным.
Бывают и такие ситуации.. Центральный защитник противника опекает персонально нашего линейного. Тот пытается поставить заслон, скажем для своего полусреднего. Тогда этот центральный защитник буквально выталкивает линейного и переключается на полусреднего. Получается, что вперед практически выходят четыре защитника.
Команда ГДР вообще не позволяет никому из соперников без борьбы приблизиться к ее воротам, всеми способами останавливая нападающих. Такой защите можно противопоставить только высокую техническую выучку, подвижность и четкое взаимодействие игроков задней и передней линий. А самое главное — умение вовремя уйти от своего опекуна, получить мяч на скорости и не мешкая пробить по воротам. В таких маневрах на первый план выдвигается искусство игры без мяча.
На своих внутренних чемпионатах мы практически не встречаемся с такими системами обороны. Разве что защитники «Гранитаса» более или менее далеко выходят на нападающих противника. Остальные же команды защищаются по привычным системам 6+0 или 5+1, где этот «один» если и выходит на соперника, то не дальше чем на 9 метров от ворот. Как же тут нападающим приобрести нужные навыки борьбы с выходящими защитниками?
Я уже говорил о том, что защитники сборной ГДР не очень-то стесняются в средствах, чтобы остановить нападающих соперников. В матче с нами на Кубок Балтики обороняющиеся немецкой команды были оштрафованы на 18 минут удалений. Мы не собираемся ориентировать наших защитников на игру с нарушениями правил. Прежде всего — высокий класс, совершенная техника. Но поскольку против наших нападающих применяют довольно грубые приемы, мы с этим вынуждены считаться и отвечать эффективными мерами в рамках игрового кодекса.
Сейчас наша национальная сборная обновляется, происходит омоложение ее состава. Выбирать нам было из кого. Даже у таких техничных, быстрых левых крайних, как Юрий Кидяев и Александр Каршакевич, нашелся дублер — 20-летний Валерий Гопин из челябинского «Полета». Он прошел основательную школу в юношеской сборной страны, выигравшей золотые медали чемпионата мира 1984 года. Гопин способен к индивидуальному обыгрышу защитников. К тому же он игрок разноплановый. Вроде бы типичный крайник, но может сыграть и в линии, вырвать мяч из самой гущи борьбы и забить гол. Хотелось бы пожелать Валерию научиться ставить заслон с отворотом. Этим приемом из баскетбола крайний помогает игроку задней линии освободиться от опеки. Сам же, поставив заслон, быстро разрывает контакт с защитником соперников и, освободившись, готов принять мяч.
На месте левого полусреднего, где выступают традиционно мощные гандболисты, мы пробовали и одноклубника Гопина Вячеслава Мекова. Но более удачно выступал в этом амплуа Александр Сокол из команды Запорожского индустриального института. Этот гандболист (его рост 195 см) отличается хорошей техникой, удачно играет против выдвинутых «зон», умеет скинуть мяч в линию, обыграть соперника один на один. У Сокола почти не случается потерь мяча, что особенно ценно в игре против активных защитных систем. Ведь случись тут перехват — и получай мяч в свои ворота. Свои достоинства Саша в полной мере проявил на Кубке Балтики. В финальном матче с поляками в трудный для нашей команды момент, когда она осталась в меньшинстве, забил гол.
Неплохи у Александра Сокола и защитные навыки. Он играет левым полусредним, но может выступить и вторым центральным защитником в паре с Сергеем Кушнирюком или Александром Рымановым. Соколу почаще бы применять опорный бросок да прибавить мощи, атакуя в прыжке.
В лице другого молодого гандболиста — Сергея Демидова — выросла смена и нашим опытным центральным разыгрывающим. Сергей начинал играть в рижском «Целтниексе», теперь выступает в команде МАИ. Этот разыгрывающий постоянно нацелен на ворота соперников, любит и умеет забивать. У Демидова сильные кистевые броски снизу в опорном положении и в прыжке с отклонением корпуса.
В матче со сборной ГДР на Кубке Балтики, когда во втором тайме мы проигрывали шесть мячей, Сережа вышел на площадку и забросил три мяча подряд.
Если сравнить линии, то в передней у нас выбор игроков несравненно больший, чем в задней. Там Михаил Васильев, Александр Анпилогов, а кто за ними? Таких мощных бомбардиров, как, скажем, румыны Стинга и Думитру — с сильным броском в прыжке и с опоры, — на нашем гандбольном небосклоне, увы, пока не видно.
Вроде бы не ощущается недостатка в высокорослых гандболистах. Записали в положение о чемпионате страны требование об обязательном включении в состав каждой команды одного игрока ростом не менее 2 метров с условием игры не менее 15 минут и одного не менее 195 сантиметров — и тренеры не замедлили найти таких гигантов. Но, к сожалению, в некоторых командах они проводят «свои» 15 минут преимущественно в обороне. Если же и переходят в нападение, то забиваются там в уголок — скорости и техничности недостает.
Я уже вел речь, что в обороне у нас достаточно рослых, мощных, с надежным блоком атлетов. К этому следует добавить, что на подмогу Сергею Кушнирюку и Александру Рыманову пришел в сборную еще один центральный защитник двухметрового роста Игорь Власкин из ЦСКА. И это не может не радовать. Это помогло команде преодолеть растерянность, войти в нужное русло. И все же я предупредил бы Сергея от излишнего увлечения атакой. Едва получив мяч. он рвется к воротам, от разыгрывающего же требуется больше. Ведь он — диспетчер и должен так наладить связи, чтобы заиграла вся команда. Полезно было бы к этому предупреждению прислушаться и разыгрывающему из астраханской «Зари» Сергею Тяменцеву, которого мы также привлекали к тренировкам главной команды страны.
На месте правого полусреднего позиции Олега Гагина и Раймонда Валуцкаса остаются прочными. Последнему, правда, не все дается легко. Но его мощная игра в «Гранитасе», высокая результативность позволяют твердо рассчитывать на место в сборной.
Надежен в национальной команде и правый крайний Юрий Шевцов, к тому же у него есть весьма надежный дублер Иван Левин из краснодарского СКИФа. Однако ж и тут мы не забываем о подготовке смены. Пробуем на этом месте двух Константинов — Шароварова из минского СКА и Антоневича из ЗИИ.