Ежи Клемпель (Польша, СК «Шленск», Вроцлав). Родился 23 апреля 1953 года. Впервые выступил в составе национальной сборной в 1972 году и провел свыше 200 международных матчей. Бронзовый призер XXI Олимпийских игр и X чемпионата мира. Лучший бомбардир XXII Олимпийских игр, IX чемпионата мира. Участник матчей в составе сборной мира 1974 и 1978 гг.
...Придя на одну из тренировок польских гандболистов в олимпийской Москве, я не увидел на площадке Клемпеля — лидера команды, ее главного бомбардира. Оказалось, Ежи все еще не оправился от травмы, хотя в Москву и приехал: На вопрос, будет ли он выступать на олимпийском турнире, польские тренеры лишь молча развели руками.
Накануне первых олимпийских матчей состоялась пресс-конференция, в центре внимания которой оказались победители и призеры предыдущих Игр — спортсмены СССР, Румынии, Польши. И здесь не обошлось без вопроса: «Как Клемпель?» Руководители польской сборной ответили лаконично: «Клемпель травмирован. Его участие в Олимпиаде под большим вопросом».
И все же Ежи вышел на площадку. Не только ради поддержания боевого духа коллектива, но в роли организатора игры и главного бомбардира. По единодушному мнению специалистов, Московская олимпиада стала своего рода пиком на спортивном пути замечательного гандболиста. Свидетельством тому — 44 мяча, заброшенных в сетку ворот соперников, и почетный титул лучшего бомбардира олимпийского турнира.
Сам Клемпель считает, чю не забитыми голами красно его выступление в Москве. Ежи доволен, что, будучи далеко не в лучшей форме, сумел выдержать трудное испытание, помог команде в ответственнейшем турнире. Клемпель сумел преодолеть не только физический болевой порог, но и проявить присущее ему большое мастерство.
Вот таким, постоянно заряженным на самоотверженную, мужественную борьбу, знаю я Ежи Клемпеля, вписавшего в историю мирового гандбола яркие страницы самобытного творчества.
Как и все мальчишки, Ежи с детства пристрастился к играм с мячом. Увлекся хоккеем. Здесь его и заметили тренеры гандбольного клуба, предложившие Клемпелю играть в детской команде. Гандбоп понравился мальчику своей возможностью забивать в одной игре десяток голов, чего не сделаешь в хоккее.
Рослый, сильный и подвижный паренек, к тому же левша, что в гандболе немаловажно, скоро обошел в своем спортивном росте товарищей по команде. Через три года после первого знакомства с гандболом Ежи был уже в составе юниорской команды Польши. Годом позже Клемпеля включили в национальную сборную страны, готовящуюся к очередному чемпионату мира.
Но первые годы в большом спорте были для Ежи далеко не безоблачными. Тренеры требовали от новобранца безоговорочного подчинения своим замыслам. Между Клемпелем и его наставниками постоянно возникали острейшие конфликты. Но Ежи многое прощалось, ибо тренировался он также неистово, как и играл.
Попав в бурную стихию состязаний, Клемпель всецело отдавался игре. Без скучных, надоевших штампов, зазубренных схем, которые ненавидел, что называется, всеми фибрами души. К возмущению тренеров, в кульминационный момент тщательно отрепетированной комбинации Ежи мог отклониться от разработанной схемы и перейти на головоломную, интереснейшую импровизацию. Казалось, в самый неподходящий момент атаковал ворота и... добился успеха. В напряженной ситуации, когда судьба матча висела буквально на волоске, единолично принимал решение, исход которого был далеко не ясен. Получалось, что каждый выход Клемпеля на площадку становился для наставников польской сборной минутами нервозности, невозможно было предугадать очередной «ход конем», который мог сделать Ежи. Но, как говорят, победителя не судят. А Клемпель побеждал.
Но сам Ежи не упивался своими успехами. Он всегда относился к себе критически, думая о том, что может сделать больше. Начиная с 1974 года Клемпель неизменно значился в списках сильнейших нападающих мира.
На чемпионате мира 1973 года Клемпелю не было равных по всем показателям игры. Последующие четыре года — такая же яркая игра, восторженные оценки специалистов и прессы. Он же утверждал: «Я играю не лучшим образом, все еще много ошибок и недоработок». И здесь же, не щадя самого себя, приводил примеры: на таком-то чемпионате из выгоднейшей позиции не забил гол, на другом — допустил срыв в защите, где-то оплошал с передачей. Играя хорошо, он хотел играть еще лучше. Но, по его мнению, без угпублуенного анализа допущенных ошибок, даже незначительных, усилить игру немыслимо.
Так же критически Клемпель подходил и к оценке наград. Бронзовые медали, добытые польской сборной на чемпионате мира 1982 года, рассматривал как проходное событие в борьбе за более высокое место в будущих состязаниях. А вот медали такого же достоинства, завоеванные в олимпийском Монреале, расценил весьма высоко: «Мы добыли их в тяжелейших состязаниях с соперником, превосходящим нас по классу игры. Проявили свой характер и победили».
Воссоздавая образ знакомого нам человека, мы обычно стараемся вспомнить наиболее яркие черты его характера, профессиональной деятельности, увлечений. Слагаемое дает точный портрет. Для Ежи Клемпеля я отобрал три наиболее отличительных черты. Твердый и стойкий характер. Безграничная преданность гандболу. Стремление идти нехожеными дорогами, находить нестандартные, творческие решения.
В арсенале гандбольного мастерства Ежи Клемпеля я бы выделил его самое грозное оружие — бросок в прыжке. Для его проведения он умело использует свои незаурядные физические данные: рост 192 см, вес 94 кг, высокие скоростные качества, мощный прыжок. Большинство бросков польского гандболиста завершаются голом. В двух последних чемпионатах мира, на XXI и XXII Олимпийских играх Ежи забросил 147 мячей. В среднем по 5—7 голов за игру. Это очень высокий показатель, если учесть завидную стабильность его результатов на протяжении двух олимпийских циклов.
Зная о мощи бросков Клемпеля, защитники всячески изощряются, чтобы его нейтрализовать. Замыслы Ежи в предфинапьной стадии атаки — неразрешимая загадка для игроков обороны. В одном случае Клемпель может атаковать прямолинейно: принял мяч, выпрыгнул, вынеся руку с мячом на три с половиной метра, и с этой гигантской высоты зашвырнул мяч в ворота поверх блока защитников. В другом случае, использовав суетность обороны — ранний выход на бьющего, пустит мяч из опорного положения вразрез защитников. Но может применить хитроумный финт, обойти соперника и выйти на ударную позицию один на один с вратарем.
И если прибавить к сказанному любовь Ежи к тактической импровизации, игре, казалось бы, вопреки всякой логике, можно понять бессилие защитников, так и не нашедших веских контрдоводов мастерству выдающегося польского гандболиста.
...Участие Клемпеля в играх X чемпионата мира вновь было поставлено под сомнение. Разбередились старые травмы. Но он вышел на площадку. И, как всегда, отыграл блестяще, вернувшись на родину с очередной наградой — бронзовой медалью.
За плечами Ежи Клемпеля турниры двух олимпиад и трех чемпионатов мира. Конечно, постепенно сказывается усталость и травмы. X чемпионат мира стал прощальным. Так говорят. Но никто не удивится, если Клемпель вновь появится на гандбольной площадке. Для людей с таким сильным характером, как у Ежи, ничего невозможного не бывает.