Высок авторитет советской школы гандбольного судейства. Ее лучшие представители постоянно привлекаются к обслуживанию олимпийских игр, чемпионатов мира, розыгрышей европейских кубков. Наши арбитры ведут активную работу в ИГФ (Международной федерации гандбола). Мы предоставляем слово судьям международной категории москвичам Геннадию Очеретину и Виталию Иванову.
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Я много езжу по стране и убеждаюсь, как стремительно растет материально-техническая база нашего гандбола. Построены первоклассные гандбольные комплексы,такие, например, как на заводе «Ростсельмаш», бакинский Дворец спортивных игр, студенческий центр в Запорожье. Создаются наилучшие условия для спортсменов, тренеров, арбитров, зрителей. Это положительно влияет на повышение качества игры, на общий прогресс гандбола. Соответственно повысились требования к подготовке арбитров.
Виталий ИВАНОВ: Улучшилась экипировка гандболистов, улучшился инвентарь. Благодаря этому игроки получили возможность максимально использовать обретенные навыки.
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Все эти факторы способствовали росту атлетических кондиций спортсменов, предельному убыстрению темпа игры. Но вот что настораживает: сила вступила в конфликт с быстротой. Опытные игроки, обладая незаурядными атлетическими данными, научились использовать силу в качестве недозволенного средства разрушения наступательных действий соперников. И если раньше грубияны действовали прямолинейно, то нынешний нарушитель правил стал более изощренным. Вроде бы ставит заслон, дозволенный гандбольным кодексом. На самом же деле ловко применяет грубый прием, который мы называем «врезанием в игрока». Или взять такое безобидное на первый взгляд действие, как передвижение защитника вдоль линии площади вратаря. Если вглядеться, то видишь: защитник буквально впрессовывает нападающего в запретную зону — площадь вратаря. Разоблачение подобных ухищрений требует от арбитра высокой квалификации, глубокого знания техники и тактики гандбола.
Виталий ИВАНОВ: В состязаниях у нас в стране практикуется правило 45 секунд, отведенных на ведение атаки. Опытные игроки обороняющейся команды постоянно стремятся за счет мелких фолов, не опасных для обороны, укорачивать этот лимит. Остановил арбитр игру — несколько драгоценных секунд потеряно. Итог: наказана пострадавшая команда. Конечно, мы стремимся избегать лишних свистков, но не всегда это удается. Например, богатырь защитник зажал в объятиях юркого нападающего, владеющего мячом. Хочешь не хочешь — остановишь игру. А время мчится вперед, нарушение, наказываемое свободным броском, «работает» на нарушителей. Вероятно, пришла пора ввести отсчет чистого времени владения мячом, как в баскетболе. Польза двойная: нарушитель может заработать предупреждение и в то же время поставленной цели — «украсть» несколько драгоценных секунд у соперников, — не добьется.
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Продолжает расти атлетическая мощь гандбола. Но беда, если одновременно выйдет на простор грубая сила, да еще хитро замаскированная. Одним арбитрам не справиться с «грязной» игрой. Первостепенное значение имеет тренер-наставник, воспитатель. Ответственный и уважительный подход к гандбольному кодексу со стороны наставника благотворным образом повлияет на действия игроков. Тренер может и власть употребить, осудить грубияна, наказать его.
Виталий ИВАНОВ: Но предположим, часть тренеров окажется на должной высоте и твердой рукой поведет борьбу с фубиянами. А другие в погоне за очками закроют глаза на грубые действия своих воспитанников. Кто пострадает? Призывы к сознательности и выполнению профессионального долга — это хорошо, но не станут ли они полумерой?
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Сегодня, когда игра ведется на предельных скоростях, не всегда удается своевременно зафиксировать нарушение, особенно, если борьба идет у границы площади вратаря, в зоне угловых бросков. В одном случае скапливается масса игроков, в гуще которых и происходит большинство нарушений, недоступных глазу арбитра, в другом — арбитр просто-напросто не поспевает за ходом событий. Вероятно, назрела необходимость вывести на площадку третьего арбитра. Равноправную бригаду возглавит главный, в поле зрения которого войдет основная часть игровой площадки. Помощники будут действовать на своей половине поля, ограничиваясь контролем над сравнительно небольшой игровой зоной — от лицевой до 6-метровой линии. Так осуществится более строгий контроль над действиями всех игроков.
Виталий ИВАНОВ: Заманчивое предложение. Его можно проверить в одном из турниров, заодно опробовав игру с чистым временем. Но не повлияет ли все это на действия игроков и навыки арбитров в условиях международных игр?
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Опыт выступлений советских гандболистов за рубежом показал, что введенное в СССР правило 45 секунд не только не нанесло ущерба нашим спортсменам, но, наоборот, поставило их в более выгодные условия по отношению к соперникам, не поспевающим за высоким темпом игры наших команд. Таким же образом и предлагаемые изменения не могут оказаться отрицательными. В конце концов от игроков требуется всего лишь не нарушать правила игры, а от арбитров — квалифицированно и более внимательно пресекать грубость.
Виталий ИВАНОВ: Согласен. Тем более, что сегодня между советскими и зарубежными арбитрами разночтений в трактовке правил нет. Конечно, каждая страна имеет свою школу, традиции, индивидуальные особенности в манере судейства. Например, арбитры из ГДР при нарушении правил никогда не дублируют друг друга свистком. Каждый фиксирует нарушение в своей зоне. А вот наши арбитры порой стремятся пересвистеть друг друга. Но это — детали, не разночтение.
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Наши арбитры заслужили международный авторитет. Традиции, заложенные ветеранами, блестящими арбитрами прошлого, такими, как Н. Г. Суслов, Я. А. Гринбергас, первыми в нашей стране удостоенными звания судей международной категории, нашли свое продолжение. Сегодня во многих городах страны есть арбитры самой высокой международной квалификации. В течение многих лет с лучшей стороны себя зарекомендовали: рижане Витол и Кюзулис, тбилисец Чхартишвили, Скиндерис из Вильнюса, ереванец Саргсян. Отлично выполняют свои судейские обязанности и более молодые. Это дуэт из Тбилиси Данелия — Дзагания, из Ташкента Жуков — Сиротенко, Киселев — Кияшко из Краснодара. Кропотливая работа с молодыми судьями во время проведения чемпионата СССР, учеба на семинарах, обмен опытом способствуют их творческому росту. Но тем не менее нельзя снимать с повестки дня проблему повышения квалификации арбитров. У нас все еще встречаются разногласия в оценке тех или иных игровых эпизодов.
Виталий ИВАНОВ: Вероятно, не последнюю роль в решении этой проблемы играет методическая литература по судейству, которой, увы, не хватает.
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Да, надо умело пропагандировать кодекс игры среди игроков и тренеров. Делать это высококвалифицированно, доводя до сознания тончайшие нюансы.
Виталий ИВАНОВ: К сожалению, красную карточку приходится показывать и тренерам. Особенно много нарушений на соревнованиях женских команд. По существующим правилам арбитр в чрезвычайных случаях имеет право удалить тренера за пределы игрового помещения. Наступает очередной игровой день, и проштрафившийся тренер, до конца не остывший от конфликта, который подчас оборачивается потерей очков, вновь начинает портить кровь окружающим его людям. В международном футболе есть жесткое правило: нарушитель, удаленный с поля, пропускает очередную игру. Без дополнительных разбирательств. Это правило перенести бы на тренеров! Удален за пределы зала — не имеешь права руководить очередной игрой.
А ведь не секрет, что ряд тренеров, используя свой высокий авторитет, вполне сознательно идут на такие обострения, надеясь «поднажать» на психику арбитра.
Геннадий ОЧЕРЕТИН: Идя на принятие строгого, но справедливого решения, постоянно приходится думать о том, как избежать немилости «обиженного» тренера или именитого игрока, авторитет которых весьма высок. Хорошо, если и твой авторитет находится на таком же уровне. А если ты молодой арбитр, еще не завоевавший всеобщего признания?
Виталий ИВАНОВ: Есть такая поговорка: взялся за гуж — не говори, что не дюж. Да, роль арбитра требует смелости и принципиальности. Мы должны искоренять грубость решительными действиями арбитров, непримиримой позицией федераций и спорткомитетов. Необходимо энергичнее проводить воспитательно-правовую работу в командах, взять ее под жесткий контроль отделов гандбола, дисциплинарных комиссий. Каждый недостойный поступок, невзирая на личность нарушителя, должен получать соответствующую принципиальную оценку. И предаваться широкой гласности.