Готовя сборную юниоров СССР к чемпионату мира 1983 года, проводившемуся в Финляндии, мы со старшим тренером Спартаком Мироновичем просмотрели 34 кандидата в команду. Лучшими из лучших оказались представители 8 гандбольных клубов. Говорят, сборная — это лицо клубов. Каковы тенденции развития юношеского гандбола, следует ли сборная юниоров за национальной сборной страны? Да как же иначе! У кого же учиться молодым, если не у наших прославленных мастеров.
Когда тренеры нашей национальной сборной, они же наши главные консультанты, Анатолий Евтушенко и Юрий Климов, скажем, говорят, что у юниоров не все в порядке с длинными передачами или оставляют желать лучшего броски с задней линии, мы тут же принимаем безотлагательные меры.
Знаменитая «первая комбинация» сборной СССР была взята на вооружение и нами. Суть ее в довольно сложных многоходовых перемещениях практически всей линии нападения. Начинается комбинация входом в линию крайнего нападающего без мяча. В завершение на ударную позицию выводится полусредний, а центральный нападающий при этом уходит в угол площадки, центр же обороны противника «разрывается». Защитники не в состоянии предугадать, от кого ждать броска по воротам: от полусреднего, центрального, наконец, одного из линейных, основного или пристроившегося к нему крайнего нападающего.
Эта комбинация неоднократно приносила успех нашей национальной сборной. Понятно, что соперники детально ее изучили. Поэтому мы постарались несколько видоизменить комбинацию. Вместо того чтобы уходить в угол, наш центральный нападающий ставил заслон для полусреднего соперников, в угол же убегал линейный, а без мяча, в линию входил полусредний. Такая модернизация приносила нам успех в матчах чемпионата мира.
Как и в национальной сборной, в нашей команде наигрывались и отдельные связки. Например, связка разыгрывающего Геннадия Свириденко (он из минского СКА) с левым крайним Валерием Гопиным («Полет», Челябинск).
Хорошо получалась у нас и так называемая отсечка, применявшаяся победительницей VIII Спартакиады народов СССР сборной командой России. Суть этой короткой комбинации в отсечении нашим линейным Михаилом Жуковым (СКА, Минск) центрального защитника противника и входе в линию левого крайнего Валерия Гопина («Полет», Челябинск). Последний после ряда перемещений получал там пас, и бросок его чаще всего достигал цели.
Понятно, что Спартак Миронович не преминул перенести в юниорскую сборную и короткие связки по образцу наигранных в своей клубной команде — минском СКА: Свириденко — Жуков, Свириденко — Игорь Сазанков (ЦСКА), Свириденко — Андрей Тюменцев («Заря», Астрахань). В последнем варианте на площадке оказывались сразу два разыгрывающих. Своими обратными передачами они «разрывали» подвижную защиту противника, выстроенную по системе 3 + 3. Если на Свириденко выходил линейный или центральный защитник, Геннадий столь мастерски выполнял так называемую стяжку, что Тюменцеву не составляло труда пройти по месту правого полусреднего и провести бросок по воротам. Свириденко мог и сам проскочить на ударную позицию в центр.
Ориентировались мы на нашу национальную сборную и при комплектовании команды, но с учетом особенностей игры юниоров. Скажем, на чемпионате мира 1982 года в сборной СССР хорошо сыграл центральный разыгрывающий Владимир Белов из СК «Кунцево». При своем почти двухметровом росте он не только может пробить по воротам с дальней дистанции, но и обыгрывает соперников один на один, умело входит в линию. Именно в результате этого он и забил два решающих гола в финальной встрече со сборной Югославии.
Мы отдавали себе отчет, что на месте центрального разыгрывающего идеально было бы иметь высокорослых, атлетически сложенных и в то же время очень подвижных гандболистов. У нас игроков с таким сочетанием данных не было. Приходилось выбирать: или высоких, но малоподвижных, или не очень высоких, зато очень подвижных. Остановили свой выбор на последних.
Каждый из наших разыгрывающих — и Свириденко и Тюменцев — прекрасно видит поле, контролируя все трассы передач, хорошо взаимодействует с линейным и сам входит в линию. И что также очень важно — умеет в любую сторону обыграть один на один соперника, сделать нужную стяжку. На задней линии мы надеялись на своих бомбардиров Владимира Петрова (СК «Кунцево»), Игоря Сазанкова, Владимира Голубкова («Полет», Челябинск), и они оправдали надежды. Правда, среди них не было левши, столь необходимого на месте правого полусреднего. Юному Валентину Тиунчику (СКА, Минск), обладающему этим ценным для гандболиста качеством, пока рано было доверять место в основном составе. Свое слово ему предстоит сказать на нашем будущем чемпионате мира, в котором по возрасту он еще сможет принять участие.
Отлично провели весь чемпионат наши вратари Вадим Валейша (ЦСКА) и его дублер Игорь Чумак (СКИФ, Краснодар). Впрочем, «дублер» — это только так говорится. Скорее у них была полная взаимозаменяемость. Один защищал ворота до тех пор, пока брал или отбивал мячи, но стоило чему-то в его игре разладиться, как его место занимал другой. Именно Чумак прекрасно оборонял ворота в труднейших матчах с командами Чехословакии и ГДР.
Валейша включен в список кандидатов в сборную СССР, готовящуюся к Олимпийским играм. Кроме него в этот список вошли еще Александр Сокол и Олег Дьяков (оба ЗИИ), а также Петров.
Уровень мирового юниорского гандбола ныне характеризуется возросшим мастерством. Не менее восьми команд оказались почти равными по силе. Сборные Чехословакии, Югославии, ГДР, Швеции, ФРГ во встречах между собой побеждали с перевесом в один мяч, чтобы завтра с такой же разницей уступить. Команда, которая в финале вынуждена была добывать себе лишь пятое место, с таким же успехом могла бы бороться и за первое.
О том, насколько вырос юношеский гандбол, мы получили представление уже по матчу с командой Египта на предварительной стадии чемпионата. Этот коллектив наставляет польский тренер. Естественно, он постарался привнести в игру своих питомцев достижения польского гандбола. Египтяне хотя и оборонялись по системе «шесть в линию», но с выходящим в пределах 9 метров игроком, с надежно налаженной подстраховкой.
Каждый игрок египетской команды, участвуя в нападающих действиях, старается прижать своего «сторожа» поближе к воротам, чтобы освободить место для атаки полусреднего. Именно так действовал знаменитый польский бомбардир Ежи Клемпель, не уходивший с площадки, не забив 7—8 голов. Есть такой лидер — гандболист ростом под 2 метра — ив команде Египта. Только прикрепив к нему персонального сторожа, уже во втором тайме сумели мы добиться решающего перевеса 8 этом матче.
Силу сборной ГДР мы знали по встречам с нею на международном турнире и товарищеским матчам. Она обороняется, как и национальная сборная этой страны — победительница О.пимпиады-80, очень жестко, по системе 5 + 1, причем этот один выходит на соперника, владеющего мячом, и встречает его в 9 метрах на подступах к воротам. Обычно выходящий защитник невысок ростом. Но позади него непременно занимает место высокорослый блокирующий. К тому же вся линия защиты чрезвычайно подвижна. В нападении у гандболистов ГДР очень опасен левый полусредний Цейсс.
Мы выставили против Цейсса высокорослого Владимира Петрова. Но матч складывался явно не в нашу пользу. Пришлось провести ряд тактических замен. В конце концов все решила удачно найденная связка: центральный разыгрывающий Свириденко и бомбардир Олег Дьяков. Свириденко, умело обыгрывая на скорости центрального защитника соперников, начинал комбинацию, которую завершал Дьяков. Так наша команда вышла в следующую стадию чемпионата с двумя очками в активе.
Дьяков же забил решающий гол в крайне трудно складывавшемся для нас матче с командой Чехословакии. Забил за 7 сек. до конца в результате отлично разыгранной стяжки с отсечкой четвертого защитника.
Загадкой для нас была сборная юниоров Дании. До чемпионата мира мы с ней не встречались. Правда, знали, что датской школе гандбола присущи опорные броски, стремление к индивидуальному обыгрыванию, надежная игра полусредних. Полагали, что встретим все это и у юниоров. Наши предположения оправдались.
Решили против датчан выстроить оборону 5 + 1 смещенный. Выполнявший роль смещенного Свириденко не следовал за своим подопечным по всей площадке, не уходил за ним в линию, но зато неизменно встречал его в 9 метрах на подступах к воротам. Тем самым он перекрывал не только зону действия полусреднего, но и путь мячу из центра на левый край. Так было полностью отключено левое крыло нападения датчан, а оно у них сильнейшее. Это и решило исход встречи, лишний раз доказав, сколь важно иметь на вооружении разнообразные системы защиты и варьировать ими в зависимости от манеры игры конкретного противника.
Следует всегда быть готовым, что противник может преподнести тактический сюрприз. Именно так и случилось в нашем финальном матче со сборной ФРГ. Немецкие гандболисты построили свою оборону по системе 4 + 2, то есть сразу с двумя выходящими игроками. Нам пришлось срочно перестраивать линию нападения. Против выходящих защитников играли .уже знакомые читателю Свириденко и Дьяков. Оба они не чураются единоборства и частенько выходят в нем победителями. Да и сама необходимость бдительно опекать этих опасных нападающих вынуждала соперников волей-неволей предоставлять свободу действий нашему левому полусреднему Игорю Сазанкову. Своими проходами он «разрывал» линию обороны сборной ФРГ и не упускал возможности для взятия ворот.
Провели мы перестановки и в линии защиты. Понимая, что наших «маленьких» игроков оставлять против высокорослых полусредних сборной ФРГ нельзя, мы заменяли Константина Шароварова (СКА, Минск) Соколом (его рост 198 см), Свириденко — Жуковым. В результате счет 32:17, и золотые медали чемпионов мира у наших ребят.
Значит ли это, что все гладко в нашем юношеском гандболе? Хотелось бы, например, добиться лучшего взаимопонимания между тренерами сборной и клубных команд. Пока еще в этом вопросе не все благополучно. Например, Сазанков исправно выполнял в сборной роль основного бомбардира, а в ЦСКА же его упорно ставят на место разыгрывающего. В челябинском «Полете» и вовсе не находится места в основном составе Голубкову, отлично выступившему на чемпионате мира. Тренеры «Кунцева» предпочитают, чтобы Петров играл только в нападении, а на этих ответственных состязаниях в Финляндии он показал себя прекрасным защитником.